Насколько безопасны транспортные коридоры в Белоруссии в период пандемии? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Насколько безопасны транспортные коридоры в Белоруссии в период пандемии?

Превращение Белоруссии в один из основных транспортных коридоров транзитного потока из Евразийского экономического союза в Евросоюз и обратно наложило серьезный отпечаток на поведение белорусских властей в период объявленной ВОЗ пандемии коронавирусной инфекции. Несмотря на повсеместное закрытие границ, республика, как известно, не пошла по пути самоизоляции, попытавшись максимально сохранить товарный транзит по своей территории. При этом, как отмечал 23 апреля Александр Лукашенко, Минск «определил три коридора, по которым до сих пор передвигаются люди и грузы». «И закрываться не собираемся. Пока нет такой необходимости. Контролируем людей, грузы», – добавил он, будучи абсолютно уверен в том, что в его стране, действительно, сделано все возможное, чтобы обеспечить безопасность транзита.

Стоит напомнить, что в Белоруссии еще 23 января был усилен существующий с 2013 года санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска на границе. Пограничникам было предписано обращать внимание на людей с внешними признаками инфекционных заболеваний, выводить их из общей очереди и передавать медикам для обследования. Дополнительно к этому в аэропортах страны под особый контроль попали пассажиры, которые прибывали из стран с неблагоприятной эпидемической ситуацией и где были выявлены очаги заболевания. Их стали проверять тепловизорами на наличие повышенной температуры тела. Кроме того, у прибывших до 18 марта брали мазки для тестирования на коронавирус. Позже на границе стали выдавать для заполнения «Анкету прибывшего», в которой нужно указать, где и какое количество дней человек был, адрес места проживания и номер телефона. Однако наибольшее внимание белорусские власти стали уделять транзитным грузоперевозчикам, следующим по территории республики на автомобильном транспорте.

Как известно, через РБ идут несколько основных автотранспортных потоков из стран Евросоюза, Украины и России, а также в обратном направлении. Именно эти три основных коридора и упоминал А. Лукашенко, говоря о проведении в стране мер, призванных сделать их максимально безопасными.

Так, чтобы предотвратить завоз и распространение коронавируса, на основе оперативного решения межведомственной рабочей группы в Белоруссии с 19 марта все следующие через республику водители-дальнобойщики должны останавливаться для отдыха, питания и заправки только на определенных правительством АЗС и никуда оттуда не отлучаться. Позже появилось постановление Совета Министров от 25 марта № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19». Согласно нему «все водители, осуществляющие транзит грузов через территорию Белоруссии, обязаны пользоваться только утвержденными национальными дорогами и парковаться только в указанных местах для отдыха, есть или заправляться». Кроме того, указывалось, что они «обязаны покинуть территорию Белоруссии по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию», за исключением случаев поломки, разгрузки-погрузки товара или смены транспортного средства. Помимо этого, водители должны иметь средства индивидуальной защиты (медицинские маски, перчатки) и использовать их при выходе из автомобиля, а после завершения перевозки грузов они обязаны соблюдать установленные законодательством требования по самоизоляции. Проще говоря, те, кто следует транзитом через Белоруссию, должны не просто соблюдать максимально возможные меры предосторожности, но и покинуть страну в течение суток. При этом к нарушителям предусмотрены и санкции – штрафы от 20 до 500 евро.

Несмотря на введенные правила, многим транспортным компаниям и водителям они показались не более чем формальностью. Однако в Белоруссии, как показали дальнейшие события, действительно, был организован серьезный контроль за сроками нахождения транзитного транспорта в стране, в том числе и прибывшего со стороны России. При этом изначально такой контроль был только в отношении грузоперевозчиков из Польши, Прибалтики и Украины, так как установить время их въезда в страну не составляло никакой проблемы. Примечательно в данном случае то, что на заявления водителей и транспортных компаний о том, что отведенного времени на прохождение всей республики при соблюдении норм труда и отдыха недостаточно, белорусские пограничники ответили однозначно. По их словам, сутки – «оптимальный и достаточный для доставки товаров в пределах республики, в том числе и для сквозного транзита через Белоруссию в третьи страны, а также до белорусско-российского участка границы». Одновременно было указано, что нынешний подход «не противоречит нормам таможенного законодательства Евразийского экономического союза».

После введения новых норм белорусские власти на практике приступили к контролю за транзитом автотранспорта по территории республики. К этому процессу присоединились не только таможенники, но и Транспортная инспекция, ГАИ и даже прокуратура. В итоге уже к 22 апреля инспекция на транспорте выявила 192 нарушения, Госавтоинспекция – 692, а Таможенный комитет сообщил о 576 случаях несоблюдения установленных правил. Всего же с начала действия постановления Совмина Транспортная инспекция вручила водителям почти 15,6 тыс. требований. Кроме того, власти только в Бресте и Брестском районе к 23 апреля смогли принудительно отправить на самоизоляцию 1 706 граждан, из которых 995 – дальнобойщики, вернувшиеся из рейсов. Примечательно в данном случае то, что основными нарушителями (около 90%) на сегодняшний день являются именно белорусские граждане, которые работают в том числе на иностранные транспортные компании.

Казалось бы, власти Белоруссии обеспечивают максимально возможную в складывающейся обстановке безопасность для страны, при этом не давая транзитному потоку, проходящему по территории республики, остановиться. Однако ряд негативных моментов по-прежнему остается. Как отмечают сами перевозчики, на практике реальность часто не совпадает с официальными заявлениями. Так, отмечается, что требование «пересечь страну за сутки» никак не соотносится с режимом труда и отдыха, при нарушении которого в ЕС или России следуют огромные штрафы. В сложившейся ситуации у водителей возникает дилемма – остановиться на отдых в Белоруссии и в худшем случае заплатить здесь максимальный штраф в 500 евро или нарушить нормы и получить проблемы на несколько тысяч евро уже после выезда из республики. Выбор в данном случае более чем очевиден. При этом уже были отмечены случаи, когда водителей штрафовали даже за то, что они стояли в многокилометровых очередях на белорусско-польской или литовской границе – ведь формально они нарушали установленные в стране требования о сроке пребывания.

Кроме того, многие из автоперевозчиков при въезде в Белоруссию не получают никакой информации о перечне стоянок, специально предназначенных для транзитного транспорта. При этом, как отмечают водители, большинство из таких стоянок имеют только несколько мест для грузовых авто, что не позволяет пользоваться ими всем желающим. К тому же на многих из них нет ни душа, ни пунктов питания. Примечательно в данном случае и то, что так называемые оборудованные для транзитных перевозчиков АЗС отличаются от того, что было до пандемии, лишь тем, что в них появились линии разметки у касс и прозрачные стекла перед продавцами.

Не лучше выглядит ситуация и с самой организацией транзита по Белоруссии. В некоторых местах, чтобы оплатить право проезда по белорусским дорогам (система BelToll), водителям приходится не только останавливаться на АЗС, не вошедших в список разрешенных, но и сворачивать с определенных для транзита магистралей. При этом Транспортная инспекция и ГАИ республики в таких случаях все равно составляют административные протоколы, отмечая, что возникшая проблема не касается их ведомств, а водители должны решать ее сами.

В конечном счете сложившаяся ситуация на белорусских дорогах свидетельствует о том, что власти республики, действительно, создали некие коридоры для транзита грузов наземным транспортом. При этом контроль за ними в стране осуществляется в режиме «24 на 7» сразу несколькими ведомствами. Это позволяет говорить о том, что вопрос обеспечения безопасности белорусских граждан от завоза в страну коронавирусной инфекции извне вполне может быть сведен к минимуму. Вместе с тем сам по себе чрезмерный контроль и недостаточно эффективная организация транспортных потоков снижают привлекательность белорусского маршрута для перевозчиков и в будущем могут оказать негативное влияние на раскрытие транзитного потенциала республики.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
6554
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика