Чем занимается Совет тюркоязычных государств во время пандемии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Чем занимается Совет тюркоязычных государств во время пандемии

В условиях мирового экономического и эпидемиологического кризиса, вызванного коронавирусом, проходят жесткую проверку различные интеграционные объединения. Что творится в «дружной» европейской семье – хорошо известно по новостям. А как обстоит дело в Совете сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ)? Это представляет интерес, хотя и следует помнить, что члены ССТГ одновременно являются участниками других интеграционных проектов.

10 апреля под председательством президента Азербайджана Ильхама Алиева прошла видеоконференция членов ССТГ. В ней приняли участие президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев и генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус.

Разговор, естественно, был завязан на проблемы борьбы с пандемией в тюркоязычных странах, успех в которой невозможен, как считают участники видеоконференции, без консолидации усилий.

В частности, С. Жээнбеков внес предложение ввести льготы на доставку гуманитарных грузов и медикаментов. «Необходимо обменяться списками товаров продовольственной безопасности, на основе которых нужно разработать единый реестр товаров "Тюркского совета". Нужно утвердить алгоритм оперативного обмена информацией о переходе грузового транспорта через границы и о возникающих проблемах», – предложил С. Жээнбеков.

«Ритм Евразии» опросил экспертов из разных стран постсоветского пространства с просьбой прокомментировать деятельность ССТГ в период пандемии.

Научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Государственного университета управления (РФ), эксперт клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов (Азербайджан):

– Тюркский совет – это площадка тюркоязычных государств, которая призвана обсуждать и решать совместными усилиями острые проблемы. Распространение коронавирусной инфекции как раз является тем самым поводом, с помощью которого можно определить, насколько ССТГ эффективен в решении этой проблемы, которая фактически коснулась всех (за исключением Туркменистана).

Во-первых, президент Кыргызстана уже предложил ввести странам Совета льготы для гуманитарных грузов. Подобная инициатива как раз является проявлением того, что члены ССТГ рассчитывают на поддержку друг друга и имеют большие ожидания. Во-вторых, есть реальные предложения по дальнейшей координации между государствами в рамках Совета. Это налаживание тесного сотрудничества по линии министерств здравоохранения и ведущих медучреждений по обмену опытом в области диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний, проведение научных исследований. Ожидается, что в ближайшее время будет проведена первая видеоконференция с участием ведущих экспертов из этих стран.

Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев предложил усилить координирующие функции секретариата Тюркского совета и создать соответствующую группу для налаживания тесных рабочих контактов с национальными штабами по борьбе с пандемией. Таким образом, в Ташкенте всерьез относятся к возможности ССТГ совместными усилиями решить вопрос предотвращения стремительного распространения коронавирусной инфекции.

Все инициативы лидеров стран Совета были включены в Бакинскую декларацию, которая должна стать политической и юридической основой реализации достигнутых договоренностей.

Эту проблему можно назвать «проверкой на прочность» для Тюркского совета. С подобной задачей Совет сталкивается впервые, и сейчас у него есть реальный шанс проявить себя как структура, способная сплотить своих участников и решить острейшую проблему. Если на уровне Совета задачи будут решены, то жизнеспособность этой структуры будет продлена. Главное, чтобы инициативы не остались на словах, а были реализованы на деле.

Политолог Эдиль Осмонбетов (Кыргызстан):

– Последний дистанционный саммит Тюркского совета как раз был посвящён сотрудничеству в решении гуманитарных вопросов, а также солидарности и консолидации усилий членов ССТГ для борьбы с COVID-19 в нашем регионе. Помимо постоянных членов Совета, в который входят Кыргызстана, Казахстан, Турция, Азербайджан и Узбекистан, участвовала и страна наблюдатель  Венгрия, а также гендиректор Всемирной организации здравоохранения. В условиях глобальной пандемии это мероприятие было весьма полезным.

Тюркский совет в деле борьбы с коронавирусом публично показал высокий уровень сотрудничества. Это можно видеть по последним действиям участников. С самого начала эпидемии через механизмы, существующие в рамках ССТГ, были даны указания для слаженной работы. Компетентные органы и ведомства должны были обеспечить содействие по эвакуации граждан членов Совета, гарантировать беспрепятственные международные перевозки и передвижение пассажирского потока, что в целом было сделано.

Например, Турция оказала Азербайджану помощь в поставках аппаратов по тестированию на коронавирус. По инициативе президента Узбекистана была оказана гуманитарная помощь Кыргызстану. Казахстан помог эвакуировать граждан Кыргызстана из Китая и Индии. Стороны активно обмениваются опытом борьбы с вирусом и другой полезной информацией.

Также интересно то, что члены Тюркского совета с началом пандемии в Европе одними из первых оказали помощь Венгрии и венгерская сторона поблагодарила за оказанную помощь. Это говорит о том, что есть уровень взаимодействия и понимания. Не случайно Венгрия стала наблюдателем в этой организации, и в Будапеште открыто представительство ССТГ.

Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив "Ma'no" (Узбекистан):

– Идея Сооронбая Жээнбекова о введение льгот на поставки гуманитарных грузов и медицинского оборудования правильная, ведь некоторые страны Тюркского совета не производят медицинского оборудования и препаратов. Поэтому ССТГ должен помогать таким странам, обнулив таможенные пошлины на гумпомощь. Тем более что сейчас пошли гранты на противодействие эпидемии для определённого перечня стран.

Учитывая то, что большинство стран – членов Тюркского совета граничат друг с другом, в случае обнуления таможенных тарифов для перевозимой медицинской продукции гуманитарного характера это станет действенной мерой.

Например, если гуманитарный груз отправили из Турции в Кыргызстан, то он проходит по железной дороге стран – членов ССТГ Турции, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана. И если будут оптимизированы тарифы и процедуры, то подобные грузы будут приходить до адреса быстрее и дешевле.

Руслан Шамгунов, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве факультета международных отношений СПбГУ (Россия):

 – Сооронбаю Жээнбекову стоило бы начать со снижения тарифов у себя на границе. Насколько мне известно, Кыргызстан гуманитарную помощь никому не оказывает. Не получится ли так, что предложение о снижении тарифов обернется желанием реэкспортировать товары, которые будут поступать под видом гуманитарной помощи?

Тому, как работает Тюркский совет в вопросе борьбы с коронавирусом, вряд ли можно дать конкретную оценку, т. к. трудно объяснить работу национальных правительств. А сами межнациональные структуры, кроме говорильни, обычно ничем не выделяются.

Как и все организации, в уставе которых не прописаны санкции за неисполнение решений, ССТГ больше носит декларативный характер. Кто-то же считает пользой уже то, что «смогли собраться и высказать свое мнение», не мало ли? Хотя если за 10 лет организацию не распустили, то участники пользу в чём-то находят.

Рустам Бурнашев, политолог, профессор Казахстанско-Немецкого университета (Казахстан):

– В целом фокусом Тюркского совета всегда были вопросы гуманитарного сектора. Попытка как-то активизировать и расширить его деятельность в ситуации объявленной пандемии – акции чисто вербальные. Большинство государств в качестве метода работы в условиях пандемии выбрали вариант, которые условно можно назвать корейским или китайским – введение механизмов национальной изоляции.

Не исключение и страны, входящие в Тюркский совет, поэтому мне не очень понятно, как могут быть предприняты какие-то меры на наднациональном уровне. Тем более что для многих решений есть серьезные ограничители, например участие Казахстана и Кыргызстана в ЕАЭС.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
5613
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика