В условиях мирового экономического и эпидемиологического кризиса, вызванного коронавирусом, проходят жесткую проверку различные интеграционные объединения. Что творится в «дружной» европейской семье – хорошо известно по новостям. А как обстоит дело в Совете сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ)? Это представляет интерес, хотя и следует помнить, что члены ССТГ одновременно являются участниками других интеграционных проектов.
10 апреля под председательством президента Азербайджана Ильхама Алиева прошла видеоконференция членов ССТГ. В ней приняли участие президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев и генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус.
Разговор, естественно, был завязан на проблемы борьбы с пандемией в тюркоязычных странах, успех в которой невозможен, как считают участники видеоконференции, без консолидации усилий.
В частности, С. Жээнбеков внес предложение ввести льготы на доставку гуманитарных грузов и медикаментов. «Необходимо обменяться списками товаров продовольственной безопасности, на основе которых нужно разработать единый реестр товаров "Тюркского совета". Нужно утвердить алгоритм оперативного обмена информацией о переходе грузового транспорта через границы и о возникающих проблемах», – предложил С. Жээнбеков.
«Ритм Евразии» опросил экспертов из разных стран постсоветского пространства с просьбой прокомментировать деятельность ССТГ в период пандемии.
Научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Государственного университета управления (РФ), эксперт клуба «Валдай» Фархад Ибрагимов (Азербайджан):
– Тюркский совет – это площадка тюркоязычных государств, которая призвана обсуждать и решать совместными усилиями острые проблемы. Распространение коронавирусной инфекции как раз является тем самым поводом, с помощью которого можно определить, насколько ССТГ эффективен в решении этой проблемы, которая фактически коснулась всех (за исключением Туркменистана).
Во-первых, президент Кыргызстана уже предложил ввести странам Совета льготы для гуманитарных грузов. Подобная инициатива как раз является проявлением того, что члены ССТГ рассчитывают на поддержку друг друга и имеют большие ожидания. Во-вторых, есть реальные предложения по дальнейшей координации между государствами в рамках Совета. Это налаживание тесного сотрудничества по линии министерств здравоохранения и ведущих медучреждений по обмену опытом в области диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний, проведение научных исследований. Ожидается, что в ближайшее время будет проведена первая видеоконференция с участием ведущих экспертов из этих стран.
Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев предложил усилить координирующие функции секретариата Тюркского совета и создать соответствующую группу для налаживания тесных рабочих контактов с национальными штабами по борьбе с пандемией. Таким образом, в Ташкенте всерьез относятся к возможности ССТГ совместными усилиями решить вопрос предотвращения стремительного распространения коронавирусной инфекции.
Все инициативы лидеров стран Совета были включены в Бакинскую декларацию, которая должна стать политической и юридической основой реализации достигнутых договоренностей.
Эту проблему можно назвать «проверкой на прочность» для Тюркского совета. С подобной задачей Совет сталкивается впервые, и сейчас у него есть реальный шанс проявить себя как структура, способная сплотить своих участников и решить острейшую проблему. Если на уровне Совета задачи будут решены, то жизнеспособность этой структуры будет продлена. Главное, чтобы инициативы не остались на словах, а были реализованы на деле.
Политолог Эдиль Осмонбетов (Кыргызстан):
– Последний дистанционный саммит Тюркского совета как раз был посвящён сотрудничеству в решении гуманитарных вопросов, а также солидарности и консолидации усилий членов ССТГ для борьбы с COVID-19 в нашем регионе. Помимо постоянных членов Совета, в который входят Кыргызстана, Казахстан, Турция, Азербайджан и Узбекистан, участвовала и страна наблюдатель Венгрия, а также гендиректор Всемирной организации здравоохранения. В условиях глобальной пандемии это мероприятие было весьма полезным.
Тюркский совет в деле борьбы с коронавирусом публично показал высокий уровень сотрудничества. Это можно видеть по последним действиям участников. С самого начала эпидемии через механизмы, существующие в рамках ССТГ, были даны указания для слаженной работы. Компетентные органы и ведомства должны были обеспечить содействие по эвакуации граждан членов Совета, гарантировать беспрепятственные международные перевозки и передвижение пассажирского потока, что в целом было сделано.
Например, Турция оказала Азербайджану помощь в поставках аппаратов по тестированию на коронавирус. По инициативе президента Узбекистана была оказана гуманитарная помощь Кыргызстану. Казахстан помог эвакуировать граждан Кыргызстана из Китая и Индии. Стороны активно обмениваются опытом борьбы с вирусом и другой полезной информацией.
Также интересно то, что члены Тюркского совета с началом пандемии в Европе одними из первых оказали помощь Венгрии и венгерская сторона поблагодарила за оказанную помощь. Это говорит о том, что есть уровень взаимодействия и понимания. Не случайно Венгрия стала наблюдателем в этой организации, и в Будапеште открыто представительство ССТГ.
Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив "Ma'no" (Узбекистан):
– Идея Сооронбая Жээнбекова о введение льгот на поставки гуманитарных грузов и медицинского оборудования правильная, ведь некоторые страны Тюркского совета не производят медицинского оборудования и препаратов. Поэтому ССТГ должен помогать таким странам, обнулив таможенные пошлины на гумпомощь. Тем более что сейчас пошли гранты на противодействие эпидемии для определённого перечня стран.
Учитывая то, что большинство стран – членов Тюркского совета граничат друг с другом, в случае обнуления таможенных тарифов для перевозимой медицинской продукции гуманитарного характера это станет действенной мерой.
Например, если гуманитарный груз отправили из Турции в Кыргызстан, то он проходит по железной дороге стран – членов ССТГ Турции, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана. И если будут оптимизированы тарифы и процедуры, то подобные грузы будут приходить до адреса быстрее и дешевле.
Руслан Шамгунов, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве факультета международных отношений СПбГУ (Россия):
– Сооронбаю Жээнбекову стоило бы начать со снижения тарифов у себя на границе. Насколько мне известно, Кыргызстан гуманитарную помощь никому не оказывает. Не получится ли так, что предложение о снижении тарифов обернется желанием реэкспортировать товары, которые будут поступать под видом гуманитарной помощи?
Тому, как работает Тюркский совет в вопросе борьбы с коронавирусом, вряд ли можно дать конкретную оценку, т. к. трудно объяснить работу национальных правительств. А сами межнациональные структуры, кроме говорильни, обычно ничем не выделяются.
Как и все организации, в уставе которых не прописаны санкции за неисполнение решений, ССТГ больше носит декларативный характер. Кто-то же считает пользой уже то, что «смогли собраться и высказать свое мнение», не мало ли? Хотя если за 10 лет организацию не распустили, то участники пользу в чём-то находят.
Рустам Бурнашев, политолог, профессор Казахстанско-Немецкого университета (Казахстан):
– В целом фокусом Тюркского совета всегда были вопросы гуманитарного сектора. Попытка как-то активизировать и расширить его деятельность в ситуации объявленной пандемии – акции чисто вербальные. Большинство государств в качестве метода работы в условиях пандемии выбрали вариант, которые условно можно назвать корейским или китайским – введение механизмов национальной изоляции.
Не исключение и страны, входящие в Тюркский совет, поэтому мне не очень понятно, как могут быть предприняты какие-то меры на наднациональном уровне. Тем более что для многих решений есть серьезные ограничители, например участие Казахстана и Кыргызстана в ЕАЭС.