Политический кризис в Молдове, который, казалось бы, незаметно тлел в глубине, вырвался наружу и набирает обороты. Создание парламентской коалиции, в которую вошли Партия социалистов и Демократическая партия, не входило в планы целого ряда политических сил стран, а также тех, кого в Молдове принято называть «западными партнерами по развитию». Коалиция парламентского большинства создавалась с целью обеспечить нормальные рабочие условия для правительства Иона Кику, которое наметило целый ряд социально-экономических и инфраструктурных программ в стране. Для их финансового обеспечения планировалось взять ряд кредитов как от МВФ, так и – впервые за долгие годы – в России.
И именно с «торпедирования» российского кредита надо вести начало той атаки, ради которой в Молдове объединились все прозападные силы, экс-олигарх Плахотнюк и находящийся в розыске депутат Илан Шор, компании которого замешаны в выводе из банковской системы РМ более одного миллиарда долларов США.
Атака на правящую коалицию, которая поддерживает президента Игоря Додона, идет одновременно по двум фронтам – в парламенте и вне его путем провоцирования различного рода протестных митингов и мероприятий.
В парламенте реализуется схема, ставшая уже традиционной: депутаты из Демократической партии, участвующей в правящей коалиции, самыми разными способами переманиваются в другие фракции. Но если в предыдущем созыве парламента фракция Демократической партии увеличивалась в ходе этого процесса, то сегодня она буквально «истекает» депутатами, и на сегодняшний день у коалиции ПСРМ-ДПМ возникла реальная угроза утраты парламентского большинства. После того как в понедельник фракцию ДПМ покинули еще два депутата, в коалиции большинства остается 52 депутата из общего числа в 101 депутат.
В этих условиях вынесение вотума недоверия правительству И. Кику становится вполне реальной перспективой. Однако даже если это произойдет, то вовсе не значит, что нынешняя оппозиция сможет сформировать новое правительство под своим контролем.
При этом все понимают, что утвердить другое правительство будет гораздо сложнее, если вообще возможно. Даже если допустить, что оппозиционеры на это решатся, новый премьер столкнется с очень серьезными проблемами, с которыми однозначно не сможет справиться. Пока что никому из оппозиции не хочется даже пробовать! Да, экс-премьер Майя Санду хотела бы избавиться от приставки «экс», но только не в нынешней ситуации, когда вся мировая экономика получила сильнейший удар от продолжающейся пандемии коронавируса, а молдавская экономика и вовсе пребывает в плачевном состоянии. И тем более М. Санду, мечтающая о высшем государственном посте, не захочет брать на себя такую ответственность перед президентскими выборами, которые должны пройти осенью.
Поэтому планы оппозиции совсем другие. А именно: отправить правительство в отставку и оставить И. Кику и. о. премьера, урезав его полномочия и еще более усложнив ему работу. Заодно это добавит поводов для критики президента, что в условиях все той же предвыборной кампании будет для оппозиции как нельзя кстати.
Что касается процессов, происходящих за пределами парламента, то они все больше напоминают некую «кальку» оранжевого оттенка. В столице и на периферии страны провоцируются различные протестные мероприятия, которые призваны продемонстрировать, что народные массы недовольны правительством и президентом. Надо сказать, что пока подобные попытки нельзя назвать успешными. Так, на одном из протестных флешмобов в центре Кишинева собралось 12 человек, а протестный митинг ветеранов Приднестровского конфликта собрал не более 200 участников. Однако митинг ветеранов дошел до стадии выдвижения ряда политических требований – отставки правительства и президента и роспуска действующего парламента.
В обоих случаях «массовиком-затейником» мероприятий стал мэр Бельц Ренато Усатый, против которого в России официально выдвинуто обвинение в незаконном выводе и отмывании денег в особо крупных размерах в сотрудничестве с экс-олигархом Плахотнюком.
Просматривается определенная стратегия, направленная на создание в стране устойчивого мнения о том, что «этой власти осталось недолго». Маховик раскручивается постепенно, но достаточно стабильно, так что внимательный наблюдатель способен заметить всю последовательность действий. Активизация этой деятельности началась после серьезного продвижения следствия в деле раскрытия «кражи миллиарда» и успешных шагов правительства в процессе расторжения договора концессии фирмы Avia-invest на управление международным аэропортом Кишинева. Фирма Avia-invest принадлежит все тому же И. Шору и имеет многомиллионные задолженности перед государством. С потерей такого актива трудно смириться – в свое время Avia-invest вызвал интерес даже у одного из представителей семейства Рокфеллеров.
Что в этой ситуации предпринимает власть? Состоялся Высший совет безопасности Молдовы, на котором были приняты несколько решений по расследованию «кражи миллиарда» и расторжению договора концессии аэропорта. А в понедельник прошла пресс-конференция генерального прокурора Стояногло, на которой прозвучали заявления, получившие широкий резонанс. Есть основания предполагать, что Генеральная прокуратура продвинулась в расследовании банковской кражи достаточно далеко, чтобы предъявить парламенту ряд документов и потребовать снятия депутатской неприкосновенности с некоторых депутатов. В первую очередь это касается лидера парламентской группы Pro Moldova Адриана Канду, который фигурирует в отчете детективного агентства Kroll, расследовавшего банковскую кражу.
Политическая борьба обостряется и идет уже на встречных курсах с ежедневным повышением ставок. Предсказать ее исход очень сложно. Фактически все будет зависеть от того, продолжится ли выход депутатов из фракции ДПМ. Если да, то противостояние вполне может закончиться досрочными выборами. Во вторник депутаты от Партии социалистов направили в Конституционный суд запрос с просьбой прояснить, можно ли совместить в один день выборы президента и выборы в парламент. Этот запрос подтверждает, что возможность досрочных парламентских выборов в Молдове вполне реальна.
Пока же парламент Молдовы принял постановление о проведении выборов президента республики 1 ноября с. г.