СПГ – угроза или будущее российской газовой отрасли? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

СПГ – угроза или будущее российской газовой отрасли?

События на мировом газовом рынке последних лет стали развиваться стремительными темпами. Конкуренция ведущих производителей голубого топлива уже привела к тому, что торговля газом из сферы экономики все больше стала перетекать в политическую плоскость. При этом с каждым годом поставщикам стало все труднее диктовать свои условия покупателям, а сам по себе рынок приобрел чрезмерную волатильность. Сегодня в копилку проблем газовой отрасли добавились падение цен на нефть и пандемия коронавирусной инфекции, которая серьезным образом сократила потребление углеводородного сырья во всем мире, а также отправила мировую экономику в нокдаун.

Не могла обойти нынешняя ситуация и Россию, в которой доходы от продажи газа уже много лет являются одними из важнейших источников пополнения бюджета. При этом в российской газовой отрасли в последнее время появился ряд разнонаправленных тенденций, которые создают определенную неясность ее будущего. Речь в данном случае идет о балансе между трубопроводным газом и сжиженным (СПГ).

Как отмечают аналитики, на протяжении последних лет СПГ превратился, с одной стороны, в явный драйвер перемен на европейском рынке, а с другой – создал множество проблем как экономических, так и политических. Например, именно сжиженный газ является инструментом, которым США стремятся снизить влияние России в Европе, увеличив при этом зависимость европейских стран от американских поставок. Польша, страны Прибалтики и Центральной Европы, Балканы и многие другие уже снизили потребление российского голубого топлива, заменив его на СПГ, в том числе и американский.

Кроме того, СПГ влияет на конфликт России и Украины по новому контракту на транзит газа и невозможность в запланированные сроки закончить «Северный поток - 2», а также на финансовое состояние «Газпрома». Более того, именно сжиженный газ может стать определенным яблоком раздора и в самой РФ, где на этой почве столкнулись интересы «Газпрома», продающего трубопроводный газ, и частного НОВАТЭКа. Предполагалось, что последний должен был стать одним из российских инструментов в разворачивающейся борьбе за передел глобального рынка газа. Однако, как показывают события последнего времени, между двумя компаниями все больше стало ощущаться напряжение, готовое вылиться в серьёзный конфликт. В начале апреля в «Газпроме» и вовсе заявили, что «новые проекты по сжижению природного газа в России рискуют не окупиться», а «доходы российского бюджета будут снижаться из-за замещения экспорта трубопроводного газа экспортом СПГ с низкими налоговыми отчислениями (отсутствие экспортной пошлины и НДПИ)».

На первый взгляд, вышеуказанное заявление одного из топ-менеджеров «Газпрома», предрекшего «прямые убытки государства при реализации экспорта газа с СПГ-проектов в ущерб трубопроводному экспорту», можно объяснить стремлением снизить внутреннюю конкуренцию, для того чтобы российский монополист получил возможность и дальше безраздельно властвовать на газовом рынке страны. Однако на самом деле ситуация намного сложнее, а проекты по СПГ, действительно, являются крайне рискованными в краткосрочной перспективе. Например, если взглянуть на недавнюю статистику, то оказывается, что поставки трубопроводного газа в Европу приносят «Газпрому» больше доходов, чем экспорт российского СПГ НОВАТЭКу и другим производителям.

Так, за январь-февраль с. г. «Газпром» экспортировал газ в среднем по $ 155 за 1 тысячу кубометров, а российский СПГ поставляли по $ 100. Однако и здесь есть один нюанс – за этот же период российский газовый монополист понес самые большие потери: его экспорт сократился на 24,6% – до 32,5 млрд кубометров, а доходы упали на 51,3% – до $ 5 млрд. В то же время российские поставщики СПГ недополучили всего 4,7% ($ 64 млн) доходов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – $ 1,37 млрд. При этом у них произошел существенный рост поставок – на 49,8%, или 13,6 млрд кубометров. И такая двойственность ситуации, действительно, заставляет задуматься о том, какое будущее ждет газовую отрасль России в связи с развитием рынка СПГ.

Стоит напомнить, что потребление СПГ в мире растет последние 40 лет. Только с 2000 года оно выросло в 3,5 раза – со 100 млн тонн до 355 млн в 2019 году. При этом в 2018 году СПГ уже занимал около 40% мировых поставок газа, а в Минэнерго России ожидали к 2035 году спрос на него на уровне 600 млн тонн, или 51% от общего рынка. Всего на сегодняшний день СПГ экспортируют 18 государств, в том числе Россия, а покупают более 40. При этом главными игроками, определяющими стоимость сжиженного газа, считаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на который изначально и ориентировались российские проекты по СПГ.

Россия решила включиться в гонку по наращиванию сжиженного газа в конце прошлого десятилетия. Первый российский завод по производству СПГ мощностью 9,6 млн тонн в год открыли в феврале 2009 года на Сахалине в рамках проекта «Сахалин-2». Он производит уже 11 млн тонн, а в 2024-2026 годах запланирован запуск третьей линии, мощность которой составит 5,4 млн. Примечательно, что 50% плюс одна акция проекта принадлежит «Газпрому», а большая часть полученного СПГ направляется в Японию.

Вторым проектом стал построенный в 2017-2018 годах НОВАТЭКом «Ямал СПГ» (у российской компании 50,1% акций). Три линии данного завода получили мощность в 18 млн тонн (четвертая линия еще на 0,9 млн тонн должна быть достроена в текущем году) и также были рассчитаны на азиатское направление. Однако в прошлом году практически весь объем был направлен не в АТР, а в Европу, что и вызвало со стороны «Газпрома» обвинения в конкуренции с российским трубопроводным газом.

«Ямал СПГ» – интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа

Кроме того, в нынешнем году «Газпромом» планируется запуск завода «СПГ-Портовая» на берегу Финского залива мощностью 1,5 млн тонн, а также строительство «Владивосток СПГ» такой же мощности. В 2023-2024 годах должны заработать еще один газпромовский проект «Балтийский СПГ» на 10-13 млн кубометров и «Арктик СПГ-2» на 19,8 млн кубометров от НОВАТЭК. При этом последний намерен до 2023 года построить на Ямале «Обский СПГ» мощностью 4,8 млн кубометров. Помимо этого, в сентябре 2019 года еще и «Роснефть» заявила о начале проектирования завод «Дальневосточный СПГ» на 6,2 млн. тонн.

В целом же на сегодняшний день совокупная мощность СПГ-проектов в РФ достигла уровня в 28,5 млн тонн, и, по подсчётам экспертов, все они позволят стране к 2024 году поставлять 47,9 млн тонн СПГ, а к 2035 году производство может достигнуть 120-140 млн тонн. Однако следует заметить, что столь бурное включение России в борьбу за рынок СПГ может привести к непредсказуемым результатам, как минимум с экономической точки зрения.

Можно вспомнить, например, что в 2019 году предложение на рынке СПГ уже превысило спрос примерно на 6%, что в абсолютных цифрах составило 20 млн тонн. В случае же роста данного рынка, в условиях наблюдающегося снижения потребления, в том числе из-за смены климата, эта цифра может только расти. Кроме того, нельзя забывать, что сжижение природного газа, несмотря на постоянное совершенствование технологии, продолжает оставаться финансово очень затратным, а транспортировка и регазификация еще больше увеличивают его себестоимость. В то же время трубопроводный газ имеет крайне небольшие начальные затраты перед поступлением в газопровод, которые составляют около $10 на тысячу кубометров против начальных $60 для СПГ.

Помимо этого, для государства продажи трубопроводного газа в настоящее время выгоднее, так как в его цену включается экспортная пошлина в 30%, которая идет в бюджет. По результатам января–февраля она составила примерно $ 1,5 млрд. Производители же сжиженного газа с целью развития отрасли на сегодня освобождены от пошлины и ряда иных налогов. Все это в совокупности и создает серьезный клубок противоречий на газовом рынке России, грозя сложностью возврата инвестиций в СПГ в будущем.

Однако, несмотря на все противоречия, нельзя говорить о том, что участие в проектах по СПГ является для России бесполезным, в том числе и с точки зрения геополитических целей государства. Так, отказываясь от газпромовского трубопроводного газа и покупая сжиженный газ на биржах от НОВАТЭК, европейские потребители все равно приобретают российское сырье. Таким образом, Москва сохраняет свои позиции на газовом рынке Европы и создает противодействие давлению со стороны иных игроков, в первую очередь США.

Кроме того, запланированные проекты, которые ориентированы сегодня на страны АТР, также должны будут ослабить позиции других поставщиков СПГ, позволив России в будущем занять лидирующее место на данном рынке. Вероятно, именно поэтому сегодня в российском правительстве практически не реагируют на обоюдные обвинения «Газпрома» и НОВАТЭКа, так как обе компании, даже соперничая внутри страны, так или иначе делают общее дело – обеспечивают национальные интересы России.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4601
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика