Евразийскую логистику испытывает пандемия - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Евразийскую логистику испытывает пандемия

Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы абсолютно во все сферы жизнедеятельности современных государств. Естественным образом она не могла не затронуть и Евразийский экономический союз. Сокращение товарооборота, падение уровня экономической активности, рост безработицы и прочие негативные моменты уже стали следствием введения многочисленных карантинных мер. Однако, несмотря на всеобщую опасливость, остановить полностью внутри- и внешнеторговые отношения сегодня не решилась ни одна страна, а отрасль грузоперевозок и транспортной логистики осталась, по сути, основной артерией, которая позволят сохранять налаженные до пандемии экономические связи. Потому не случайно на прошедшей 14 апреля в режиме видеоконференции рабочей встрече членов Высшего Евразийского экономического совета было высказано твёрдое намерение сохранить существующие транспортные потоки в объединении.

По оценкам экспертов, из-за нынешней ситуации с COVID-19 Евразийский союз пострадает не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем страны Евросоюза или США. Практически все участники ЕАЭС с начала распространения коронавируса постарались уменьшить транспортное передвижение через свои границы. При этом ограничения в меньшей степени коснулись деятельности транспортно-логистической отрасли, которая обеспечивает транзит грузов и поставку товаров первой необходимости.

Необходимо отметить, что наметившиеся в условиях распространения COVID-19 изменения в транспортной логистике ЕАЭС в ряде случаев носят разнонаправленный характер. Так, согласно официальной статистике, в Армении за первые месяцы текущего года резко возросли железнодорожные грузоперевозки – на 37%, составив более 453 тыс. тонн. При этом транспортировка по воздуху не продемонстрировала такого изменения, сохранив показатель в 2,6 тыс. тонн. Схожая ситуация наблюдалась и в Киргизии. Здесь к марту объемы перевозки грузов воздушным путем упали на 50%, но объем грузов, перевезенных всеми видами транспорта, наоборот, увеличился на 137,7 тыс. тонн, или на 2,9% к аналогичному периоду прошлого года. При этом, как показывает статистика, основные грузоперевозки осуществлялись автомобильным транспортом, из которых более 88% пришлось на индивидуальных предпринимателей.

Немного иная ситуация наблюдается у основателей ЕАЭС, на которых и приходится основной поток транзита в союзе. Согласно имеющейся информации, в Белоруссии общий объем перевозок грузов в первом квартале составил только 89,5% от аналогичного периода прошлого года, а грузооборот – 87,4%. При этом больше всего просела работа трубопроводного, железнодорожного и воздушного (падение в объеме до 72,7% при росте грузооборота на 9,4%) транспорта, в то время как автомобильные перевозки показали небольшой рост. Примечательно в данном случае то, что внутри страны белорусская железная дорога (БелЖД) за январь-март перевезла грузов на 7,5% больше, чем в прошлом. Основными товарами стали строительные и лесные грузы, удобрения, цемент, промышленное сырье, продовольственные и промышленные товары.

Кроме того, в феврале в Белоруссии было отмечено даже увеличение на 6% транзитных перевозок грузов по железной дороге. Достигнуто это было за счет нефтепродуктов, руды, зерна, металлов, химикатов и соды. Однако из-за падения грузоперевозок другими видами транспорта, а также проблем в начале года с экспортом нефтепродуктов и калийных удобрений белорусским транспортным компаниям не удалось выйти на прошлогодние показатели. Впрочем, как отмечал в начале апреля председатель Государственного таможенного комитета РБ Юрий Сенько, за январь-март 2020 года транзит товаров через белорусскую границу только увеличился. «Порядка 8-9% рост импорта и транзита на территорию России и дальше», – сказал он. Таким образом, при общем падении объемов работы белорусских организаций транзит грузов по территории республики сохранился, принося стране стабильный доход даже в период пандемии.

В Казахстане ситуация выглядит немного иначе. Объем грузоперевозок в первом квартале здесь сократился на 3,4%, а индекс физического объема составил 98,7%. При этом эксперты объясняют происходящее несколькими причинами. Во-первых, это связано с остановкой предприятий в Китае зимой текущего года, когда после длительного простоя первые поезда из КНР были запущены только 20 февраля, а автосообщение из Хоргоса и вовсе началось в конце марта. Во-вторых, из-за коронавируса были введены новые правила прохождения границ, при которых водителей, следовавших из зараженных стран, отправляли в двухнедельный карантин. Из-за этого перемещение груза автотранспортом из Европы увеличился с 7-10 дней до 21-24. В-третьих, основные логистические хабы Казахстана – аэропорты Нур-Султана и Алматы оказались – парализованы введением карантина, так как стало невозможно принимать грузы, прибывающие сюда в пассажирских самолетах. Кроме того, сегодня больше 80% товаров идет в «красном коридоре», то есть подлежат обязательному таможенному досмотру, что также тормозит их перемещение. Все это крайне негативно сказывается на работе всей транспортно-логистической отрасли Казахстана, которая сегодня переживает один из самых сложных своих периодов.

Конечно, главным вопросом транспорта и логистики в рамках ЕАЭС сегодня остается ситуация в России. Именно она, как отмечают аналитики, больше всего отражает существующие общие тенденции во всем интеграционном объединении. Согласно официальной информации, железнодорожные грузовые перевозки из России в европейские государства через Украину, Белоруссию и прибалтийские страны за последние месяцы значительно сократились. Например, в марте погрузка российских товаров в сторону Украины упала на 27% по сравнению с периодом прошлого года, а в направлении прибалтийских стран – на 36%. Правда, на белорусском направлении падение оказалось всего 0,5%. В целом же в марте в РЖД зафиксировали провал грузооборота на 7,3%. При этом он был наиболее ощутим в перевозках лома (-29,1%), каменного угля (-13,5%), черных металлов (-10,4%), нефти и нефтепродуктов (-5,2%), а также цемента (-5%). Причина этого довольно проста – ухудшение конъюнктуры на основных товарных рынках из-за пандемии. Хотя необходимо заметить, что одновременно РЖД значительно увеличила перевозки продуктов питания внутри РФ.

Одновременно в марте был зафиксирован резкий рост автомобильных перевозок по самой России. И это не случайно, если посмотреть на статистику товарной номенклатуры перевозимых грузов. Так, рост наблюдался по товарам бытовой химии, бытовой технике, продуктам питания и медицинским товарам. Особенно это видно на росте перевозок медицинского оборудования (+40%), к которому относятся в том числе медицинские маски и медикаменты (+28%). Кроме того, прибавили стройматериалы (+19%), удобрения (+44%) и ряд других категорий, что связывают со стремлением заказчиков перевезти грузы как можно быстрее из-за опасения не только окончательного закрытия внешних границ, но и ограничения внутреннего перемещения. В целом же в марте автотранспорт показал положительную динамику по большинству видов грузов, за исключением перевозок нефтепродуктов (-18%), электроники (-11%) и ряда иных малозначительных позиций. Приблизительно такие же показатели наблюдаются и в статистике морских портов России, которые за первый квартал только увеличили свой грузооборот на 2,4%.

Таким образом, можно констатировать, что в условиях пандемии транспортно-логистическая отрасль ЕАЭС переживает не лучшие времена, хотя ситуация в ней далеко не катастрофическая. Несмотря на закрытие границ, в союзе никто не собирается перекрывать товарные потоки, а их сокращение связано по большей части с ситуацией в мировой экономике. При этом сегодня все больше стало заметно и изменение товарного наполнения грузов, в котором стали превалировать товары первой необходимости и медицины. На это влияет не только изменившийся во время пандемии спрос, но и принимаемые меры в рамках ЕАЭС.

Например, в Евразийской экономической комиссии заявили, что приступили к реализации ряда срочных мер для поддержки экономики и борьбы с распространением эпидемии. Среди них особое место уделяется созданию «зеленого коридора», предназначенного для импорта товаров первой необходимости, а также временному снижению или полной отмене таможенных пошлин для некоторых отраслей экономики.

Вместе с тем стоит заметить, что, независимо от того, по какому дальнейшему сценарию будут развиваться события, отрасль грузоперевозок ждет период стагнации, длительность которой зависит от масштабности распространения коронавируса не только в странах ЕАЭС, но и в мире. И от того, насколько слаженно и сплоченно будут действовать в сложившихся обстоятельствах Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, будет зависеть то, как быстро смогут восстановиться в союзе не только транспорт и логистика, но и вся евразийская экономика.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4725
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика