COVID-19 продолжает свирепствовать по всему миру. Рост числа инфицированных зашкаливает.
Между тем страны-участницы Организации договора о коллективной безопасности подходят к пику распространения коронавируса. Паниковать при этом не стоит, уверяют в организации, ситуация находится под контролем. Об этом стало известно во время переговоров генерального секретаря ОДКБ Станислава Зуся с секретарями совбезов стран-членов организации.
«Все страны, кроме Таджикистана, подошли к стадии пиковых показателей распространения эпидемии, при этом ситуация везде сложная, но контролируемая. Эффективность контроля над ситуацией достигается путем своевременного применения ограничительных и превентивных мер, принимаемых правительствами, структурами здравоохранения, санэпидемнадзора и компетентными органами», – цитирует генсекретаря пресс-служба организации.
В Центральной Азии первые случаи COVID-19 были зафиксированы в Казахстане 13 марта. Что происходит сегодня в Центрально-Азиатском регионе и с чем республики подошли к прогнозируемому пику?
Строжайший карантин в городах-миллионниках
В Казахстане с 16 марта действует режим чрезвычайного положения. На карантин закрыты города Нур-Султан, Алма-Ата и Шымкент, население каждого из которых превышает 1 миллион человек.
На 5 апреля случаи заражения коронавирусной инфекцией зарегистрированы во всех регионах Казахстана, сообщает республиканский оперативный штаб. Всего в республике выявлено 569 случаев заражения. Больше всех в столице Нур-Султане – 219, на втором месте Алма-Ата – 115. Выздоровевших в стране 36 граждан, жертвами инфекции стали 6 человек.
Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов проинформировал, что развернуто 3 920 инфекционных коек для лечения больных коронавирусной инфекцией, а также около 7 300 провизорных коек для пациентов с подозрением на нее. Имеющиеся реанимационные отделения рассчитаны на 180 тяжелых больных, оснащены 170 аппаратами искусственной вентиляции легких.
Накануне власти Казахстана объявили о строительстве быстровозводимых инфекционных больниц в трех крупнейших городах страны. По словам главы Минздрава, строительство планируется завершить в «кратчайшие сроки (15-20 дней)».
«Основной период заболеваемости придется на апрель-май, с пиком – в первой половине апреля. Министерство здравоохранения прогнозирует в этот период около 3500 заболевших. Строительство быстро возводимых инфекционных больниц позволит укрепить возможности Казахстана в реагировании и ликвидации не только пандемии коронавируса, но и других возможных эпидемий в последующем», – отметил министр.
К слову, в Министерстве сельского хозяйства РК 2 апреля подписан приказ «О некоторых вопросах вывоза отдельных товаров с территории Республики Казахстан». До 1 сентября текущего года из республики запрещено вывозить гречку, картофель, лук, семечки, сахар, подсолнечное масло. По квотам можно вывозить морковь, репу, свеклу, капусту, муку и мягкую пшеницу.
«Слетевшие головы» министров и чрезвычайный кредит
В соседнем Кыргызстане ситуация с распространением коронавируса также остается непростой. В стране зафиксировано 147 случаев заболевания, из них девять связаны с заражением медиков. За последние сутки зарегистрированы три новых случая, все они – в Бишкеке. Всего в столице подтверждено 20 случаев заражения. Больше всего больных в Джалал-Абадской области – 67, в Ошской – 47. Два человека умерли, но есть и вылечившиеся – девять человек. Таласская область – пока единственная «чистая зона».
Первые случаи коронавируса в республике были зафиксированы 18 марта на юге страны – в Сузакском районе заболели трое местных жителей, которые вернулись из малого хаджа (умры) из Саудовской Аравии. К слову, 80% завозных случаев приходится на Саудовскую Аравию и ОАЭ.
В Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и трех районах с 25 марта до 15 апреля действует режим ЧП. Гражданам строго запрещается находиться на улице во время комендантского часа с 20:00 до 7:00. В дневное время разрешено выходить из дома только в магазин, аптеку или медицинское учреждение. На помощь медикам мобилизуются волонтеры.
1 апреля президент Сооронбай Жээнбеков уволил вице-премьера Алтынай Омурбекову и министра здравоохранения КР Космосбека Чолпонбаева. «Под руководством вице-премьера Алтынай Омурбековой штаб должен был организовать работу всех специализированных лабораторий в полную мощь, обеспечить их запасом тест-систем, реагентов и расходных материалов. Эта работа не выполнена. Вирусологи и лаборанты в январе 2020 года неоднократно обращались к руководству Минздрава с просьбой закупить реагенты и тест-системы для проведения анализа и выявления людей, заразившихся коронавирусом. Однако их обращения были проигнорированы, – чуть позже пояснили решение главы государства в Совете безопасности. – Из-за неорганизованной работы Республиканского штаба, непринятия быстрых решений и безответственного отношения главы Минздрава допущены критические ошибки, в результате которых зараженные коронавирусом люди не были своевременно выявлены и изолированы в местах обсервации. Министерству здравоохранения поручалось приобрести запасы медикаментов и средств индивидуальной защиты, однако по большей части все ограничивалось только проведением совещаний».
Новым главой Минздрава назначен директор Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Сабиржан Абдикаримов, который 3 апреля официально признал, что в стране имеется проблема с нехваткой ПЦР-систем. По его словам, в лаборатории поступило более 17900 материалов на анализы. Из них по 9730 результаты получены, остальные 8108 анализов из-за отсутствия ПЦР-тестов законсервированы.
Борьбу с опасной инфекцией в Кыргызстане возглавил новый министр здравоохранения Сабиржан Абдикаримов
Спустя пару дней в республику поступило пять наборов тест-систем для ПЦР-диагностики. «Эти тест-системы позволят сделать 1 тысячу 100 анализов. В самое ближайшее время из Китая поступит еще 84 набора для ПЦР-диагностики. Также на днях мы ожидаем еще 90 комплектов из России и 360 – из Турции», – сообщил на брифинге С. Абдикаримов.
Получила республика и финансовую помощь – на днях был одобрен первый чрезвычайный кредит МВФ в мире с начала пандемии. Как заявила министр финансов Бактыгуль Жеенбаева, кредит МВФ пойдет на поддержку бюджета страны.
Международный валютный фонд выделил Кыргызстану $120,9 миллиона для борьбы с пандемией COVID-19. «Деньги позволят властям КР удовлетворить срочные потребности в платежном балансе, возникшие из-за вспышки коронавируса. Это также стимулирует донорскую поддержку и дает бесплатные ресурсы для расходов системы здравоохранения. Вспышка пандемии ослабила макроэкономические перспективы Кыргызстана и открыла разрыв в платежном балансе, который оценивается примерно в $400 миллионов», – отмечают в МВФ.
Готовность к худшему сценарию
В Узбекистане число зараженных коронавирусом возросло до 298 человек, такие данные приводит Минздрав республики. «Последние подтвержденные случаи также выяснены среди граждан, которые находились на карантине в стационарных условиях», – говорится во вчерашнем заявлении ведомства.
Вылечить от инфекции удалось 25 граждан. По данным Минздрава, на карантине сейчас находятся более 100 тысяч человек, в том числе более 23 тысяч – в стационарах. Двое граждан скончались.
С 27 марта в РУз введены жесткие карантинные меры: для людей старше 65 лет введен режим обязательной самоизоляции, Ташкент и областные центры закрыты на карантин, на улице запрещено появляться без защитных масок, а также пользоваться личным автотранспортом. С 6 апреля в Ташкенте, Нукусе, а также областных центрах режим самоизоляции становится обязательным для всех. Движение запрещается даже на велосипедах.
Правительство страны официально сообщило, что готовится к принятию пациентов в случае резкого увеличения числа инфицированных коронавирусом. Пресс-служба администрации Ташкента сообщила о том, что в Уртачирчикском районе Ташкентской области готова первая партия «контейнеров-палат», предназначенных для медгородка на 20 тысяч мест. Отрапортовали власти и о завершении строительства временных больниц в Юкоричирчикском и Зангиатинском районах.
Сейчас, согласно официальным данным, в Узбекистане большинство инфицированных коронавирусом проходят лечение в НИИ вирусологии в столице.
«Стерильная зона» ЦА
В Таджикистане на сегодняшний день не зафиксировано ни одного случая заражения коронавирусом. Однако, согласно официальным данным, с 1 февраля по 4 апреля в республике были взяты на карантин 6468 человек.
Представитель ВОЗ в Таджикистане Галина Перфильева официально подтвердила эту информацию. «На сегодняшний день никто не может сказать, почему в Таджикистане нет ни одного случая, возможно, совокупность факторов. Таджикистан проводит огромную работу по обеспечению карантина приезжающих. Сами жители очень редко выезжают за пределы страны, население очень бедное. В Таджикистан вирус может быть только завезен, с начала эпидемии карантин в республике прошли более 6 тысяч человек, и он выдерживался в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Люди с минимальными проявлениями заболевания были протестированы», – уверяет она.
Стоит отметить, что не только ВОЗ подтверждает официальную информацию таджикских властей, но и USAID. «Есть страны, где COVID-19 пока не обнаружен. Учитывая предыдущий опыт работы, я даже не ставлю под сомнение открытость Таджикистана в плане предоставления данных. Возможно, тесты пока не выявили случаев заболевания коронавирусом. На мой взгляд, в Таджикистане нужно увеличивать объемы тестируемых», – предположил 3 апреля директор офиса здравоохранения и образования в Центральной Азии Агентства США по международному развитию (USAID) Джошуа Карнс.
При этом Таджикистан все-таки ведет подготовку к возможной пандемии COVID-19 на своей территории. Так 2 апреля таджикская сторона обратилась за помощью в борьбе с распространением коронавирусной инфекции к России. Как сообщили в посольстве РФ в Душанбе, «Таджикистан просит предоставить стране медицинские маски, специальные халаты и защитные комбинезоны для медперсонала, а также перчатки и тесты для определения коронавируса».
В минувшую субботу, 4 апреля, Всемирный банк утвердил грант в размере 11,3 млн долларов для проекта экстренного реагирования на коронавирусную инфекцию в РТ. Проект направлен на поддержку системы здравоохранения для лечения пациентов с COVID-19. На эти деньги планируется закупить наборы для тестирования, лабораторные реагенты, средства индивидуальной защиты для медиков. А также обучить последних.