«Справедливая Россия» 13 апреля опубликовала на своем сайте заявление главы партии Сергея Миронова, призвавшего Минздрав и правоохранительные органы обратить серьезное внимание на эпидемиологическую обстановку в среде трудовых мигрантов. Положение, складывающееся в этой сфере, обнажило давно назревшие проблемы миграционной политики, требующие безотлагательного решения.
С. Миронов обратил внимание на очевидные, в общем-то, вещи, которые в последнее время, как ни странно, оставались вне поля зрения не только властей, но и экспертного сообщества. Проживающие в России мигранты не охвачены системой медицинского страхования и наблюдения, и картина происходящего сегодня в их среде, не ясна. Неизвестна даже общая численность находящихся в России трудовых мигрантов, которая, по экспертным оценкам, составляет от 10 до 12 млн., в том числе 1,5-3 млн. в Москве. Многие из них являются нелегалами, то есть работают без оформления документов. Живут мигранты скученно, в связи с чем опасность распространения среди них коронавирусной инфекции особенно высока. А в связи с тем, что многие из-за кризиса потеряли работу и в условиях закрытых границ не могут вернуться на родину, их пребывание в РФ создает не только эпидемиологические, но и криминогенные риски.
Все озвученные С. Мироновым проблемы существуют и в реальности являются еще более острыми, чем об этом говорит политик, причем довольно давно. Просто в условиях пандемии коронавируса выглядеть они стали гораздо более рельефно. После экономического кризиса 2015-2016 гг. количество мигрантов в России несколько сократилось, но в последние годы оно вновь стало увеличиваться. При этом реальная численность мигрантов в России сегодня никому не известна, а миграционная статистика МВД позволяет давать лишь приблизительные оценки. Так, за 2019 г. на миграционный учет органами МВД было поставлено 19,5 млн. человек, 5,5 из которых в качестве цели прибытия указали работу. Снято с миграционного учета в прошлом году было 16,5 млн. человек, что отнюдь не означает факт покидания этими лицами страны. Многие мигранты из стран СНГ выезжают в соседний Казахстан или Украину и тут же снова въезжают в Россию, получая тем самым возможность вновь находиться в ней 90 дней без регистрации.
Никому не известна и точная численность нелегальных мигрантов. В октябре 2017 г. первый заместитель главы МВД Александр Горовой оценил их количество в 2,6 млн. человек, подчеркнув, что оно снижается, а 2 млн. иностранцев уже запрещен въезд в Россию. В декабре 2018 г. врио начальника Главного управления МВД по вопросам миграции Валентина Казакова в ходе пресс-конференции заявила, что численность нелегально пребывающих в России иностранных граждан составляет 2 млн. человек, а количество иностранцев – 10 млн. Включает ли последняя цифра «нелегалов», из контекста ее заявлений не ясно, но их суммирование как раз и дает 12 млн. человек. Количество нелегальных мигрантов, если верить этим данным, вроде бы должно снизиться сразу на 0,6 млн. На та же статистика МВД внушает в этом большие сомнения. Так, за 2019 г. количество фактов постановки на миграционный учет в России выросло на 1 млн. 754 тыс., а число трудовых патентов – почему-то всего на 95,5 тыс.
По самым последним данным, обнародованным МВД в ответ на запросы СМИ, легально в России сегодня находятся 2,5 млн. трудовых мигрантов, включая 1 млн. 14,5 тыс. граждан Узбекистана, 507 тыс. – Таджикистана и 89,2 тыс. – Украины. К ним относятся те, кто оформили патенты на право ведения трудовой деятельности. Еще 353,2 тыс. являются гражданами Киргизии, которым после вступления страны в ЕАЭС оформлять патент не нужно. По отношению к общей численности трудовых ресурсов в России «легальные» мигранты составляют всего 2,5%. Но при этом реальное их количество в 4-5 раз больше: по оценкам того же МВД, составляет 10-12 млн. человек. А это уже дает 10-12% от численности трудовых ресурсов. То есть каждый восьмой-десятый работник в России является трудовым мигрантом. Их общее количество сопоставимо с численностью жителей таких европейских стран, как Бельгия, Греция или Чехия, и больше населения Болгарии, Сербии, Австрии и целого ряда других государств ЕС.
В условиях пандемии коронавируса мигранты, обычно снимающие одну квартиру на несколько человек (а то и десятков) или же сотнями проживающие в хостелах, оказались в числе наиболее уязвимых групп населения. И среди них уже фиксируются случаи массового заражения. Так, 13 апреля стало известно, что в ходе рейда сотрудников Роспотребнадзора и силовиков коронавирус был обнаружен у 10 мигрантов, проживавших в хостеле поселка Новосергиевка Всеволожского района Ленинградской области. Всего в хостеле, который работал нелегально, проживали 474 мигранта. Под подозрение попали еще 14 из них, а потенциально вирус мог быть обнаружен у более чем половины постояльцев хостела. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, как сообщает на своей странице «Вконтакте» Всеволожский медиацентр В1, назвал этот случай «инфекционной бомбой», которая способна резко увеличить число заболевших в Новосергиевке. 14 апреля, как сообщает «Фергана», коронавирус подтвердился у еще более 30 жильцов хостела.
В тот же день «Радио "Озоди"» (таджикская служба радио «Свобода») со ссылкой на анонимный источник в посольстве Таджикистана сообщило, что коронавирусом в России заразилось не менее 15 граждан республики, включая нескольких мигрантов. При этом реальное количество зараженных может быть в несколько раз больше. Вызывать скорую помощь многие мигранты боятся, судя по всему, из-за своего нелегального положения. В публикации приводится история таджикского мигранта по имени Мухаммад, проживающего с семьей в московском районе Копотня. 10 апреля после восьми дней заболевания ему удалось, наконец, поместить в больницу своего пожилого отца с признаками заражения коронавирусом. Но, помимо него, в квартире проживают еще семь человек, и все они могут быть заражены. В самом Таджикистане коронавируса, если верить официальным данным, не обнаружено, и возвращения больных соотечественников власти и жители республики откровенно опасаются, предпочитая, чтобы затраты на их лечение легли на российский бюджет.
Среднеазиатские государства активно лоббируют интересы своих трудовых мигрантов по дипломатическим каналам. 11 апреля верхняя палата узбекского парламента (сенат) обратилась к Совету Федерации с посланием, попросив в условиях пандемии отсрочить до ее окончания выплаты по патентам и не привлекать в этот период мигрантов к административной ответственности. 14 апреля с аналогичным заявлением выступил посол Таджикистана в России Имомуддин Сатторов, который обратился к работодателям с просьбой «не выбрасывать на улицу своих работников», поскольку их рабочие руки будут нужны для восстановления экономики после окончания эпидемии. Правительство России, по его словам, могло бы пойти мигрантам навстречу и отстрочить внесение платежей по патентам до тех пор, пока они вновь не начнут работать. Реакция российских властей, уже позволивших мигрантам в льготном порядке продлить документы на право пребывания в РФ, пока остается неизвестной.
Как отмечают аналитики, речь при этом идет о странах СНГ, которые не являются участниками ЕАЭС, а потому никаких особых юридических оснований для предоставления льгот своим трудовым мигрантам не имеют. Но, как видим, рассчитывают на них.
При этом ситуация в среде мигрантов действительно сложная. Меры российского правительства по обеспечению занятости на них не распространяются, а в условиях резкого падения спроса и деловой активности они первыми попадают под сокращение, не имея при этом возможности выехать на родину. Пока еще у большинства мигрантов сохраняются какие-то сбережения, но, если карантин продолжится, ситуация вскоре может стать критической. В Таджикистане, половину ВВП которого составляют денежные переводы работающих в РФ мигрантов, уже раздаются призывы раздать пахотные земли 400 тысячам семей, которые тем самым хотя бы получат возможность прокормить себя.
Вместе с тем в условиях, когда 27% российских компаний планируют снизить зарплаты, а 37% думают о сокращении персонала, проблемы мигрантов отнюдь не являются для России ключевыми. Напротив, их отток мог бы снизить напряжение на рынке труда и решить ряд давно назревших проблем, включая занижение зарплат у лиц коренного населения и их вытеснение из целого ряда отраслей мигрантами, труд которых из-за более низкой оплаты и отсутствия социальных обязательств для работодателей выгоднее.
Стратегически количество мигрантов в России является слишком большим, инструменты миграционной политики давно нуждаются в совершенствовании. Стресс-тест российской экономики, которая весной этого года не получит нового притока мигрантов, позволит лучше понять, какое их количество действительно необходимо и как в этой ситуации чувствуют себя Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, столь сильно зависящие от денежных переводов из РФ.