На протяжении последних лет, начиная с 2009 года, когда к власти в Молдове пришли проевропейские партии, денежные заимствования в виде кредитов и грантов стали в стране практически таким же обычным делом, как закупка продуктов на дом в конце недели. При этом существовала своя специфика, определяющая порядок, которым все эти денежные потоки доходили до Молдовы.
Начнем с того, что денежные средства предоставлялись Евросоюзом, США, отдельными европейскими странами и такими международными финансовыми организациями, как ЕБРР и МВФ не просто так, а с определенным перечнем условий, порой откровенно политического характера, которые ставили под большое сомнение сам факт политической независимости Молдовы. Например, в 2012 году ей был предоставлен кредит при условии принятия закона «О равенстве шансов», который был направлен на поддержку ЛГБТ-сообщества страны.
Проевропейские власти страны, постоянно клянчившие деньги и обещавшие реформы, так и не выполнили своих обещаний. Впрочем, похоже, что особых иллюзий на этот счет у Запада и не было, было лишь намерение прибрать эту страну в свою сферу влияния и не допустить ее ухода в сферу влияния России. Проевропейские власти с этой задачей худо-бедно, но справлялись, а большего от них и не требовалось.
После того как президентом был избран Игорь Додон, заявивший о необходимости проведения Молдовой сбалансированной внешней политики, появились предпосылки для развития сотрудничества не только с Западом, но и с Востоком. В частности, в 2018 г. РМ получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Однако её внешнее финансирование продолжало оставаться монополией Запада.
И вот уже в этом году было объявлено о том, что Россия готова предоставить Молдове кредит в размере 200 млн евро. Процентная ставка составит 2%, а срок возвращения – 10 лет. Как отметил премьер-министр Ион Кику на пресс-конференции 21 апреля, в соответствии с одобренным договором, молдавская сторона может вернуть этот кредит в любой момент без уплаты пени. Однако в статье 7 договора говорится, что, если молдавская сторона не выплатит часть кредита и проценты по нему в течение 10 дней после установленной даты выплаты (15 мая и 15 октября), тогда взимается пеня в размере 3% за каждый день просрочки. Условия предоставления кредита оценивались экспертами, как лучшие по сравнению с кредитами, которые Молдова брала на Западе.
В частности, депутат от Партии социалистов Богдан Цырдя рассказал, что Россия дает Молдове кредит под 2%, тогда как, например, Польша в 2010 году предоставила Молдове кредит в 15 млн долларов под 2,8%.
«У МВФ (программа EFF) − 1,727%, но берут и «комиссион» в 0,5% от суммы всего кредита! И у МВФ ресурсы ограничены корзиной для каждой страны. В 2016-2017 гг. они потребовали отдать все банки страны иностранцам. Плахотнюк так и сделал. В 2019 г. – поднять НДС на газ и налоги для кафе, гостиниц и ресторанов. Санду так и сделала. [депутат Думитру] Алайба был доволен. У Всемирного банка (WB) – 2,82% (в долларах), у International Fund for Agricultural Development (IFAD) – 2,85%! И да, с кучей условий! И тратишь на то, на что укажут эти кредиторы. То есть покупаешь их товар, возвращаешь потом им деньги + процент. И плюс полный контроль страны. У России мы берем суверенный кредит. Тратим, как хотим и на что хотим. Никаких политических условий типа продажи банков, приватизации стратегической собственности, принятия законов о равенстве шансов и т. д.», – написал Б. Цырдя в социальной сети Facebook.
Этот кредит предназначался на осуществление инфраструктурных проектов, в частности на ремонт отдельных участков стратегически важных автомобильных дорог и постройку двух небольших участков дорог, которые позволили бы существенно улучшить логистику в стране.
22 апреля правительство Молдовы утвердило соглашение о кредите с Российской Федерацией и договор о займе с Международным валютным фондом. На следующий день парламент собрался на пленарное заседание для голосования по предоставляемым Молдове кредитам, в том числе и российскому. Депутаты должны были обсудить антикризисные меры правительства и предложения для поддержки бизнеса. За неделю до этого, 17 апреля, правительство утвердило проект пересмотра закона о государственном бюджете на 2020 год из-за эпидемиологической ситуации. Дефицит планировалось покрыть за счет внешних кредитов более чем на 9 млрд леев от МВФ, ВБ, России и Банка развития Европейского совета.
Уже при рассмотрении законопроекта о российском кредите в парламентских комиссиях против него открыто и активно выступили представители ПДС Майи Санду, ППДП Андрея Нэстасе и парламентская группа «Pro Moldova», отколовшаяся от Демократической партии и состоящая из наиболее близких к экс-олигарху Плахотнюку депутатов. Все они голосовали против кредита, предоставленного Россией, и за кредит, выделяемый МВФ. Тем не менее голосами депутатов от Партии социалистов и Демократической партии законопроект о российском кредите был одобрен.
Но сразу после этого произошли события, которые довольно часто случаются в молдавской политике и мгновенно меняют ситуацию. После заседания парламента, на котором рассматривались законопроекты о кредитах, состоялось заседание Конституционного суда, на котором большинство членов проголосовали за смещение Владимира Цуркана с должности главы КС. На этом же заседании они проголосовали за назначение на эту должность Домники Маноле, которая была выдвинута на должность члена Конституционного суда от парламента партией Андрея Нэстасе, когда эта партия еще состояла в коалиции с Партией социалистов. На этом же заседании Конституционный суд по заявлению депутата группы «Pro Moldova» Сергея Сырбу принял решение заблокировать законопроект о получении кредита от России. Подробное рассмотрение вопроса состоится до конца апреля.
Предварительные выводы из этих событий крайне негативны. Очевидно, что Конституционный суд РМ, который во времена, когда в стране хозяйничал олигарх Плахотнюк, являлся прачечной для отмывки политических решений, практически не изменил свою суть и продолжает обслуживать политические партии и геополитические направления. Именно для этого В. Цуркан оказался смещенным с должности председателя КС, и этот пост занял ставленник одной из проевропейских партий. Подобное развитие ситуации ставит под сомнение целесообразность существования этого государственного органа в принципе.
Очевидно, что все эти действия прозападной оппозиции преследуют далеко идущую цель – создать максимальные трудности для работы правительства, спровоцировать недовольство на фоне всеобщего кризиса и добиться внеочередных парламентских выборов.
«Мы видели намерение некоторых депутатов заблокировать эти законы. Пытаются использовать Конституционный суд в качестве политического инструмента. Я предупреждаю всех и информирую экономических агентов: если проголосованные вчера законы будут заблокированы, отложены по требованию нескольких депутатов, тогда, возможно, уже с 1 мая в Молдове не будут выплачиваться пенсии, зарплаты, те же 1,3 млрд леев для здравоохранения не будут выделены, выплаты для экономических агентов будут блокированы», – заявил Игорь Додон.
И, безусловно, свою важную роль сыграл геополитический аспект. Борьба за влияние в Молдове переходит на уровень противодействия при кредитовании страны. Речь идет даже не о деньгах самих по себе, а о влиянии через финансы на политику Молдовы. Поэтому любая предоставляемая ей российская финансовая помощь будет встречать противодействие Запада, который в нынешнем парламенте РМ представляют как раз те силы, которые выступают против российского кредита.