Взаимные упреки и политизация уголовных дел – не в интересах Армении и РФ - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Взаимные упреки и политизация уголовных дел – не в интересах Армении и РФ

Уголовные дела, которые правоохранительные органы Армении за последние два года после смены власти в стране возбудили и расследуют в отношении функционирующих на территории республики российских компаний и их дочерних предприятий, всерьез тревожат российские власти. Эту тревогу выразил министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе состоявшейся 21 апреля видеоконференции с представителями Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.

Представитель Армении задал главе МИД России актуальный для страны вопрос о цене на природный газ, который Россия поставляет Армении. Вопрос был сформулирован таким образом: «Всем известно, что цена на газ – это не только бизнес, но во многом и политика. Мы в Армении и Белоруссии смотрим, как Россия снижает цены даже задним числом для стран ЕС, например для Болгарии или для дружественной Республики Молдова сейчас цена ниже, чем для Армении. Возникает вопрос, почему в этой политике Россия не идет на такое снижение цены в первую очередь для стран ЕАЭС, а уже потом для других стран?»

Министр ответил, что логику вопроса он понимает, «но надо тогда уже быть логичным до конца». Когда цена на газ для Армении и Белоруссии была в два-три раза ниже рыночной, это воспринималось как данность, и никто не говорил, что это политика, «все говорили, что им так положено». «Я считаю, – заявил С. Лавров, – что союзники, конечно же, должны получать экономическое преимущество, никаких сомнений у меня здесь не возникает. Но, когда цена ушла туда, где она сейчас находится, есть какие-то контрактные обязательства. Убежден, что в ходе рассмотрения обращений, которые были в последнее время со стороны белорусских и армянских друзей, наши союзнические отношения, конечно же, принимаются во внимание. Неправильно, наверное, вспоминать об этом только тогда, когда ситуация становится диаметрально противоположной той, которая была еще 3-4 года назад, в периоды, когда этот механизм ценообразования формировался с полным учетом союзнических обязательств».

Иначе говоря, колебания цен могут быть различными, но от выполнения обязательств по ранее заключенным контрактам партнеры, в т. ч. и союзники, не освобождаются. На то они и обязательства.

Министр при этом обратил внимание на то, что у самой Армении имеется хроническая проблема – внутренние тарифы, которые «затрудняют применение максимально льготных подходов к ценообразованию». (Отметим в скобках, что то же явление наблюдается и в Белоруссии: цена российского газа, по которой он отпускается властями РБ для внутренних потребителей, в 2-2,5 раза превышает цену газа на границе России и Белоруссии.)

Что касается союзничества, оно, по мнению главы МИД России, «должно проявляться во всех областях», в том числе в экономике и сфере судопроизводства. «Если говорить про экономику, то мы очень рассчитываем на то, что те судебные процессы, которые в последние несколько лет начались в Армении в отношении совместных предприятий, включая Южно-Кавказскую железную дорогу, будут урегулированы без каких-либо попыток привнести туда вещи, которые являются неподобающими между союзниками. Я об этом очень откровенно говорю, потому что возникло несколько сложных ситуаций, в которые попали российские компании. Надеюсь, что все эти вопросы мы будем регулировать к обоюдному удовлетворению», – заявил С. Лавров.

Судебные процессы, о которых говорил российский министр, затронули две крупные российские компании – РЖД и «Газпром», точнее учрежденные ими дочерние предприятия в Армении.

Вскоре после смены власти в Армении в результате событий, по устоявшейся на постсоветском пространстве традиции окрещенных «бархатной революцией», премьер Никол Пашинян и его команда взялись за «коренные реформы» и объявили «беспощадную борьбу» коррупции. В чем явно просматривалось следование опыту «авторов и исполнителей революции роз» в соседней Грузии.

В числе объектов, в которых правоохранительные органы, прокуратура и Комитет госдоходов обнаружили признаки коррупции и серьезные нарушения, оказались и учрежденные совместно с российскими компаниями предприятия – ЮКЖД и «Газпром Армения». Комитет госдоходов Армении обвинил компанию в неуплате НДС на сумму около $19 тыс. и возбудил против руководства ЮКЖД уголовное дело. В ночь на 15 августа 2018 года в офисе компании были проведены обыски с участием отряда спецназначения, в результате которых были конфискованы документы компании. Комментируя такое развитие событий, пресс-секретарь ЗАО «Южнокавказская железная дорога» Вардан Алоян заявил журналистам, что по части НДС были произведен неправильный расчет, и пообещал, что руководство компании проверит свои расчеты.

ЮКЖД – 100% дочерняя компания ОАО «Российские железные дороги», была учреждена в 2008 г. на основании концессионного договора между Арменией и РЖД о передаче системы железнодорожного транспорта страны в управление ЮКЖД. Договор заключен сроком на 30 лет с правом продления еще на 10 лет.

Среди стратегических целей, которые ставила перед собой ЮКЖД: «…повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости; повышение качества услуг; увеличение мощности транспортного производства на территории РА; интеграция в европейско-азиатскую транспортно-логистическую систему».


По информации армянской стороны, помимо неуплаты налогов, ЮКЖД не выполнила и ряд обязательств. В частности, не был реализован проект строительства 32-километровой ветки Ванадзор–Фиолетово, которая должна была сократить путь от Еревана до Тбилиси и черноморских курортов Грузии на 112 километров.

Премьер Н. Пашинян произвел расчеты неуплаченных ЮКЖД налогов на основании данных собственных источников и спустя месяц после возбуждения уголовного дела в интервью российскому изданию «Коммерсант» заявил, что сумма неуплаченных компанией налогов гораздо выше. «Там, по моим сведениям, предварительным, злоупотребления где-то на $60 млн», – пояснил он.

В этом же интервью Н. Пашинян заявил, что обсудил ситуацию в компании с Владимиром Путиным, и подчеркнул, что в этом вопросе «у армянского правительства есть полная поддержка президента России». «Мы будем сотрудничать и в этой сфере, и в других сферах, чтобы не было злоупотреблений в российских компаниях, которые действуют в Армении. Мы договорились, что то, что касается законности, борьбы против коррупции, никак не может быть интерпретировано, как антироссийское действие», – заявил «Коммерсанту» премьер-министр.

В ноябре 2018 года армянские власти взялись за изучение коррупционных рисков уже в компании «Газпром Армения» и уличили ее в уклонении от уплаты налогов. По информации Комитета государственных доходов, сумма неуплаченных налогов исчисляется несколькими миллиардами армянских драмов. Речь шла о периоде 2016-2017 годов, когда компания «представила неверные данные о подоходном налоге и НДС и «сэкономила» несколько миллиардов драмов», писали в тот период армянские СМИ.

Комментируя ситуацию в этой компании, Н. Пашинян заявил, что причиной таких нарушений могут быть как «неэффективное управление», так и «коррупционные риски». Он выразил надежду, что российские власти с пониманием отнесутся к возбужденному против еще одной российской компании в Армении уголовному делу.

Вероятно, без привнесения в эти дела политики все же не обошлось, иначе глава российского МИД не стал бы привлекать к ним внимание, о чем уже говорилось выше. На заявление С. Лаврова не замедлили ответить в Ереване. Так, вице-премьер Мгер Григорян отметил, что правительство Армении заинтересовано в создании благоприятных условий для работы иностранных, в том числе российских, компаний, но при этом не потерпит нарушений закона. Вице-премьер также заявил, что в этом вопросе имеется взаимопонимание с российской стороной.

Комментируя ситуацию вокруг российских компаний в Армении, армянский эксперт Айк Халатян, который был автором вопроса главе МИД России Сергею Лаврову, пояснил, что и «Газпром Армения», и ЮКЖД в своей деятельности в Армении допустили ряд грубых нарушений закона. Причем эти нарушения, по его словам, нанесли ущерб не только армянскому бюджету, но и головным, материнским российским компаниям.

«Поэтому армянская сторона считает, что расследование этих уголовных дел нельзя рассматривать только как уголовное производство армянских властей против этих конкретных компаний. Это также и в интересах материнских российских компаний, и самой России. Расследование позволит выяснить, куда именно шли деньги отсюда, как тратили средства руководители дочерних компаний, работающих в Армении. Это касается как ЮКЖД, так и Газпрома», – отметил в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» А. Халатян.

По его словам, беседа с Сергеем Лавровым в режиме видеоконференции была интересной, но озвученные главой МИД России месседжи свидетельствуют о том, что в отношениях между Россией и Арменией не все ладно. «В отношениях между нашими странами есть определенная напряженность, раз уж глава МИД России шлет армянской стороне такие неприятные месседжи», – отметил А. Халатян.

На наш вопрос о том, что делает Ереван для снижения этой самой напряженности, эксперт ответил: «Судя по шагам и заявлениям армянской стороны, она пытается обозначить свою позицию, но при этом напрямую не касается слов Лаврова, потому что, например, в вопросе о карабахском конфликте получается двусмысленная ситуация».

Вопрос о урегулировании нагорно-карабахского конфликта также был задан главе МИД России другим участником встречи, на что С. Лавров заявил о необходимости реализации проектов, согласованных на встрече глав МИД России, Армении и Азербайджана еще в апреле прошлого года и предусматривающих «освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций».

На эти слова С. Лаврова отреагировал глава МИД Армении Зограб Мнацаканян, который категорически опроверг такую возможность и подчеркнул, что «армянская сторона не может рисковать безопасностью граждан Нагорного Карабаха и не собирается покидать зону безопасности».

Двусмысленность, по мнению А. Халатяна, заключается в фиксировании прямо противоположных позиций руководителей внешнеполитических ведомства Армении и России в этом конкретном вопросе. «Либо глава МИД России дает недостоверную информацию, либо недостоверную информацию своему обществу предоставляют армянские власти. Хотя и в этом вопросе и министр иностранных дел, и пресс-секретарь МИД Армении, и депутаты от блока «Мой шаг» обозначали свою позицию таким образом, чтобы никак не задеть Сергея Лаврова», – отметил эксперт, констатируя намерения армянских властей снизить возникшую в отношениях с Россией напряженность.

В Армении надеются, что в условиях пандемии коронавируса, когда перед всем миром возникли сложные проблемы, союзнические отношения с Россией продолжатся и болезненный для Армении вопрос тарифа на газ найдет свое разрешение. Во всяком случае, слова главы МИД РФ о том, что все вопросы между двумя странами будут решаться в русле союзничества и стратегического партнерства, в Ереване сочли позитивным сигналом.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2564
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика