Казахстан вслед за остальным миром в первой половине мая выйдет из карантина. Таким образом, страна вступит в «поствирусный» период развития, где, если верить руководству республики, акцент сделают не только на развитии системы здравоохранения, но и на трансформации экономики.
Хотя, по оценке Всемирной организации здравоохранения, пик эпидемии коронавируса в мире не пройден, в РК решили смягчить введённые ранее карантинные меры. «В соответствии с законом («О продлении режима Чрезвычайного положения». – Ред.), – сообщил президент РК Касым-Жомарт Токаев, – 11 мая режим ЧП будет завершён, если, конечно, не произойдёт новая массовая вспышка эпидемии».
Предвестником грядущих перемен станет открытие 1 мая авиасообщения между Алматой и Нур-Султаном. Правда, пассажиров «антикарантинного» рейса попросят носить маски во время полёта и соблюдать меры личной гигиены.
К счастью, в Казахстане не наблюдался среди населения рост заболевших коронавирусом в геометрической прогрессии. С середины марта, когда в республике выявили «нулевого пациента», заразилось только 3 тыс. человек. Тем не менее по данному индикатору Казахстан оказался в группе лидеров постсоветского пространства, пропустив вперёд лишь Россию, Белоруссию, Украину, Молдову. Зато в Центральной Азии республика удерживала пальму первенства, обойдя соседей по количеству заболевших.
В данный момент самый большой риск – это столкнуться с новой волной эпидемии из-за ослабления карантинного режима. Многие помнят, как после отмены чрезвычайных мер в КНР и Южной Корее медицинские службы двух стран снова зафиксировали рост заболевших. В Казахстане на этот случай решили перестраховаться и частично сохранить ряд ограничений на ближайшее время. Как сказал К.-Ж. Токаев, «в случае одномоментного снятия карантинных мер мы столкнемся с новой волной заболеваемости». Поэтому соблюдение мер гигиены в общественных местах и запрет массовых гуляний остаётся в силе. Меры касаются празднования Дня Победы, когда попытаются собраться пожилые люди – наиболее уязвимая категория лиц для коронавируса.
От вируса и карантинных мер пострадало не только население. Впереди подсчёт ущерба для экономики. Пока все ждут статистику за второй квартал 2020 года. Но уже сейчас строят нерадужные прогнозы. На карантин были закрыты два города Нур-Султан и Алматы, что суммарно дает около 30% ВВП Казахстана. В этих же мегаполисах был сосредоточен малый и средний бизнес, чьё положение вызывает тревогу. Как сообщил глава департамента развития предпринимательства Министерства нацэкономики Чингис Ахметов, «в апреле-июне 2019 года субъектами МСБ ежемесячно выпускалось продукции либо оказывалось услуг на сумму 2,2-2,3 трлн тенге». Примерно такие потери понесёт экономика в 2020 году от карантина по статье малого и среднего предпринимательства.
Ситуация усугубляется тем, что субъекты МСБ работают в конкурентной среде и полагаются на спрос со стороны населения. Поскольку доходы последнего за время карантина сократились, то на быстрое восстановление этого сектора экономики рассчитывать не приходится. Кроме того, трудности подстерегают сферу государственных финансов. Во время карантина оказались «закрыты» казахстанские мегаполисы, которые выступают крупными донорами республиканского бюджета, что скажется на казне, на госрасходах, дотационных областях. Как сказал Ч. Ахметов, в разных регионах Казахстана «были внесены отсрочки, отменены некоторые платежи в бюджет, местные бюджеты, по нашим данным, недополучат 230 млрд тенге». Средства компенсируют им из республиканского бюджета.
Очевидно, что карантин обещает отразиться на экономике в целом. В конце января правительство РК прогнозировало рост ВВП в 2020 году на уровне 4,7-5% (рост в 2019 году был 4,5%. – Ред.). Но от таких ожиданий теперь придётся отказаться. По оценкам МВФ, рост мировой экономики из-за коронавируса в этом году сократится на 3%, а экономики Казахстана – на 2,5%. Прогноз Всемирного банка ещё хуже: рост ВВП ограничится на уровне 1-1,8%. Но это прогнозы. Поэтому главная задача правительства РК в ближайшие месяцы не допустить значительного падения роста экономики.
Считается, что от того, как страна станет выходить из карантина, будет зависеть её ближайшее будущее. А именно – способность предотвратить новую вспышку эпидемии и «перезапустить» экономику. В случае успеха получится наверстать упущенные за время карантина возможности. Казахстан в данном случае решил пойти по пути европейских стран, где поэтапно выходят из карантина. «Частичное послабление карантина нельзя рассматривать как возвращение к обычному укладу жизни», – сообщил К.-Ж. Токаев. Таким образом, после 11 мая закрытыми останутся торгово-развлекательные центры, рестораны, парки, а в школах, вузах и колледжах сохранится дистанционное обучение. Ожидается, что в последующий период, если опасения относительно новой волны эпидемии в городах не подтвердятся, власти откажутся от подобных ограничений.
Ещё одним трендом времени станет система здравоохранения РК. Эпидемия коронавируса выявила её достоинства и недостатки. Больницы и клиники смогли помочь заболевшим гражданам. Радует, что уровень смертности от вируса в стране был невысоким. С другой стороны, система здравоохранения оказалась не готовой противостоять глобальному вызову. Получилось так, что около 30% из заболевших оказались сами врачи и медицинский персонал. «В посткризисный период мы уделим приоритетное внимание развитию медицины. Эта сфера получит масштабную государственную поддержку», – пообещал президент страны.
Что же касается мер поддержки экономики РК, то в настоящий момент обсуждается помощь системообразующим предприятиям. Это компании, которые влияют на деловой климат в стране. Правительство предоставит им гарантии по кредитам, налоговые отсрочки, окажет государственные услуги и поможет получить разрешительные документы. Взамен они обязаны сохранить рабочие места и покупать продукцию у местных производителей. В список включили 361 предприятие, но его публикация вызвала критику. В нем оказались компании, у которых был один и тот же акционер или аффилированные с ним фирмы.
Тем временем в деловых кругах звучат радикальные предложения, авторы которых не видят смысла как в карантине, так и в поэтапной его отмене. На днях такую точку зрения озвучил экс-глава Нацбанка РК Григорий Марченко. «Если проводить анализ «Жизни против жизни», то он будет не в пользу карантинной самоизоляции», – сказал спикер в интервью ютуб-блогеру. Смертность в результате ДТП в разы выше, чем от коронавируса. Но никто не ограничивает движение на дорогах, в то же время другие сферы развиваются нормально. «Иногда правительства считают, что нужно реагировать, но иногда мудрость заключается в том, чтобы ничего не делать», – заключает Г. Марченко. Сам мэтр банковского сектора РК выступает за «естественную иммунизацию» населения, приводя в пример решения властей Швеции и Белоруссии отказаться от карантина.
Стоит отметить, что отношение к поддержке бизнеса со стороны правительства неоднозначное как в деловых кругах, так и в обществе. Во-первых, такие меры усиливают роль государства в экономике, что влечет негативные последствия для делового климата страны. Во-вторых, в прошлом такие меры сводились к вливанию бюджетных средств. Они оказывали стабилизирующий эффект, но не трансформировали экономику. А именно последнее обстоятельство будет влиять на развитие Казахстана в будущем. Есть опасение, что правительство РК пойдёт по проторенной дорожке, в то время как в стране давно назрела необходимость в качественных переменах.
Кстати, о них также говорил президент РК в своём выступлении, отметив, что с окончанием карантинного режима в Казахстане «предстоит осуществить глубинную трансформацию экономики и системы госуправления». В данном контексте это общее заявление, по нему трудно судить, о каких именно трансформациях идет речь. К тому же, начиная с 2008 года, подобные заявления делаются в Казахстане регулярно и уже давно приобрели не экономический, а политический характер.
Однако забегать вперёд не будем. Тем более что Касым-Жомарт Токаев похожий тезис озвучивал в сентябре прошлого года, на совместном заседании палат Мажилиса РК, и он носил программный характер.