В Ереване надеются на успех газовых переговоров с Москвой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

В Ереване надеются на успех газовых переговоров с Москвой

Вице-премьер Армении Мгер Григорян 31 марта обратился с письмом к главе российского концерна «Газпром» Алексею Миллеру с предложением начать новые переговоры по поводу снижения нынешней цены на газ на границе. Сейчас Армения закупает голубое топливо по цене в 165 долларов на границе. Внутри страны основной тариф составляет порядка 280 долларов по нынешнему курсу (1 доллар = 485 драм). Данное обращение связано с негативным влиянием пандемии коронавируса на социально-экономическое развитие страны. Было также озвучено предложение установить возможность расчетов за импортируемый газ в национальных валютах.

Параллельно обращению М. Григоряна дочерняя компания российского концерна «Газпром-Армения» опубликовала заявку в Комиссию по регулированию общественных услуг Армении на изменение тарифов для населения. Как отметил вице-премьер на пресс-конференции, в заявке «Газпром-Армения» заложены планы по новым инвестициям в газотранспортную систему республики. Но нужны эти инвестиции на самом деле или нет, станет ясно по итогам обсуждений в КРОУ.

Для понимания ситуации сообщим читателям, что, в отличие от других стран, «Газпром» при поставках газа в Армению продает газ другой российской компании – своей дочке «Газпром-Армения», 100% акций которой принадлежит российскому акционеру. Последние 20% акций «Газпром-Армения», принадлежащие правительству Армении, были приобретены в счет долга в 2013 году. Компания также осуществляет транспортировку, хранение, распределение и реализацию газа, реконструкцию и расширение газотранспортной системы и мощностей по подземному хранению газа на территории республики. Поэтому, когда говорится о цене газа для Армении, то речь идет о цене газа на её границе, по которой «Газпром» продает там газ своей дочерней компании. Все остальные ценовые вопросы решаются между «Газпромом-Армения» и Комиссией по общественным услугам (КРОУ).

Как и ожидалось, 1 апреля «Газпром-Армения» предоставила заявку в КРОУ, в которой предлагает пересмотреть тариф на газ для армянских потребителей. В заявке компании, опубликованном на единой информационной площадке, ЗАО «Газпром-Армения» и ООО «Трансгаз» (дочерняя структура) намерены обратиться в КРОУ для пересмотра тарифа на предоставляемый потребителям газ, а также услуги оператора газоснабжения («Газпром-Армения»), распределения природного газа («Газпром-Армения») и транспортировки газа («Трансгаз»).

Предлагается, чтобы изменения вступили в силу с 1 июля 2020 года для всех потребителей, за исключением ТЭЦ, для которых предложенные тарифы вступят в силу месяцем позже. В заявке компания предлагает, в частности, для потребителей, имеющих право на семейное или социальное пособие, потребляющих до 600 куб. м газа в год, повысить тариф с нынешних 100 тыс. драмов (все цены представлены с учетом НДС), до 135 909,6 драма (280 долларов) за 1 куб. м.

Для потребителей, которые используют до 10 тыс. куб. м газа в месяц, предлагается понизить тариф на газ с нынешних 139 тыс. драмов до 135 909,6 драма за 1 тыс. куб. м. «Газпром-Армения» также предлагает пересмотреть тарифы на услуги оператора системы газоснабжения. Тариф на распределение природного газа предлагается снизить, а тарифы на услуги по транспортировке наоборот – повысить.

На данный момент стоимость газа для пяти различных групп потребителей составляет в среднем $255 за 1 тыс. куб. м, при этом теплицы и перерабатывающие предприятия платят ниже среднего показателя, поскольку их поддержка – один из приоритетов правительства.
Для социально необеспеченных граждан тариф составляет порядка $200 за 1 тыс. куб. м, а для рядовых потребителей – $280, для крупных компаний – $240, т. е. фактически тариф выше среднего приходится только на одну потребительскую группу.

Несколько слов об инвестиционном пакете «Газпром-Армения». Согласно заявке, представленной в КРОУ, до 2030 года предполагается инвестировать в газовую систему Армении $500 млн. В своем интервью телекомпании «Еркир – медиа» председатель КРОУ Гарегин Баграмян считает эти инвестиции «очень важными на данный момент». По его словам, в газораспределительную систему страны в последние годы практически не осуществлялось серьезных вложений, есть проблемы с ведущим из Грузии газопроводом, с обеспечением необходимого давления на газопроводе.

«Если мы смотрим в будущее и хотим заниматься развитием электроэнергетической системы, а как вы знаете, мы строим третью ЛЭП в Иран, которая предполагает экспорт в более высоких объемах, и в страну будет поступать больше газа, то газотранспортная система должна будет готова принять данные объемы. Так что для обеспечения стабильной и безопасной эксплуатации данные инвестиции уже стали актуальными», – сказал Г. Баграмян.

Одновременно он дал ясно понять, что заявления и публикации, которыми пестрит армянская пресса, о росте тарифа на поставляемый в Армению природный газ на 36% являются манипуляциями. В представленной «Газпром-Армения» заявке предусматривается рост тарифа для социально обеспеченных граждан на 36%, но при этом предусматривается понижение тарифов для более крупной категории – остального населения.

Ряд экспертов считают, что если российский газ подешевел на рынке, то для Армении он тоже должен стать дешевле, чтобы не обходиться местным потребителям дороже, нежели европейским. Армянский экономический эксперт Ваагн Хачатрян полагает, что «ранее эта ситуация преподносилась нам таким образом, что понижению цен на газ для Армении мешает отсутствие должного уровня отношений между правительствами Армении и России. Иными словами, давалось политическое объяснение. В сегодняшней ситуации вдруг выяснилось, что в тяжелом положении оказался уже и «Газпром», у которого Европа уже не может покупать газ даже по существующей биржевой цене в $55 за 1000 кубометров. Причина – переполненные газохранилища».

       

Таким образом, причины возникновения вопросов о снижении цены на газ для Армении, по его мнению, вполне обоснованны и понятны. Тем не менее, как он считает, правительству было бы правильнее войти в положение «Газпрома» и пойти России в этом вопросе навстречу. Договоренности по газу между нашими странами не должны являться исключительно способом наполнения карманов за счет дружественной России. В конце концов, обе страны являются членами Евразийского экономического союза и идут к единому электроэнергетическому рынку, который должен быть сформирован не позже 1 января 2025 года. На этом рынке политическая компонента будет сведена к минимуму, а цена для стран ЕАЭС будет определяться газовой биржей на основе международных цен.

На этом фоне 6 апреля премьер-министр Никол Пашинян провёл телефонный разговор с Владимиром Путиным, по итогам которого он ожидает, что российский лидер вмешается в переговоры по газу. Глава правительства также добавил, что он предлагает российской стороне перейти в расчетах на рубли при покупке газа, что было бы логично и с точки зрения членства в ЕАЭС.

Директор Института энергетической безопасности Ваге Давтян полагает, что дальнейшая политизация газовой компоненты отношений с Россией отнюдь не исходит из интересов Армении. Главный редактор издания «Армянский экономический журнал» Ашот Тавадян полагает, что КРОУ заявку «Газпром-Армении» не удовлетворит. Он выразил уверенность в том, что Россия учтет реальную экономическую ситуацию для членов ЕАЭС. По его мнению, механизм ценообразования может быть изменен – он будет или фиксированный, или ближе к рыночному минус 30%. Поскольку при экспорте газа берется пошлина в 30%, однако не для членов ЕАЭС.

Эксперт ООН по энергетике Ара Марджанян полагает, что в вопросе цены на газ для Армении есть надежда на понимание Москвы: «В целом предложение вице-премьера Армении начать переговоры по снижению цены на газ в связи с отрицательным влиянием коронавируса на социально-экономическое развитие страны весьма рациональное и обоснованное. Причем своевременное как для Армении, так и для России. В его основе лежат естественные обоснования и причины».

Комментируя заявку компании «Газпром-Армения», Марджанян отметил, что в ее основе, безусловно, лежат резонные основания. Так, на протяжении последнего года компания удерживала внутренние тарифы за счет сокращения собственной маржи. Эксперт замечает, что для «Газпрома» корпоративный интерес приоритетен. Однако в условиях эпидемии коронавируса в отношении Армении он просто неуместен. А. Марджанян также убежден, что выработка будущей стоимости газа должна быть долговременной и учитывать возможность колебания цен в будущем.

Пока же будем ожидать завершения переговоров, которые могут продлиться до 1 июля.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4142
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика