Наступила шестая годовщина массового убийства одесситов 2 мая 2014 года. Проголосовавшие год назад за В. Зеленского – а среди них было немало одесситов – ожидали, что новая власть сдвинет с места процесс расследования и наказания виновных. Однако приходится констатировать, что команда президента не собирается даже делать вид, что занимается расследованием. Даже не пытается. Порошенко и его подельники хотя бы создавали комиссии, тасовали следственные группы, передавали дела туда-сюда, говорили о расследовании. Конечно же, не потому, что их волновала правда об одесской трагедии, а потому, что испытывали давление международных организаций, и в частности Верховного комиссара по правам человека ООН. А должностные лица «нового» правительства, которым по должности положено заниматься расследованием «дела 2 мая», вообще молчат. Даже не имитируют ничего.
Побоище в центре Одессы 2 мая 2014 г.
Даже попытка создания временной следственной комиссии по вопросам расследования трагических событий 2 мая провалилась. Нет, не с треском, а с потасовкой, устроенной депутатами. Планировалась совместная работа представителей партий «Оппозиционная платформа – За жизнь» и «Слуга народа». «Оппозиционеров» представлял одессит Николай Скорик, «слуг» – также одессит Алексей Леонов. Комиссия должна была расследовать причины массовой гибели людей и факты бездействия правоохранительных органов, прокуратуры Украины и органов государственной власти во время массовых беспорядков и в процессе расследования уголовных производств по этим фактам. Это официальная информация.
И вроде бы обо всем договорились, но 30 октября 2019 года очередная попытка расследования событий 2 мая 2014 года в Одессе потерпела очередное фиаско. Вот как объяснил причину отказа депутат Леонов: «За четыре прошедших года представители тогда еще «Оппозиционного блока» только пиарились на трагических событиях. Сейчас мы имеем сомнения, что с изменением названия партии на «Оппозиционная платформа – За жизнь» позиция ее представителей изменилась. У них было четыре года, чтобы дать объективную оценку событиям в Одессе, которые привели к гибели 48 человек и более 250 раненым. В ВСК должны войти вовлеченные депутаты, которые действительно заинтересованы в объективном расследовании трагических событий в Одессе 2 мая 2014».
Читать это по крайней мере странно. Ведь хорошо известно, что все попытки хоть какого-то расследования «одесской бойни» при предыдущем составе Верховной рады блокировались вовсе не «Оппозиционным блоком», а националистами, которые и были виновными в событиях 2 мая. За отказом от создания комиссии кроется скорее другое – опасение, что в ходе расследования выяснится что-то совсем уж неустраивающее виновников «одесской Хатыни». Вот они, словно кукловоды, и дергают за веревочки украинских политиков. Так что никакая комиссия, «объективно расследующая трагические события 2 мая в Одессе», так и не была создана. В партии Порошенко, к слову, несказанно обрадовались такому повороту событий.
Абсолютно права экс-министр юстиции Елена Лукаш, отметившая, что «нынешняя власть – “одной крови” с предыдущей и своими действиями продемонстрировала политическое соучастие в преступлении 2 мая 2014 года». А один из лидеров партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Юрий Бойко заявил, что нынешняя власть Украины по аналогии с прежней не заинтересована в объективном расследовании произошедшего шесть лет назад. Тем не менее политик уверен, что «мы добьемся правды о событиях 2 мая 2014 года в Одессе», ибо «люди должны узнать правду, а убийцы должны быть наказаны, как и те, кто расстреливал людей на майдане. Эти две трагедии будут постоянно в нашем поле зрения. Мы привлечем международные организации к расследованию. Добьемся, чтобы правда восторжествовала»…
2 мая 2014 года. Куликово поле. Горит Дом профсоюзов
Итак, в сухом остатке – практически ничего. Да, обвинили в организации бойни в Одессе одиозного экс-спикера Верховной рады Парубия. Его, похоже, до сих пор только подозревают (а может быть, уже и нет – это неизвестно) в «создании вооруженных формирований с целью массовых беспорядков» (ч. 2 ст. 294 УК Украины). Дело застопорилось. Он даже не испугался. Скорее наоборот, перешел в наступление. «Отчаянное противодействие украинской власти и гражданского общества гибридному захвату путинской Россией всего нашего юго-востока – восьми украинских областей, через захват власти пророссийскими силами в областных центрах, в том числе и в Одессе, – здесь уже классифицируется однозначно – как “факт создания и координации Парубием А.В. общественных вооруженных группировок с целью совершения массовых беспорядков 02.05.2014 на территории г. Одессы”», - возмущается политик и добавляет, что с таким же успехом его можно обвинить в организации майдана. То есть чувствует свою полную безнаказанность как за убийство 48 одесситов, так и за массовые расстрелы и беспорядки на киевском майдане.
Интерпол в начале марта отменил международный розыск экс-начальника ГУ ГСЧС в Одесской области В. Боделана, которого обвиняли в бездействии во время пожара в Доме профсоюзов. Напомним, пожарные машины ехали на Куликово поле с пылающим Домом профсоюзов несколько часов, в то время как пожарное депо находится в получасе ходьбы пешком. Можно сколько угодно рассуждать о степени виновности Боделана и его реальных возможностях в тот роковой день, но факт остается фактом.
Практически забыт и бывший начальник одесской милиции Фучеджи. Именно его «орлы» стояли в оцеплении у Дома профсоюзов за беснующейся толпой националистов. Некоторые даже ухмылялись, наблюдая за тем, как те издеваются и добивают одесситов, спасающихся от огня и удушливого дыма.
Довольно вяло пытаются осудить «стрелка с Греческой», как прозвали журналисты евромайдановца Ходияка. Его обвиняют в массовых убийствах не только в центре города, но и на Куликовом поле. Процесс начался после неоднократных и все более настойчивых требований Верховного комиссара по правам человека ООН. Ходияку грозит пожизненное заключение, и поэтому его должен судить суд присяжных. Таковых должно быть всего три человека, но найти желающих так и не удалось. Причина понятна – люди боятся, потому что знают, что у власти продолжают находиться такие же Ходияки. Сейчас процессу мешает пандемия коронавируса. Сам же Ходияк даже создал новую «патриотическую» организацию, активисты которой демонстративно демонтировали барельеф маршалу Жукову на ул. Канатной в Одессе.
Единственный плюс – наконец освобождены из СИЗО все антимайдановцы, которых в качестве заложников держала киевская власть, безосновательно обвиняя в беспорядках, произошедших 2 мая в Одессе. Евгений Мефедов и Сергей Долженков после более чем пятилетнего заключения освобождены в результате «большого обмена» Украины с Донбассом. Причем Долженков до последнего пытался доказать свою невиновность в суде, но понял, что и при Зеленском это практически невозможно, и только тогда согласился на обмен.
А что же следствие? Помнится, при Порошенко создавались какие-то группы, дела передавались из Одессы в Киев и обратно, отдельные эпизоды распределялись между различными подразделениями. Ответ на сегодняшний день выглядит так: все глухо. Очевидно, отыскать пресловутый «российский след» так и не удалось, а свой, украинский, зачем расследовать? Еще отвечать придется. Нет, не в суде, а перед теми, кто организовал «одесскую бойню» и по-прежнему имеет и власть, и влияние.
Пожалуй, остается еще один аспект. Это установка если не памятника, то хотя бы какого-то мемориала жертвам 2 мая на Куликовом поле. При этом отметим, что в Одессе мемориальные таблички установлены только на месте убийства двух майдановцев. А все попытки увековечить память их жертв натыкаются на жесткое сопротивление националистов. Областной совет в начале марта по инициативе представителей «Оппозиционной платформы – За жизнь» озаботился памятником жертвам 2 мая на Куликовом поле. Но тщетно: «патриотические» депутаты провалили голосование. А губернатор Максим Куцый призвал «не устраивать политического шоу», отметив, «мы должны вместе сшивать Украину и Одесскую область». Очевидно, это «сшивание» на самом деле является потаканием националистам, которые и виновны в трагедии 2 мая.
Мало того, затравленные родственники жертв выступили с публичной с просьбой не устанавливать на Куликовом поле никаких мемориалов и памятников. Для них гораздо важнее расследовать обстоятельства трагедии шестилетней давности и привлечь к ответственности виновных. К тому же мемориал, по совершенно справедливому мнению этих обездоленных людей, «будет постоянно подвергаться нападению и осквернению радикально настроенных групп, что болью отзовется в наших сердцах».
Эти горькие слова подтверждает недавний факт: кто-то, оставшийся неизвестным, в ночь на 15 марта установил памятный крест на Куликовом поле на газоне возле Дома профсоюзов. Он не простоял и несколько часов – националисты с остервенением сломали его на корню. И как только узнали? Наверное, с ними делятся информацией сотрудники службы внешнего наблюдения, видеокамеры которых установлены в том числе и на Куликовом поле. Эти же камеры регулярно фиксируют, как нациствующие молодчики уничтожают цветы и свечи, которые оставляют одесситы возле ограды Дома профсоюзов после траурных мероприятий 2 мая. Но всегда остаются для полиции «неизвестными».
Этот крест простоял возле Дома профсоюзов несколько часов
Да и сам Дом профсоюзов, хоть и отремонтирован, но по-прежнему пуст. Арендаторы боятся очевидной жуткости этого места. Лишь в одном из помещений открыто кафе. Вернее, было открыто до карантина…
И еще об одном факте, лишний раз свидетельствующем о настрое властей в «деле» 2 мая. Накануне шестой годовщины одесской трагедии, 30 апреля пресс-служба СБУ распространила сообщение о том, что представители движения «Куликово поле» якобы собирались организовать в Одессе ряд провокационных акций. При этом само движение названо пророссийским. У активистов были проведены обыски, во время которых, как сообщается, было обнаружено «значительное количество печатной продукции, содержащей откровенную антиукраинскую пропаганду сепаратистского характера. В частности, изъяты открытки с разделением Украины на фейковые «республику Новороссия» и «бандеровскую Украину», наклейки «Одесса русский город» и «Одесса – Новороссия», символика с пропагандой тоталитарного режима, печатные издания, так называемая газета «Новороссия» и другая запрещенная законодательством продукция».
По версии СБУ, 2 мая «планировалось распространение печатной агитационной продукции сепаратистского характера с призывами к созданию так называемой «республики Новороссия» и силового захвата государственной власти». Начато уголовное производство, по результатам которого «будут приниматься соответствующие процессуальные решения». Похоже, в этой возне спецслужб по поводу «пророссийской деятельности» движения «Куликово поле» и будут похоронены последние надежды одесситов добиться правды о событиях 2 мая 2014 года.
____________________________
Фото: https://dumskaya.net