Ситуация с падением мировых цен на нефть, усугубленная социально-экономическими последствиями коронавируса, обусловила просьбы ряда стран СНГ к России насчет снижения цен на российский газ. Обоснованные просьбы? Хотелось бы с порога сказать да, но, если присмотреться к их характеру, то все оказывается не таким однозначным.
Дело не только в том, что понижение мировых нефтяных цен автоматически влечёт за собой снижение газовых расценок, чем и намерены пользоваться постсоветские страны-потребители российского газа. Это одна сторона медали. Вторая же в том, что ценообразование на российский газ для ближнего зарубежья происходит на базе взаимозависимости нефтяных и газовых цен на мировом рынке, и ряд стран ближнего зарубежья уже неоднократно добивались от РФ ценовых льгот для себя в рамках всевозможных корректировок/дополнений к контрактным условиям.
И на сей раз появляются «индивидуальные», притом всё более настойчивые запросы к Москве насчет новых корректировок цен. Даже союзники России (а может, они-то как раз в первую очередь) рассчитывают на такие корректировки.
Так, президенты Белоруссии Александр Лукашенко и премьер-министр Армении Никол Пашинян в беседе, состоявшейся в конце марта, взаимно посетовали на то, что «существует завышенный уровень цен на природный газ из России». Они отметили, что такой уровень не соответствует мировому уровню и складывающейся ситуации в целом.
Ту же позицию Н. Пашинян высказал на днях российскому руководству. А первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой недавно заявил, что Минск «не исключает небольшой корректировки цены российского газа для республики на текущий год». Более конкретно на днях на этот счет высказался министр энергетики страны Виктор Каранкевич: «Белорусская сторона инициировала перед ПАО «Газпром» вопрос о пересмотре в сторону снижения стоимости поставляемого в 2020 г. в Беларусь природного газа». Поскольку, мол, «прослеживается ярко выраженная динамика снижения мировых цен на энергоносители, в том числе на природный газ».
То есть о соблюдении условий ранее заключенных контрактов речи не идет. А что предлагается? В. Каранкевич: «В качестве одного из механизмов пересмотра предложена возможность покупки определенных объемов газа на биржевых площадках по конкурентным ценам». То есть речь идет о разовых контрактах (например, максимум на два месяца) в расчете на то, что биржевые цены на газ если и не упадут снова, то по крайней мере сохранятся низкими в течение года.
Словом, так союзники России по ЕАЭС пользуются ситуацией.
Молдова – еще один пример использования нынешней ситуации на мировом нефтегазовом рынке и злоупотребления периодическими послаблениями РФ в ценах на поставляемый газ по годовым (то есть некраткосрочным) контрактам. «...К 4-му кварталу 2020 г. цена газа для Молдовы понизится со 180 до 100 долл. за тысячу кубометров», – заявил на днях президент страны Игорь Додон. Тем более что, по его словам, мировой ценовой тренд имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Что же касается ценовых пропорций в годовом контракте, г-н Додон подтвердил послабления Москвы: «Мы в настоящее время ведем переговоры с «Газпромом». С начала года газ импортировался по цене 176 долл. за 1 тыс. кубометров газа, а с 1 апреля цена стала меньше на 10-15 долл.». По его словам, с 1 июля цена вновь уменьшится: примерно до 135 долл. за 1 тыс. кубометров.
Очевидно, что такие послабления выгодны импортерам еще и потому, что при падении мировых цен рождают соблазн: почему бы не добиваться дальнейших ценовых льгот? Что предметно пояснил И. Додон: «Ныне действующий контракт с «Газпромом» выгоден для Молдовы». Потому что «с падающей ценой на нефть снижается и цена на природный газ, что позволит нам снизить тарифы для бытовых и промышленных потребителей».
Характерно и то, что, объясняя, почему Болгария покупает газ у «Газпрома» по 140 долл. за 1 тыс. кубометров, а Молдова по 176 долл., президент отметил, что «Болгария импортирует газ по текущей цене на газ». Поэтому «летом мы будем вести переговоры о возможном переходе республики на закупку природного газа по текущим ценам на международных рынках».
Очевидно, что такие корректировки со стороны РФ в пользу постсоветских стран-импортеров обусловлены и политическими факторами. Но не может же это продолжаться бесконечно. Тут есть вина самой Москвы. Во взаимоотношениях России с другими странами экс-СССР, особенно СНГ, отсутствуют, по оценкам многих профильных экспертов, единые правила ценообразования и корректировок в этой сфере. В отличие, например, от БЕНИЛЮКСа и в целом – Евросоюза. Перемены к лучшему можно ожидать с вступлением в силу планируемого введения в ЕАЭС единого рынка газа и единых экономико-правовых норм его транспортировки (и транзита), но это не раньше 2025 г. А в отношении всего СНГ такого проекта вообще не планируется. Во всяком случае, в рамках зоны свободной торговли СНГ в составе 8 стран (государства ЕАЭС, Молдова, Узбекистан, Таджикистан), действующей уже почти 10 лет, сегмент поставок/транспортировки газа отсутствует.
Ввиду означенных факторов даже между РФ и Белоруссией, как известно, почти ежегодно возникают проблемы как с поставками газа, так и с ценообразованием. В большинстве случаев российская сторона учитывает пожелания, а в последние годы – уже и требования Минска по ценовым «послаблениям». Стоило же российской стороне в прошлом году проявить твердость, увязав решение вопроса с дальнейшими шагами в рамках интеграции России и Белоруссии, как из Минска тут же раздалось: «На хрена нужен кому такой союз?»
Былая податливость Москвы, разумеется, порождает соблазн и у других стран – «ближних» импортеров насчет аналогичных преференций со стороны РФ. Тем более тому способствует, повторим, взаимопривязка в экспортном ценообразовании на нефть и газ.
А так как среднемировые цены на нефть и газ существенно упали, то упомянутая взаимопривязка подвигает ближнее зарубежье на стремление отказаться от годовых и тем более среднесрочных контактов с РФ по газопоставкам. Последние предусматривают стабильные цены и гарантированно не корректируются на понижение в зависимости от мировой конъюнктуры и тем оказываются российским партнерам невыгодными.
К сожалению, Москва, нередко руководствуясь лишь политическими факторами, пренебрегает своими экономическими интересами и принимает на веру сетования соседей о растущей нехватке/дороговизне газа, а потому идёт им на ценовые уступки. А надо бы настаивать на выполнении ранее заключенных соглашений.
Это тем более необходимо, что, судя по всему, значительная часть ввозимого газа в тех же странах накапливается про запас. Чтобы потом требовать снижения от РФ цен ввиду того, что потребность этих стран для текущего потребления снижается. Периодически именно такова, напомним, «газовая дипломатия» стран ЕС, Турции, Украины, Грузии в отношении России. А теперь на эту же дипломатию, не исключено, рассчитывают и ее союзники…