Начиная с 4 мая, в режиме чрезвычайного положения в Армении решением коменданта и вице-премьера Тиграна Авиняна введены серьезные послабления. В том, что касается права на перемещение: сняты ограничения на свободное перемещение (бланк о передвижении стал не нужен) и на передвижения между областями (марзами). Одновременно сохранился запрет на функционирование общественного транспорта.
Убраны ограничения в ряде экономических сфер, прежде всего на строительство (полностью); на работу перерабатывающей промышленности (в том числе текстильной, мебельной, обувной, полиграфической); на общественное питание – деятельность ресторанов, баров, кафе, таверн разрешена исключительно на открытых территориях; на оптовую и розничную торговлю в специализированных и неспециализированных магазинах и киосках. Крупные торговые центры и рынки остаются закрытыми, в них могут работать только пункты продажи продовольствия и сельскохозяйственной продукции, аптеки и пр. Разрешено также возобновление работ профессиональных спортивных клубов. Вполне возможно, что до конца мая будут возобновлены матчи чемпионата Армении по футболу, правда, без зрителей.
При этом остаются ограничения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и университетах. Скорее всего, они будут сохраняться и далее.
Выступая 6 мая в парламенте с отчетом, Никол Пашинян вновь рассказал о логике предпринимаемых шагов: «Первая важнейшая задача, которую мы перед собой поставили, – это избежать паники. Вторая – обеспечить, чтобы система здравоохранения была способна обслужить больных коронавирусом людей. То есть чтобы все те люди, которые нуждаются в медицинской помощи, получили бы ее. Мы видели, что во многих странах Европы больничных возможностей не хватало и люди, нуждающиеся в реанимации, были "госпитализированы" под деревьями в парках».
По словам премьер-министра, с этой целью в стране число инфекционных койко-мест были увеличены с 300 до 1,5 тыс. и еще 150 мест будут сданы в эксплуатацию ближайшие дни. «Кроме того, 650 гостиничных мест подготовлены для асимптомных случаев. Вы знаете, что больше половины случаев у нас – это люди, которые являются носителями коронавируса, но не имеют никаких симптомов, и в их отношении наша политика заключается не в том, чтобы лечить, а в том, чтобы обеспечить их изоляцию, чтобы они других не заразили», – отметил премьер.
Очевидно, что и для стран с более устойчивыми экономиками, нежели армянская, продление жёстких ограничительных мер чревато серьёзными издержками. В то же время правительство и комендатура, в частности, критикуются за не самый высокий уровень проведения режима ЧП, самоизоляции и карантина. Для сравнения обычно приводятся данные о карантине в соседней Грузии, где в несколько раз ниже число инфицированных и летальных исходов (здесь мы абстрагируемся от вопроса о достоверности статистики, к которой, мягко говоря, много вопросов). Правоохранительные и иные структуры, призванные поддерживать данный режим, не очень эффективно использовали имеющийся в их распоряжении инструментарий, такой как штрафы и наказания злостных нарушителей.
С одной стороны, большая часть населения проявила достаточно высокий уровень сознательности и дисциплины, но некоторые граждане, игнорировавшие установленные правила самоизоляции и карантина и ставшие виновниками передачи инфекции, остались безнаказанными. Неприменение системы штрафов и наказаний в отношении виновных в итоге привело к тому, что сохранить низкий уровень прироста к общему числу инфицированных не удалось – сейчас он составляет около 6%, в то время как в апреле составлял 3-4%.
Как полагает эксперт «Института Кавказа» Грант Микаелян, «наша проблема в том, что настоящего жёсткого карантина не было или же он был, но на протяжении недели. Непоследовательность и неоднозначность сигналов, исходящих сверху, привела к тому, что люди с какого-то момента – довольно давно – начали несерьезно относиться к карантину. Поэтому вот что произошло: убытки от карантина мы понесли, а ту выгоду, которую можно было получить, то есть предотвращение эпидемии, – не получили».
На фоне второго послабления режима ЧП (первое имело место в середине апреля) общественность, находясь на самоизоляции, вынуждена наблюдать за достаточно большими баталиями в виртуальном пространстве между кругами, тесно связанными с бывшими властями страны и сторонниками действующих властей.
К примеру, армянское интернет-издание 24News опубликовало статью о российском бизнесмене армянского происхождения Левоне Маркосе, обвиняющем бывших президентов Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна в «отжатии» у него акций банка «Кредит Ереван». В настоящее время это обвинение расследуется правоохранительными органами, организовавшими даже очную ставку между Л. Маркосом и С. Саргсяном. Издание обвинило Маркоса в попытке совершить крупнейшее финансовое мошенничество в истории Армении путём выпуска облигаций на 300 миллионов долларов. По утверждению авторов публикации, сделка о выкупе банка у его бывшего владельца Мартина Ованнисяна была реализована в ненадлежащей форме, а задачей Маркоса якобы было не спасение банка от банкротства, а обретение площадки, необходимой для осуществления финансового мошенничества.
Разбирательства Л. Маркоса с бывшими властями Армении имеют достаточно широкий резонанс. Как представляется наблюдателям, указанная публикация могла быть организована из окружения Тиграна Саркисяна, возглавлявшего в начале 2000-х годов Центральный банк, а впоследствии трудившегося премьер-министром Армении и главой Евразийской экономической комиссии. Надо полагать, бывший глава правительства, прославившийся в своё время скандальными заявлениями, всерьёз опасается, что следствие доберётся и до него, причём по целому ряду дел с подозрениями в мошенничестве в особо крупном размере и отмывании денег. Обвинение было оглашено 13 апреля в Службе национальной безопасности в связи с разразившимся много лет назад кипрским офшорным скандалом, в эпицентре которого оказались бывший премьер-министр Т. Саркисян и архиепископ Навасард Кчоян. Армянская пресса уже пишет о том, что бывшего главу ЕЭК скоро вызовут на допрос.
В свою очередь, российский бизнесмен обвиняет своих оппонентов в незаконном отъеме собственности: «Они такой механизм соорудили, что обмывали и чистили все входящие из-за рубежа деньги. Они все эти махинации проводили и все осуществляли через этот банк. Они уже решили, что закрывают банк, и меня привели и вовлекли во все это. Пришли ко мне, попросили, я им дал 2 млн долларов в долг. Потом тянули, не отдали, потом пришли и сказали, что возьми этот банк, не сказав, что этот банк является банкротом. Я уже был в России, когда проверил и выяснил, что банк давно уже признан банкротом и закрыт. Но я уже его купил».
Другая «горячая» тема – удовлетворение 6 мая судом первой инстанции Еревана ходатайства следствия об аресте бывшего посла в Ватикане зятя третьего президента Микаела Минасяна, обвиняемого в незаконном обогащении, представлении в декларации о доходах и имуществе ложных сведений и легализации имущества, полученного преступным путем. Согласно информации Комитета государственных доходов, уголовное дело было возбуждено еще в марте на основании доказательств, полученных в ходе предварительного следствия. М. Минасян привлечён в качестве обвиняемого, был объявлен в розыск, равно как и его отец Ара Минасян, обвиняемый в «злоупотреблении полномочиями служащими коммерческих или иных организаций, повлекшем тяжкие последствия, в подделке и соучастии в подделке документов, совершенной группой лиц по предварительному сговору, присвоении или растрате в особо крупных размерах». Нанесенный государству ущерб оценивается в 1,9 миллиона долларов.
Судя по всему, М. Минасян, который также являющийся некоронованным королем армянской прессы, находится в Италии, откуда он дважды организовывал «прямые эфиры» в социальных сетях. Высказывается предположение, что именно он является тем фронтмэном «бывших», который стремится к власти, пытаясь найти для этого поддержку как в Москве, так и в западных столицах. В одном из своих последних «лайвов» Минасян сказал, что директор Службы национальной безопасности (2018-2019 гг.) Артур Ванецян по поручению премьер-министра Н. Пашиняна встретился с ним и предложил перевести символическую сумму одному из фондов Армении взамен прекращения уголовного преследования.
Данное заявление зятя второго президента направлено в Специальную следственную службу с поручением дать правовую оценку обстоятельствам, указанным в видеоматериале. Указанная встреча действительно могла иметь место, но ее инициатором, что не менее вероятно, мог быть сам Минасян, пытавшийся договорится с Пашиняном через посредника о прекращении преследований не только своей персоны, но и своего отца. Судя по всему, договориться не получилось. Просмотр же «лайвов» бывшего посла в Ватикане даёт нам достаточно веские основания говорить о том, что не каждый серый кардинал (именно таковым считался М. Минасян) способен стать публичным политиком.
Наконец, третьим эпизодом баталий, за которым внимательно следит общественное мнение во время эпидемии коронавируса, стала эпопея экс-министра финансов Гагика Хачатряна и его ближайших родственников. Бывший глава финансового и налогового ведомств обвиняется по статьям «присвоение или растрата средств в особо крупных размерах» и «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия».
Согласно сообщению СНБ, в ходе следственных мероприятий были получены фактические доказательства о том, что сыновья известного рядом колоритных кличек Г. Хачатряна, занимавшего на тот момент пост министра финансов, по предварительному сговору основали торговую организацию для поставки товаров в налоговые и таможенные органы РА и оказания услуг в сфере информационных технологий. Вероятно, речь идёт о действовавшей многие годы в Армении коррупционно-мафиозной структуре, участники которой накопили незаконные средства в несколько сот миллионов долларов.
Не называя имён подозреваемых, это подтвердил генеральный прокурор Артур Давтян: «В нашей стране уголовные дела такого объема никогда не расследовались, по крайней мере на моей памяти. Экономическая деятельность сотен компаний, денежные потоки в рамках их деятельности, по сути, также предположительно свидетельствуют о том, что их деятельность была организована таким образом, чтобы при ее раскрытии возникли серьезные препятствия».
Таким образом, находясь на карантине – пусть и не самом жёстком – обыватель в Армении явно не скучает. Многочисленные и достаточно крупные дела, связанные с коррупционным прошлым бывших высокопоставленных должностных лиц и их ближайшего окружения, привлекают внимание общества, способствуя сохранению достаточно высокого уровня общественной поддержки действующей власти.