После того как в Кыргызстане были зафиксированы первые случаи заражения COVID-19, общество разделилось на два лагеря по отношению к религии. Напомним, что первыми инфицированными коронавирусом стали паломники, вернувшиеся из малого хаджа (умры) из Саудовской Аравии. Стоит отметить, что на поездку в умру квота Саудовской Аравии и разрешение Духовного управления мусульман Кыргызстана не требуются. Каждый желающий может поехать через туристические агентства.
Турагентств, занимающихся отправкой кыргызстанцев в паломничество, много. Сколько человек через них покупает такие «религиозные туры», выяснить сложно. Проверкой таких агентств, как обещают в комендатуре, займутся после того, как в республике наладится эпидемиологическая обстановка. Кроме того, ситуацию с коронавирусом в республике сильно усугубили миссионеры, вернувшиеся из даавата из Пакистана и Индии.
Вина религии или упущение властей?
Многие кыргызстанцы обвинили Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) в том, что оно не обратилось с призывом к потенциальным паломникам воздержаться от поездок в страны, где уже бушевал коронавирус, а также не говорило об обязательном обследовании по возвращении и соблюдении условий карантина. Некоторых имамов обвинили в распространении мнения, что главное лечение и спасение – это молитва. Кроме того, с первых чисел марта поднимался вопрос о временной отмене коллективных намазов в мечетях. ДУМК не взял ответственность за это, аргументировав тем, что не может верующим запретить ходить в мечеть.
«В соцсетях идут нападки, оскорбления, и столько ненависти, издевательств, проклятий в адрес возвратившихся верующих из умры. Возможно, кто-то специально провоцирует конфликт, разжигает ненависть. Есть и те, кто, даже не разобравшись, обвиняет Ислам, мусульман, наше духовное управление в том, что коронавирус пришел в Кыргызстан, – говорит теолог, специалист по исламскому праву, член Совета алымов КР Кадыр Маликов. – Виной всему якобы малый хадж. Между тем коронавирусом заражаются в любом месте и в любой точке мира. Но, к сожалению, вместо поддержки, вместо призыва к сплоченности идут обвинения и оскорбления.
Аллах испытывает нас здоровьем, болезнями, богатством, бедностью, и мы должны это понимать! Может быть, нами и были допущены какие-то ошибки в организации или в разъяснительной работе, но это не повод оскорблять религиозные чувства мусульман».
С такими мыслями трудно не согласиться. Но в той же мере стоит поддержать и точку зрения теолога на опасность невежества и фанатизма. «Есть и те, – говорит К. Маликов, – кто не приемлет вообще такое понятие, как профилактические меры, полагаясь во всем на Аллаха, или запрещает использовать спиртосодержащие вещества для дезинфекции. Впадая в крайности, искажая суть шариата, такое понимание ведет к фанатизму и заблуждению. Самое опасное – это невежество в разных формах, под видом светскости или религии, невежество и крайности порождают ненависть и мракобесие, независимо от веры или неверия».
В связи с распространением коронавирусной инфекции в КР все чаще звучат призывы о необходимости государственного контроля над некоторыми религиозными движениями, в частности над движением «Таблиги жамаат»*. В Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Китае и России движение признано экстремистским, деятельность которого находится под запретом.
«Заигрывание с религией выходит боком. Повсеместно заметно игнорирование решений властей религиозными последователями, и все они представляют секту «Таблиги жамаат». Крайне назрела необходимость обучения алымов азам санитарии, эпидемиологии, гражданским обязанностям и соблюдениям национальных законов. Мы являемся членами ОДКБ и ШОС, где это движение признано экстремистской организацией, мы тоже должны признать их таковыми. Властям надо пересмотреть отношение к «Таблиги жамаат» и его деятельности в стране, а особенно к миссионерам – дааватчи», – уверен политолог, эксперт по безопасности Токтогул Какчекеев.
Рука помощи под зеленым знаменем ислама
Несмотря на сложившуюся ситуацию, религиозные организации и религиозные благотворительные фонды страны не остались в стороне, и активно помогают населению в борьбе с COVID-19. Ведь вирус нанес удар не только по здоровью граждан, но и по их кошельку.
Пятничные намазы во всех мечетях страны были временно приостановлены 17 марта. Верховный муфтий КР Максат ажы Токтомушев призвал мусульман соблюдать меры предосторожности и отказаться от посещения мест массового скопления людей. Он напомнил, что ислам допускает корректировки в некоторых требованиях шариата. «Вместо жума намаз можно читать дома молитвы. Мечети не закроются, но в них будут находиться только имамы, которые будут призывать к молитве», – отметил Максат ажы Токтомушев.
ДУМК, которое, к слову, до сих пор недоступно для комментариев относительно ситуации с паломниками, 23 марта перечислило 700 тыс. сомов на счет борьбы с коронавирусом. Муфтият выделил эти деньги из заработной платы сотрудников ДУМК.
ДУМК оказало помощь малоимущим семьям в разных областях страны
Благотворительный фонд Qatar Charity выделил 3 млн. сомов на борьбу с коронавирусом. На эти средства были куплены и переданы в Министерство здравоохранения Кыргызстана 457 комплектов защитных костюмов для врачей.
Благотворительная организация Human appeal International, существующая за счет взносов Объединенных Арабских Эмиратов, обеспечила продуктами питания 400 нуждающихся семей. Списки малоимущих семей предоставила мэрия Бишкека. По словам Али Айоуби, директора Human appeal International в Кыргызстане, они намерены и дальше оказывать благотворительную помощь нуждающимся. Сумма пожертвований зависит от финансирования.
Мусульманское объединение «Центр Ас-Сафа» перечислило 250 тыс. долларов на борьбу с коронавирусом. Из них 27 тыс. поступили на официальный счет для борьбы с COVID-19. На остальную сумму были закуплены три аппарата искусственной вентиляции легких, 120 комплектов защитных костюмов для врачей и 14 тыс. экспресс-тестов.
Активную работу по оказанию помощи нуждающимся семьям проводят и местные благотворительные организации, такие как «Садака Джария» и «Элим Барсынбы». Они помогают продуктами питания малоимущим семьям, пенсионерам и инвалидам.
И молитвой, и делом
Православные храмы закрыли свои двери для прихожан 19 марта. Однако священнослужители, как уверяют в Бишкекской и Кыргызстанской епархии, несут свое послушание в усиленном режиме и готовы в любой момент оказать свою пастырскую помощь и поддержку, соблюдая при этом все меры безопасности и личной гигиены.
Ранним утром 24 марта по благословению епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила священнослужители Свято-Воскресенского кафедрального собора столицы объехали вокруг Бишкека с чудотворной иконой Божией Матери «Тихвинская» и ковчегом с частицей мощей святителя Николая Чудотворца.
После крестного хода, совершенного на автомобиле, состоялся молебен о спасении всех живущих в Кыргызстане и во всем мире.
Отдел социального служения и благотворительности во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского Бишкекской и Кыргызстанской епархии с первого дня карантина начал оказывать гуманитарную помощь людям, оставшимся без работы и средств к существованию. Каждый день сотрудники отдела милосердия вместе с волонтерами развозят пакеты с продуктами.
«Сегодня сестра милосердия Надежда привезла продукты по двум заявкам в отдаленную новостройку Ак-Ордо. Там очень сложная ситуация у многих семей. Не могут допроситься ни от кого помощи. Люди в полном отчаянии. Когда отдавала помощь, люди начали бежать из соседних домов, просили тоже им помочь. Жутко так. Детей много. Стали звать к себе домой, показать, что у них из продуктов осталось, – рассказывают в отделе. – Сейчас мы готовим поездку в Ак-Ордо, собираем помощь для людей, которые там живут, чтобы привезти продукты сразу большому количеству семей».
С начала введения режима чрезвычайного положения помощь в отделе получили 354 семьи. «Одни живут в шаговой доступности от нашего храма, другие в новостройках и близлежащих селах, куда невозможно добраться без спецпропусков. С каждым днем нарастает поток просьб о помощи на WhatsApp и мобильный телефон отдела. Заявки поступают с раннего утра до глубокой ночи. Все заявки похожи друг на друга. Люди страдают от того, что им нечем кормить своих детей и стариков. Часто стали просить о помощи своим семьям мужчины, чего раньше не было. Мы помогаем, насколько хватает ресурсов и сил. Если не хватает, делимся заявками с нашими друзьями из объединенной группы добровольцев», – добавили в отделе милосердия.
И помощь идет. К примеру, Первый детский хоспис и компания «Петролеум» пожертвовали талоны на 100 литров бензина для объединенной группы автодобровольцев, в которую вошел и отдел социального служения и благотворительности епархии. Талоны распределены между добровольцами отдела, фонда «Руки добра» и Добровольного отряда спасателей. Помощь оказывают и некоторые организации, и частные лица.
В связи с пандемией коронавируса 8 апреля православная церковь организовала горячую линию. «Таким образом мы помогаем в духовном окормлении и получении Таинств в условиях пандемии, а также предоставляем социальную помощь нуждающимся», – отметили в епархии.
Вместо послесловия
Сейчас, когда страна, как и все мир, переживает трудные времена, не время искать виновных и устраивать гонения. Пережить пандемию и победить заразу можно только общими усилиями и взаимопомощью.
______________________________
Фото: http://ummamag.kg/; https://ru.sputnik.kg/