В Беларуси 9 августа состоятся президентские выборы. Известно, что избирательная кампания предполагает этапы регистрации инициативных групп претендентов на статус кандидата (до 15 мая), сбора подписей граждан (15 мая – 19 июня), выдвижения и регистрации кандидатов (20 июня – 14 июля), а также агитации (с момента регистрации по 7 августа). Кроме того, 4-8 августа будет проходить досрочное голосование.
На сегодняшний в Центральную избирательную комиссию подано 55 заявлений о регистрации инициативных групп, при этом 10 претендентов уже получили отказы ЦИК. Фаворитом предстоящей кампании является действующий президент Александр Лукашенко, однако уже можно прогнозировать, что вопреки ожиданиям многих политических экспертов выборы пройдут в достаточно жесткой конкурентной борьбе.
Влияние коронавируса
Необходимо отметить, что с большой долей вероятности президентские выборы в РБ пройдут в условиях завершения первой волны пандемии коронавируса в мире. Представляется, что к августу во многих странах будут ослаблены внутренние ограничения, однако сохранится режим полностью либо частично закрытых границ. При этом в центре внимания политикоформирующих кругов будут находиться проблемы преодоления последствий коронакризиса, что объективно ослабит их интерес к выборам в Беларуси. Примечательно, что вопрос присутствия иностранных наблюдателей находится на настоящем этапе в подвешенном состоянии, а вероятность появления миссии БДИПЧ ОБСЕ оценивается специалистами как «50% на 50%». Таким образом, предполагается значительное снижение значения как самого фактора международного наблюдения, так и последующей оценки легитимности выборов в РБ зарубежными структурами.
Вместе с тем на основе опыта новейшей истории Беларуси необходимо отметить, что КНР, РФ, государства СНГ традиционно положительно оценивают белорусские выборы, в то время как реакция стран Запада в случае победы Александра Лукашенко будет предсказуемо негативной. Однако, думается, что основной задачей государства в организации предстоящей кампании является именно обеспечение внутриполитической стабильности, в то время как проблематика международной реакции в существующих условиях выглядит вторичной.
Также стоит подчеркнуть, что в сложившейся ситуации многие государства в принципе отказываются от запланированных политических кампаний с переносом даты голосования на более поздний или вообще неопределенный срок. Опыт организации выборов в условиях пандемии имеется на сегодняшний день лишь в Таджикистане и Южной Корее, в то время как в соседней Польше власти под давлением ЕС и внутренней оппозиции воздержались от проведения президентских выборов в мае 2020 года и сдвинули дату на июль.
При этом в Польше под предлогом эпидемии рассматривается достаточно спорный вариант голосования по почте, во многих других государствах разрабатываются онлайн-платформы для электронного голосования. В свою очередь, Беларусь, несмотря на определенные достижения в развитии IT-отрасли, пока воздерживается от новинок цифровой демократии и намерена проводить выборы «по старинке». В частности, предложение правозащитников о дистанционном сборе подписей граждан, которые в количестве не менее 100 тысяч необходимы для регистрации в качестве кандидата на пост президента, не нашло поддержки ЦИК.
Вместе с тем некорректно будет утверждать, что организаторы выборов в Беларуси вообще не учитывают фактор пандемии. Например, заседания ЦИК проводятся в онлайн-формате с возможностью дистанционного участия заинтересованных, ожидается, что эта практика будет распространена также на работу региональных, городских и районных комиссий. Также по указанию ЦИК для членов инициативных групп кандидатов при сборе подписей граждан является обязательным ношение медицинских масок и перчаток, приобретение которых вменяется в обязанность предвыборных штабов.
Кроме того, в условиях пандемии процедура досрочного голосования, которая традиционно является объектом критики со стороны представителей Запада и их общественно-политических контрагентов в Беларуси, выглядит как полезная норма избирательного законодательства, позволяющая не допустить скученности на участках, обеспечить нормы социального дистанцирования и безопасность в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
При этом уже очевидно, что пандемия коронавируса в медицинском и социально-экономическом преломлении будет оказывать существенное влияние на поведение избирателей, особенно на этапе сбора подписей и агитации. С одной стороны, нужно отметить склонность части общества к самоизоляции и ограничению социальной активности. А с другой – социально-экономические последствия в виде полной утраты либо существенного падения доходов части населения, вынужденного отказа от летнего отдыха за рубежом, возвращения значительной массы трудовых мигрантов будут способствовать формированию напряжения и протестных настроений.
В условиях неизбежного повышения уровня политизации общества в ходе избирательной кампании данные настроения могут быть канализированы деструктивными силами в различные формы гражданского неповиновения, что создает потенциальную угрозу срыва выборов, оспаривания результатов голосования как внутри страны, так и на международной арене.
Политические аспекты
Анализируя политические аспекты предстоящих президентских выборов, необходимо отметить, что за исключением лидера Либерально-демократической партии, заместителя председателя парламентской Комиссии по международным делам Олега Гайдукевича, почти все претенденты на президентское кресло выступают с критикой в адрес белорусской власти, то есть являются политическими противниками А. Лукашенко. При этом его оппонентов на выборах 2020 года условно можно разделить на три группы – «классических оппозиционеров», «маргиналов» и «эффективных менеджеров». Данное деление выглядит достаточно интересным с учетом того, что первая и третья группы являются относительно новыми явлениями в условиях белорусской политики последних лет.
Относительно группы «оппозиционеров» речь идет о выдвиженцах из кругов традиционной прозападной оппозиции (кандидаты Козлов, Канопацкая, Дмитриев, Ковалькова, Черечень), которые хоть и баллотируются впервые, но их политическая биография полностью связана с привычными оппозиционными структурами, а риторика в несколько видоизмененной форме повторяет общеизвестные смыслы этой среды.
Примечательно, что «оппозиционеры» не смогли договориться о выдвижении единого кандидата, хотя еще за несколько месяцев до назначения выборов запустили запутанную процедуру «праймериз» для решения этой задачи. Также немаловажно, что западные фонды, традиционно оказывающие финансовую и консультативную поддержку структурам белорусской оппозиции, не выдвигали своим контрагентам жестких условий, увязывающих вопрос получения финансирования с выдвижением «единого».
На сегодняшний день все оппозиционные структуры имеют достаточно скудное зарубежное финансирование и объективных организационных и финансовых возможностей собрать необходимое для выдвижения количество подписей граждан (более 100 тысяч) у «оппозиционеров» нет. При этом необходимо учитывать, что «оппозиционеры», несмотря на разобщенность, в определенных условиях способны перейти к деструктивным действиям. Данный вывод подтверждается имеющимся опытом избирательной кампании 2010 года, когда зарегистрированные ЦИК многочисленные «демократические кандидаты» вывели своих сторонников на акцию протеста («плошчу») против итогов голосования, чем спровоцировали массовые беспорядки и жесткую реакцию правоохранительных органов. Последнее привело к введению санкций ЕС против Беларуси, негативным внешнеполитическим и социально-экономическим последствиям для страны.
В свою очередь лагерь «маргиналов» представлен т.н. «кандидатами протеста» радикального политика Николая Статкевича, а также рядом видеоблогеров, которые получили определенную известность, размещая ролики антигосударственного содержания в социальной сети YouTube. Относительно «кандидатов протеста» можно отметить, что часть из них рекрутирована Статкевичем из числа своих политических сторонников, включая лиц без определенного рода занятий (выдвигается 10 безработных). Суть «плана Статкевича» состоит в получении легального статуса для своих выдвиженцев и организации акций протеста по всей территории Беларуси под видом сбора подписей граждан. Примечательно, что сам политик, бывший военный и экс-лидер националистического «Беларускага згуртавання вайскоўцаў», неоднократно судим по статье «организация массовых беспорядков», в том числе по итогам «плошчы» 2010 года.
Немаловажно, что как «кандидаты протеста», так и YouTube-блогеры используют риторику социального содержания на фоне сложной ситуации в экономике Беларуси, усугубляющейся обстоятельствами глобального коронакризиса. При этом «маргиналы» призывают к свержению существующего конституционного строя, не скрывают намерения использовать деструктивно-экстремистские методы политической борьбы. То есть реальной целью данных претендентов является не участие в выборах, а расшатывание внутриполитической обстановки, провокация протестных настроений среди населения в ходе избирательной кампании. Не исключено, что речь идет о формировании радикального электорального ядра под одного из более респектабельных кандидатов для организации массовых уличных протестов в августе 2020 года.
При этом можно предположить, что основная масса «маргиналов» не будет допущена ЦИК до этапа сбора подписей, однако это не окажет особого влияния на их планы по организации акций протеста, а значит, власти придется применять органы правопорядка для купирования возникающих политических рисков.
Однако наибольшего внимания заслуживают выдвиженцы – «эффективные менеджеры» в лице экс-директора Парка высоких технологий Валерия Цепкало и бывшего председателя правления «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико. Представляется, что у данных фигур разная мотивация, однако они вызывают некоторый интерес как «новые лица», имеющие за спиной «историю успеха», что позволяет этим кандидатам эксплуатировать эффект электоральной усталости части общества от 25-летнего правления А. Лукашенко, использовать проявления недовольства социально-экономического характера.
Популистские обещания «обновления», «достойной жизни», «экономического чуда» по примеру Сингапура будут доминантными в кампании вышеназванных претендентов. При этом для пропаганды своих идей «менеджеры» будут активно использовать методы продвижения в сети Интернет, опробованные в ходе кампании В. Зеленского на Украине, привлекать на свою сторону молодежный электорат. Необходимо отметить, что именно данная проблематика (Интернет и работа с молодежью) является слабой стороной действующей власти.
При этом, несмотря на ряд общих характеристик, между «менеджерами» существуют существенные отличия. В отличие от банкира Бабарико, выдвижение «технократа» В. Цепкало стало неожиданностью, так как данный кандидат считался давним соратником Лукашенко и с 1994 года последовательно занимал высокие государственные должности, став соавтором белорусской «силиконовой долины» – Парка высоких технологий, который сейчас является гордостью официального Минска.
В то же время В. Бабарико уже несколько лет последовательно критиковал власть и готовил свое выдвижение на пост главы государства, приобретая лояльность «неправительственных» СМИ, краундфаундинговые площадки и молодых националистических активистов. При этом смычка Бабарико с белорусскими националистами новой формации выглядит наиболее интересной с учетом «газпромовских» корней банкира. Примечательно, что в политических суждениях Бабарико часто дублирует гуманитарный нарратив традиционной оппозиции («литвинство», антисоветчина, бело-красно-белая символика, ревизионизм в отношении Великой Отечественной войны), однако одновременно делает реверансы в стороны РФ и упрекает Минск в «паразитизме» в отношениях с Россией.
Завершая тему «менеджеров», необходимо отметить, что и у Цепкало, и у Бабарико есть достаточно высокие шансы собрать необходимое количество подписей граждан и получить статус кандидата в президенты. Вместе с тем с учетом наличия у А. Лукашенко собственного устойчивого электорального ядра, а также административного ресурса и преданности силовых структур руководству страны, «менеджеры» могут достичь полноценного успеха исключительно в случае готовности использовать протестные методы политической борьбы, то есть смычки с «маргиналами».
Если исходить из того, что появление на белорусском политическом поле «менеджеров» и «маргиналов» является следствием общего замысла с целью срыва избирательной кампании действующей власти, то задачей № 1 для официального Минска становится недопущение повторения ситуации 2010 года, то есть каких-либо акций протеста и беспорядков по итогам голосования.