В районе чешской столицы Ржепорые установили памятник власовцам - солдатам Русской освободительной армии (РОА), воевавшей на стороне Гитлера под командованием предателя генерал-лейтенанта Андрея Власова.
Сделано это было вопреки протестам посольства России, напомнившим администрации Ржепорые, что РОА причастна к военным преступлениям, совершённым нацистским режимом. Однако глава администрации Павел Новотны ответил, что не намерен согласовывать с российскими дипломатами установку памятника.
Памятник РОА появился после скандального демонтажа 3 апреля монумента истинному освободителю Праги, дважды Герою Советского Союза маршалу Коневу. Это именно войска 1-го Украинского фронта под командованием Конева, а не власовцы, спасли жителей Праги от уничтожения, придя на помощь Пражскому восстанию в мае 1945 г.
На волне антисоветизма, накрывшего Чехословакию в 1989 г. и продолжающегося до сих пор, образ власовцев используется как противовес историческому факту освобождения Праги советскими войсками. Чешские историки выдумали неуклюжую конструкцию о будто бы значительном вкладе власовцев в изгнание гитлеровских оккупантов из Чехословакии. Утверждается, что в боях на пражских улицах погибли 300 власовцев.
1-я дивизия РОА во главе с генералом-коллаборационистом Сергеем Буняченко, действительно, ввязалась в бои с немцами, но сделала это не ради освобождения чешской столицы, а чтобы расчистить себе дорогу на запад и сбежать от справедливого суда за совершённые злодеяния. Власовцы понимали – гитлеровский режим обречён, и делать на него ставку более нельзя. Буняченко не мог рассчитывать на мягкий приговор в случае пленения советскими войсками.
В 1942 г. во службы в Красной армии он уже побывал под судом по обвинению в халатном отношении к командирским обязанностям, повлёкшим частичный разгром гитлеровцами подчинённых ему частей. В том же году повторно обвинён в грубых просчётах, в результате которых враг почти полностью разгромил вверенную Буняченко 59-ю отдельную стрелковую бригаду. Позднее Буняченко попадал в плен к румынам и добровольно пошел на службу в РОА.
В Праге власовцы оказались вместе с немцами, убегая от Красной армии. Хороши освободители! Чешский национальный комитет, созданный восставшими, отверг предложение власовцев о помощи. Чехословаки понимали, что власовцы пекутся не о свободе их страны, а о спасении собственной шкуры.
От безвыходности власовцы побежали на запад, в американскую зону оккупации в Германии, вступая по пути в боестолкновения с немецкими частями, запрудившими дороги. На вооружении РОА состояли танки и артиллерия, поэтому пробиться к американцам им, всё же, удалось. Американцы выдали Буняченко советскому правосудию, и он был казнён вместе с Власовым.
В мае 45-го пражане подняли восстание не потому, что в Праге были готовые им помочь власовцы. Иначе пражане подняли бы восстание гораздо раньше, при первом появлении здесь частей РОА. Этого не произошло, потому что чехословаки ждали прихода армии Конева. И когда раскаты коневской артиллерии стали доноситься до пражских улиц, горожане взялись за оружие, зная, что спасение уже рядом.
Наш корр.