Во второй половине апреля Москва вернула Киеву две дипломатические ноты, связанные с Крымом. И будет так поступать и впредь, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, поскольку, как неоднократно высказывалось на этот счет высшее политическое руководство РФ, вопрос принадлежности Крыма закрыт, республика и Севастополь в 2014 году добровольно и навечно воссоединились с Россией.
Что касается «грозных нот», то в одной Украина выразила протест в связи с археологическими раскопками на полуострове, в другой – потребовала отчета о мерах, которые предпринимает Россия в борьбе с коронавирусом в Крыму и Донбассе.
М. Захарова напомнила, что у Киева есть возможности прямого диалога с Донецком и Луганском, и призвала украинских коллег «экономить на бумаге»: «В то время как в Украине свирепствует пандемия, в Чернобыле бушуют пожары, когда российские самолеты вывозят из третьих стран украинских граждан – российские дипломаты помогают им вернуться на родину, в это время Министерство иностранных дел Украины направляет все силы на бомбардировку «государства-агрессора» – как они нас называют, грозными нотами протеста».
Дипломат подчеркнула, что у нее сложилось ощущение, будто киевские власти живут в параллельной реальности. Сначала Украина отрезает Крым от воды, электричества, вводит блокаду Донбасса, а затем требует отчитываться о том, как Россия защищает жителей этих регионов от коронавируса.
В данном контексте стоит напомнить, что в свое время взявший курс на сепаратизм и выход из СССР номенклатурно-квазинационалистический режим Украины проигнорировал результаты общекрымского референдума января 1991 года и действовавшие в то время законы СССР. Референдум проходил в Крыму и на территории союзных республик, в которых тогда жили депортированные крымские татары. 93,7% голосовавших высказались за воссоздание Крымской АССР в составе обновленного единого СССР, как субъекта союзного договора. Проще говоря, еще до развала Союза свыше 1,7 млн крымчан во всеуслышание «послали» подальше номенклатурно-сепаратистский режим в Киеве...
Причем никто крымчан делать это не заставлял. Показательными были и результаты референдума в Крыму 16 марта 2014 г. Поэтому с кем дружить, в чей состав входить, какие раскопки вести – это сугубо личное дело крымчан, а не панующих в Киеве галичан. В состав «нэзалежнай Украины» крымчане уже входили – и получили в 1995 году отмену конституции 1992 года Республики Крым.
Также стоит напомнить, как под шум майдана украинцы продали Китаю западное побережье Тавриды, заодно подписав в Пекине смертный приговор курортам западного побережья Крыма. И не «кривая американской мечты» майданщиков, а референдум о вхождении в Россию приостановил в марте 2014 года скорое на тот момент появление на крымских берегах силы, способной играючи смять традиционные этносы славян и татар. И заодно помог выбраться из «ямы», в которой оказалась автономия и народ Крыма в условиях захлестнувшего Украину нацистского беспредела.
Именно поэтому за выход Крыма из состава Украины депутаты Верховного совета Автономной Республики Крым проголосовали еще в январе 2014 года. Такое решение полностью поддержали 78 из 81 депутата, два депутата воздержались, против проголосовал только один. Пресс-центр Верховного совета АРК опубликовал тогда специальное заявление, гласившее: «Политический кризис, формальным поводом возникновения которого стал отказ от кабальных соглашений о евроинтеграции Украины, перерос в вооруженное противостояние и уличные бои… К сожалению, уже есть погибшие. Это слишком высокая цена властных амбиций горстки политических провокаторов... Они, прикрываясь интересами всего украинского народа и действуя якобы от его имени, перешли допустимую грань, спровоцировав кровопролитие.
Оголтелые экстремисты, захватив центр столицы и отгородившись баррикадами от остальной страны, объявили, что на захваченной ими территории не действуют никакие законы. Они водрузили на фасад мэрии города-героя Киева портрет приспешника фашистов Степана Бандеры – лидера Организации украинских националистов – и используют те же методы борьбы: коктейли Молотова, удары в спину, поджоги, самосуд...
Крым и крымчане окажутся перед угрозой насильственной майданизации и утраты всех завоеваний автономии и ее статуса… Нас будут заставлять отречься от многовековой общей истории с Россией, забыть русский язык, жить с клеймом «жид», «москаль», «чужинець» и под нацистские лозунги предать подвиг наших отцов и дедов, победивших фашизм.
Опираясь на волю избравших нас крымчан, заявляем, что мы не отдадим Крым экстремистам и неонацистам, стремящимся ценой раскола страны и крови ее граждан захватить власть в Украине. Крымчане никогда не будут участвовать в нелегитимных выборах, не признают их результаты, и не будут жить в «бандеровской» Украине!»
Работу по выходу из состава Украины в Крыму начали задолго до майдана. Издание «Коммерсантъ-Украина» еще 18 июля 2012 года писало: «Руководство Крыма предлагает уравнять в правах Конституцию Автономной республики Крым с Конституцией Украины и наделить Верховный совет автономии правом законодательной инициативы... В оппозиции заявляют, что реализация подобных инициатив будет означать "выход Крыма из состава Украины "».
В материале говорилось, что крымские власти начали активную работу по расширению политических и экономических полномочий автономии. С соответствующей инициативой выступил председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев, создавший рабочую группу из представителей Совмина, Верховного совета Крыма и ученых. Ее цель – разработка предложений по изменению Конституции Украины в части расширения полномочий автономии.
«Наша задача – вынести на рассмотрение Конституционной ассамблеи наше видение взаимоотношений Крыма с центральными органами власти и сделать систему управления логичной и понятной», – процитировали тогда крымского премьера в пресс-службе Совмина. Глава кабинета подчеркнул, что Крым обладает «мощным потенциалом», при котором недопустимо оставаться дотационным регионом: «Нам необходимы не декларативные, а реальные полномочия. Это позволит принимать большинство важных для крымчан решений не в Киеве, а в самом Крыму».
Что Крым – это не Украина, как видим, всем было ясно и до 2014 г. А уж после референдума – тем более. Так что поэтому, как заявила представитель МИД РФ Мария Захарова, любые «грозные ноты» протеста Киева в отношении действий Москвы, связанных с суверенитетом над Крымским полуостровом, будь то визиты официальных лиц, строительство или археологические раскопки, будут и далее возвращаться в связи с отсутствием каких-либо оснований для их рассмотрения.