Почему попытки сорвать запуск БелАЭС не будут иметь успеха - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Почему попытки сорвать запуск БелАЭС не будут иметь успеха

Пандемия коронавируса, охватившая весь мир, не смогла изменить планы Литвы по срыву запуска первой Белорусской атомной электростанции в Островце (БелАЭС). При этом действия официального Вильнюса стали вызывать у аналитиков все больше недоумения. Чего только стоит недавняя просьба министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса к заместителю госсекретаря США Стивену Бигану поддержать литовскую позицию в данном вопросе. По его словам, противодействие запуску БелАЭС будет способствовать укреплению белорусской экономики и суверенитета, а США и Литва сегодня «должны работать вместе в целях сохранения свободной и независимой Белоруссии».

При этом ни самого Линкявичюса, ни его заокеанских партнеров нисколько не смутила странность такого послания, в котором строительство атомной станции в Островце было увязано с потерей Белоруссией суверенитета, о котором так сегодня «заботятся» в Литве. Стремление же Вильнюса убедить и Минск, и все международное сообщество в необходимости прекращения белорусской атомной программы в последнее время и вовсе стало выглядеть как «обида» за потерю собственной Игналинской АЭС.

Можно напомнить, что за последнее десятилетие Литва не раз предпринимала различные шаги для того, чтобы сначала не допустить строительство АЭС в Островце, затем, когда это не удалось сделать, остановить его, а теперь уже и сорвать ввод в эксплуатацию первого энергоблока. При этом Вильнюс неоднократно призывал присоединиться к своему «крестовому походу» против БелАЭС не только соседей – Польшу, Латвию и Эстонию, но и весь Евросоюз. Однако, как известно, в большинстве случаев, европейские лидеры и международные организации оказались глухи к стенаниям из литовской столицы.

Более того, и официальный Минск, который получил множество подтверждений безопасности своей атомной станции, в том числе и от МАГАТЭ, в конечном счете практически перестал реагировать на заявления из Вильнюса. Сегодня в Белоруссии твердо намерены запустить первый энергоблок в течение текущего года, а затем заняться решением более серьезного, чем привычное недовольство Литвы, вопроса – реализацией излишков электроэнергии. Тем более что, не сумев остановить строительство БелАЭС, Вильнюс также решил использовать эту проблему в собственных интересах.

 Известно, что в Минэнерго Литвы в последние годы существует официальная версия, что для достижения победы в войне против атомной станции в Островце есть два основных пути: окончательно похоронить постсоветское энергетическое кольцо БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва), а также убедить всех белорусских соседей не закупать у Минска электроэнергию. При этом в обоих случая действия литовских политиков все чаще стали содержать в себе суицидальные черты.

 Так, идея разрушения БРЭЛЛ существует уже более 10 лет. Изначально Евросоюз обещал прибалтийским республикам реализовать ее к 2020 году, включив их в общеевропейскую энергосистему, и тем самым «покончить» с зависимостью от России. Однако, как известно, этого не случилось, и теперь сроки отодвинуты на конец 2025 года. При этом Литва уже вложила огромные суммы в модернизацию своей энергетической системы, а в будущем ей придется выложить еще 1,5 млрд евро. Таких свободных средств у Вильнюса нет, а потому там уже много лет рассчитывают на европейские инвестиции, которые в Брюсселе выдавать никто не торопится.

       

Более того, в связи с нынешней пандемией коронавируса многие аналитики и вовсе склонны считать, что Литва, а с ней и другие страны Прибалтики в принципе могут перестать получать финансовую помощь из ЕС в прежних объемах. Соответственно, ситуация с реализацией ранее запланированных энергетических проектов в этих странах только ухудшится. Но, несмотря на весь пессимизм, в Вильнюсе решили не обращать внимания на такие «мелочи», окончательно идеологизировав свою борьбу с БелАЭС, которую литовские политики считают частью плана России по расширению своего влияния в регионе.

В конце апреля стало известно, что Литва, Латвия и Эстония в ближайшее время планируют принять на официальном уровне обязательство не только не закупать электроэнергию с БелЭАС, но и не пропускать ее через свои сети транзитом. При этом переговоры о подобном решении велись с прошлого года, а в Риге, как и в Таллине, не раз замечали, что принятие такого документа может в будущем привести к серьезным проблемам. В том числе отмечалось, что из-за отказа закупать электроэнергию как в России, так и в Белоруссии, экономика прибалтийских стран только пострадает, так как сроки синхронизации их энергосистем с общеевропейской отложены как минимум на пять лет. Однако, как показывают последние события, антироссийские настроения в Литве, Латвии и Эстонии, а также существующее в этих странах проамериканское лобби оказались сильнее логики и понятия экономической целесообразности.

Вторым путем, которым продолжает идти Вильнюс, является агитация белорусских соседей не покупать электроэнергию, выработанную на БелАЭС. В данном случае особое внимание уделяется Украине. Об этом, в частности, шла речь еще осенью 2019 года во время визита Владимира Зеленского в Вильнюс. Тогда украинский президент заявил, что «услышал этот сигнал» и пообещал своему литовскому коллеге обсудить данный вопрос с министром энергетики, так как «всё, что для вас важно и что касается вопросов безопасности, важно и для украинцев».

В связи с тем, что официального ответа из Киева после ноябрьской встречи не последовало, Гитанас Науседа в апреле снова обратился к Украине с просьбой «еще раз обсудить вопрос о том, что эта электроэнергия приобретаться не будет». При этом, как и ранее, главный упор в просьбе делался не столько на опасности самого запуска БелАЭС, сколько на необходимости совместного противодействия российской экспансии на энергетическом рынке Восточной Европы и борьбе с энергомонополистами внутри самой Украины. При этом стоит заметить, что в последнем случае Вильнюс решил ввязаться в ту сферу, относительно которой его мнения никто на Украине не спрашивает. Даже принятие украинской Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, 8 апреля решения на время карантина и на 30 дней после его завершения запретить импорт электроэнергии из «стран, не входящих в Энергетическое сообщество» (Россия и Белоруссия), практически не связано со строительством и вводом в эксплуатацию БелАЭС. Это скорее промежуточный итог внутренней борьбы олигархических группировок Украины, в первую очередь Рината Ахметова, контролирующего почти 80% украинской тепловой электрогенерации, и Игоря Коломойского.

Стоит напомнить, что Коломойский после прихода к власти Зеленского и партии «Слуга народа» сумел в сентябре 2019 года провести в Верховной раде законодательную поправку о возможности закупки электроэнергии у стран, не являющихся членами Энергетического сообщества. После чего аффилированные с ранее опальным олигархом компании в октябре начали закупать электроэнергию в России. Позже уже Ахметов сумел добиться принятия закона, запрещающего закупки электроэнергии в РФ по двусторонним договорам. Однако Белоруссию тогда это не коснулось, и за последние месяцы 2019 года Украиной было закуплено белорусской электроэнергии на $43,1 млн (российской – на $15,5 млн), а в 2020 году – еще на $7,5 млн.

И все это происходило на фоне неустанных заявлений Вильнюса о необходимости отрезать Белоруссию и Россию от экспорта электроэнергии на европейский рынок. Поэтому никакого прямого влияния на украинский энергетический рынок нынешняя позиция Литвы в отношении БелАЭС не имеет. Как считают аналитики, ближайшие перспективы украинского рынка будут зависеть только от борьбы групп местных олигархов. Правда, учитывая продолжающийся рост влияния на Украине Ахметова, подминающего под себя и свой бизнес всю энергогенерацию страны, для Белоруссии и без литовского участия перспективы экспорта электроэнергии южному соседу выглядят крайне пессимистично.

Исходя из вышеперечисленного, сегодня неизвестно, сможет ли Белоруссия в принципе начать экспорт излишков электроэнергии, выработанной на БелАЭС, как это предполагалось ранее. Все призывы Минска к странам-соседям включить разум и сесть за стол переговоров в последнее время все больше стали натыкаться на стену, в основе которой лежит явно антироссийская идеология. Однако можно не сомневаться, что все это никак не изменит планы белорусских властей относительно ввода в эксплуатацию обоих реакторов БелАЭС.

По крайней мере, это позволит официальному Минску если не заработать на продаже электроэнергии, то как минимум заявить о снижении зависимости от России и поставляемого оттуда газа, даже несмотря на то что Белоруссии еще долго придется выплачивать взятый на строительство станции многомиллиардный российский кредит.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4614
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика