Уголовные дела, которые правоохранительные органы Армении за последние два года после смены власти в стране возбудили и расследуют в отношении функционирующих на территории республики российских компаний и их дочерних предприятий, всерьез тревожат российские власти. Эту тревогу выразил министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе состоявшейся 21 апреля видеоконференции с представителями Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.
Представитель Армении задал главе МИД России актуальный для страны вопрос о цене на природный газ, который Россия поставляет Армении. Вопрос был сформулирован таким образом: «Всем известно, что цена на газ – это не только бизнес, но во многом и политика. Мы в Армении и Белоруссии смотрим, как Россия снижает цены даже задним числом для стран ЕС, например для Болгарии или для дружественной Республики Молдова сейчас цена ниже, чем для Армении. Возникает вопрос, почему в этой политике Россия не идет на такое снижение цены в первую очередь для стран ЕАЭС, а уже потом для других стран?»
Министр ответил, что логику вопроса он понимает, «но надо тогда уже быть логичным до конца». Когда цена на газ для Армении и Белоруссии была в два-три раза ниже рыночной, это воспринималось как данность, и никто не говорил, что это политика, «все говорили, что им так положено». «Я считаю, – заявил С. Лавров, – что союзники, конечно же, должны получать экономическое преимущество, никаких сомнений у меня здесь не возникает. Но, когда цена ушла туда, где она сейчас находится, есть какие-то контрактные обязательства. Убежден, что в ходе рассмотрения обращений, которые были в последнее время со стороны белорусских и армянских друзей, наши союзнические отношения, конечно же, принимаются во внимание. Неправильно, наверное, вспоминать об этом только тогда, когда ситуация становится диаметрально противоположной той, которая была еще 3-4 года назад, в периоды, когда этот механизм ценообразования формировался с полным учетом союзнических обязательств».
Иначе говоря, колебания цен могут быть различными, но от выполнения обязательств по ранее заключенным контрактам партнеры, в т. ч. и союзники, не освобождаются. На то они и обязательства.
Министр при этом обратил внимание на то, что у самой Армении имеется хроническая проблема – внутренние тарифы, которые «затрудняют применение максимально льготных подходов к ценообразованию». (Отметим в скобках, что то же явление наблюдается и в Белоруссии: цена российского газа, по которой он отпускается властями РБ для внутренних потребителей, в 2-2,5 раза превышает цену газа на границе России и Белоруссии.)
Что касается союзничества, оно, по мнению главы МИД России, «должно проявляться во всех областях», в том числе в экономике и сфере судопроизводства. «Если говорить про экономику, то мы очень рассчитываем на то, что те судебные процессы, которые в последние несколько лет начались в Армении в отношении совместных предприятий, включая Южно-Кавказскую железную дорогу, будут урегулированы без каких-либо попыток привнести туда вещи, которые являются неподобающими между союзниками. Я об этом очень откровенно говорю, потому что возникло несколько сложных ситуаций, в которые попали российские компании. Надеюсь, что все эти вопросы мы будем регулировать к обоюдному удовлетворению», – заявил С. Лавров.
Судебные процессы, о которых говорил российский министр, затронули две крупные российские компании – РЖД и «Газпром», точнее учрежденные ими дочерние предприятия в Армении.
Вскоре после смены власти в Армении в результате событий, по устоявшейся на постсоветском пространстве традиции окрещенных «бархатной революцией», премьер Никол Пашинян и его команда взялись за «коренные реформы» и объявили «беспощадную борьбу» коррупции. В чем явно просматривалось следование опыту «авторов и исполнителей революции роз» в соседней Грузии.
В числе объектов, в которых правоохранительные органы, прокуратура и Комитет госдоходов обнаружили признаки коррупции и серьезные нарушения, оказались и учрежденные совместно с российскими компаниями предприятия – ЮКЖД и «Газпром Армения». Комитет госдоходов Армении обвинил компанию в неуплате НДС на сумму около $19 тыс. и возбудил против руководства ЮКЖД уголовное дело. В ночь на 15 августа 2018 года в офисе компании были проведены обыски с участием отряда спецназначения, в результате которых были конфискованы документы компании. Комментируя такое развитие событий, пресс-секретарь ЗАО «Южнокавказская железная дорога» Вардан Алоян заявил журналистам, что по части НДС были произведен неправильный расчет, и пообещал, что руководство компании проверит свои расчеты.
ЮКЖД – 100% дочерняя компания ОАО «Российские железные дороги», была учреждена в 2008 г. на основании концессионного договора между Арменией и РЖД о передаче системы железнодорожного транспорта страны в управление ЮКЖД. Договор заключен сроком на 30 лет с правом продления еще на 10 лет.
Среди стратегических целей, которые ставила перед собой ЮКЖД: «…повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости; повышение качества услуг; увеличение мощности транспортного производства на территории РА; интеграция в европейско-азиатскую транспортно-логистическую систему».
По информации армянской стороны, помимо неуплаты налогов, ЮКЖД не выполнила и ряд обязательств. В частности, не был реализован проект строительства 32-километровой ветки Ванадзор–Фиолетово, которая должна была сократить путь от Еревана до Тбилиси и черноморских курортов Грузии на 112 километров.
Премьер Н. Пашинян произвел расчеты неуплаченных ЮКЖД налогов на основании данных собственных источников и спустя месяц после возбуждения уголовного дела в интервью российскому изданию «Коммерсант» заявил, что сумма неуплаченных компанией налогов гораздо выше. «Там, по моим сведениям, предварительным, злоупотребления где-то на $60 млн», – пояснил он.
В этом же интервью Н. Пашинян заявил, что обсудил ситуацию в компании с Владимиром Путиным, и подчеркнул, что в этом вопросе «у армянского правительства есть полная поддержка президента России». «Мы будем сотрудничать и в этой сфере, и в других сферах, чтобы не было злоупотреблений в российских компаниях, которые действуют в Армении. Мы договорились, что то, что касается законности, борьбы против коррупции, никак не может быть интерпретировано, как антироссийское действие», – заявил «Коммерсанту» премьер-министр.
В ноябре 2018 года армянские власти взялись за изучение коррупционных рисков уже в компании «Газпром Армения» и уличили ее в уклонении от уплаты налогов. По информации Комитета государственных доходов, сумма неуплаченных налогов исчисляется несколькими миллиардами армянских драмов. Речь шла о периоде 2016-2017 годов, когда компания «представила неверные данные о подоходном налоге и НДС и «сэкономила» несколько миллиардов драмов», писали в тот период армянские СМИ.
Комментируя ситуацию в этой компании, Н. Пашинян заявил, что причиной таких нарушений могут быть как «неэффективное управление», так и «коррупционные риски». Он выразил надежду, что российские власти с пониманием отнесутся к возбужденному против еще одной российской компании в Армении уголовному делу.
Вероятно, без привнесения в эти дела политики все же не обошлось, иначе глава российского МИД не стал бы привлекать к ним внимание, о чем уже говорилось выше. На заявление С. Лаврова не замедлили ответить в Ереване. Так, вице-премьер Мгер Григорян отметил, что правительство Армении заинтересовано в создании благоприятных условий для работы иностранных, в том числе российских, компаний, но при этом не потерпит нарушений закона. Вице-премьер также заявил, что в этом вопросе имеется взаимопонимание с российской стороной.
Комментируя ситуацию вокруг российских компаний в Армении, армянский эксперт Айк Халатян, который был автором вопроса главе МИД России Сергею Лаврову, пояснил, что и «Газпром Армения», и ЮКЖД в своей деятельности в Армении допустили ряд грубых нарушений закона. Причем эти нарушения, по его словам, нанесли ущерб не только армянскому бюджету, но и головным, материнским российским компаниям.
«Поэтому армянская сторона считает, что расследование этих уголовных дел нельзя рассматривать только как уголовное производство армянских властей против этих конкретных компаний. Это также и в интересах материнских российских компаний, и самой России. Расследование позволит выяснить, куда именно шли деньги отсюда, как тратили средства руководители дочерних компаний, работающих в Армении. Это касается как ЮКЖД, так и Газпрома», – отметил в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» А. Халатян.
По его словам, беседа с Сергеем Лавровым в режиме видеоконференции была интересной, но озвученные главой МИД России месседжи свидетельствуют о том, что в отношениях между Россией и Арменией не все ладно. «В отношениях между нашими странами есть определенная напряженность, раз уж глава МИД России шлет армянской стороне такие неприятные месседжи», – отметил А. Халатян.
На наш вопрос о том, что делает Ереван для снижения этой самой напряженности, эксперт ответил: «Судя по шагам и заявлениям армянской стороны, она пытается обозначить свою позицию, но при этом напрямую не касается слов Лаврова, потому что, например, в вопросе о карабахском конфликте получается двусмысленная ситуация».
Вопрос о урегулировании нагорно-карабахского конфликта также был задан главе МИД России другим участником встречи, на что С. Лавров заявил о необходимости реализации проектов, согласованных на встрече глав МИД России, Армении и Азербайджана еще в апреле прошлого года и предусматривающих «освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций».
На эти слова С. Лаврова отреагировал глава МИД Армении Зограб Мнацаканян, который категорически опроверг такую возможность и подчеркнул, что «армянская сторона не может рисковать безопасностью граждан Нагорного Карабаха и не собирается покидать зону безопасности».
Двусмысленность, по мнению А. Халатяна, заключается в фиксировании прямо противоположных позиций руководителей внешнеполитических ведомства Армении и России в этом конкретном вопросе. «Либо глава МИД России дает недостоверную информацию, либо недостоверную информацию своему обществу предоставляют армянские власти. Хотя и в этом вопросе и министр иностранных дел, и пресс-секретарь МИД Армении, и депутаты от блока «Мой шаг» обозначали свою позицию таким образом, чтобы никак не задеть Сергея Лаврова», – отметил эксперт, констатируя намерения армянских властей снизить возникшую в отношениях с Россией напряженность.
В Армении надеются, что в условиях пандемии коронавируса, когда перед всем миром возникли сложные проблемы, союзнические отношения с Россией продолжатся и болезненный для Армении вопрос тарифа на газ найдет свое разрешение. Во всяком случае, слова главы МИД РФ о том, что все вопросы между двумя странами будут решаться в русле союзничества и стратегического партнерства, в Ереване сочли позитивным сигналом.