С 23 мая Грузия вышла из режима чрезвычайного положения, но ряд ограничений, введенных в стране в связи с пандемией коронавируса, еще остается в силе.
В 00:00 часов 23 мая прекратил действие комендантский час, что прямо ночью не замедлили отметить жители столицы: на безлюдные доселе улицы высыпала молодежь, на дорогах возобновилось оживленное движение, раздавались радостные возгласы и даже фейерверки. Водителям частных автомобилей разрешено перевозить более трех пассажиров, в том числе на переднем сиденье. Ограничение на размещение в автомобиле двух пассажиров на заднем сиденье осталось в силе только для водителей такси.
В магазинах, аптеках, различных учреждениях, которые уже возобновили работу, обязательным условием является ношение защитных масок. На входе у граждан проверяют температуру и в обязательном порядке обрабатывают руки антисептиком, после чего посетители должны надеть одноразовые перчатки.
Дефицита медицинских масок в Грузии нет: правительству в сотрудничестве с частным сектором удалось наладить производство таких масок на месте и купить их можно в любой аптечной сети. Правда, цены на медицинские маски в сравнении с докоронавирусным периодом выросли почти в три раза, что в правительстве объясняют высокими закупочными ценами на сырье в условиях пандемии.
Большинство городов и муниципалитетов Грузии, где был введен режим строгого карантина, уже открыты. Закрытыми остаются лишь два села Болнисского муниципалитета – Мушевани и Гета, где зафиксировано самое большое число случаев коронавируса в пересчете на душу населения и где продолжают выявляться новые случаи заражения. Как заявил заместитель директора Национального центра по контролю заболеваний и общественному здравоохранению Грузии Паата Имнадзе, в этих двух селах Болнисского муниципалитета «творится примерно то же самое, что происходило в Италии». В этих населенных пунктах продолжается термоскрининг и массовое тестирование населения. Решение об отмене карантина в Мушевани и Гете будет принято исходя из эпидситуации, поясняют эпидемиологи.
Пока еще остается в силе запрет на движение муниципального транспорта: автобусов, микроавтобусов и метрополитена. Междугороднее сообщение возможно лишь на частном автотранспорте. Сроков возобновления работы общественного транспорта власти не называют, ожидая решения эпидемиологов. Специалисты же заявляют, что возобновить работу транспорта можно будет только в том случае, если после отмены чрезвычайного положения и комендантского часа не будет фиксироваться резкий рост заболеваемости. Одновременно разрабатывают правила безопасной перевозки пассажиров в автобусах и метрополитене. Что касается курсировавших по Тбилиси так называемых «желтых» микроавтобусов, которые давно устарели, столичные власти намерены заменить их новыми. Но и здесь вероятные сроки закупки и завоза новых микроавтобусов не уточняются.
Поэтапное смягчение ограничений правительство Грузии начало с 27 апреля. Первоначально премьер-министр Георгий Гахария заявил, что между этапами снятия ограничений будут установлены двухнедельные промежутки, так как это срок инкубационного периода коронавируса, и если в течение двух недель не будет фиксироваться резкий рост инфицирования, то страна перейдет к следующему этапу. В процессе отмены ограничений правительство заявило, что эпидситуация позволяет ускорить процесс возобновления работы производства, предприятий и экономики в целом. Раньше объявленного срока заработали предприятия по производству стройматериалов и строительные компании, открылись аграрные рынки, все магазины, которые имеют вход с улицы и не занимаются реализацией одежды и обуви. Что касается последних, то, как пояснил тот же Паата Имнадзе в одном из телеинтервью: «Когда вы покупаете мешок цемента, вы его не примеряете на себя, а когда покупаете куртку или туфли, предварительно примеряете. Чувствуете разницу?» Магазины готовой одежды и обуви, а также крупные торговые центры – так называемые моллы будут открыты на последнем этапе смягчения ограничений, предположительно в конце июня.
Одновременно страна готовится к началу туристического сезона. Для внутреннего туризма курорты, гостиницы и другие объекты этого сектора откроются с 15 июня, а с 1 июля Грузия планирует начать прием иностранных туристов. Эпидемиологи уже заявили, что купание в море опасности с точки зрения распространения коронавируса не представляет, поэтому активную подготовку начали предприниматели на черноморских курортах.
С 25 мая возобновят работу нотариальные бюро, в дальнейшем откроются отдельные подразделения министерства юстиции и министерства внутренних дел, которые оказывают гражданам определенные услуги. В частности, возобновится сдача теоретического экзамена на получение водительского удостоверения.
До отмены режима чрезвычайного положения представители Национального центра по контролю заболеваний и члены правительства Грузии неоднократно обращались к населению и предупреждали: вирус никуда не ушел, поэтому необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, в том числе социальную дистанцию и правила личной гигиены.
А так как точных прогнозов относительно дальнейшего поведения вируса пока никто не делает, а специалисты ВОЗ предсказывают вторую, а то и третью волну пандемии, правительство решило подстраховаться и обратилось к парламенту с просьбой о внесении в действующее законодательство ряда изменений. В частности, правительство требовало присвоения ему права на проведение карантинных мероприятий и изоляции граждан в отдельных населенных пунктах без введения в стране чрезвычайного положения. Свою позицию правительство объясняло тем, что порой ситуация требует принятия моментальных решений, а в нынешних условиях до принятия таких решений и ограничительных мер правительству необходимо согласие президента и парламента.
Соответствующие комитеты парламента Грузии разработали поправки в «Закон об общественном здравоохранении» и в «Уголовно-процессуальный кодекс», которые стали поводом для очередного протеста со стороны оппозиции. Особенно много споров вызвал именно «Закон об общественном здравоохранении». Точнее, запись о том, что правительство сможет принимать меры карантина и изоляции граждан без обращения к президенту и парламенту. Против него выступили многие бывшие соратники правящей партии «Грузинская мечта», в том числе отмежевавшиеся от парламентского большинства в отдельную фракцию «Независимые депутаты». Главным аргументом оппонентов было опасение использования правительством дополнительных полномочий в предвыборный период.
«Этот закон антиконституционный, и фракция «Независимых депутатов» голосовать за него не будет», – заявил при обсуждении законопроекта депутат Леван Коберидзе. Как умаление роли и значения парламента расценили этот законопроект члены фракции «Альянс патриотов» Грузии. Хотя самыми критичными были депутаты от фракций «Национальное движение» и «Европейская Грузия». Все единогласно соглашались, что дополнительные полномочия нужны правительству для того, чтобы во время выборов изолировать и объявить зоной карантина нежелательный избирательный участок, где у правящей партии окажется меньше сторонников.
Попытки как-то развеять эти сомнения со стороны депутатов от «Грузинской мечты» оппонентов не переубедили. И бывший председатель парламента, исполнительный секретарь правящей партии Ираклий Кобахидзе предложил присвоить правительству такие полномочия временно, до 15 июля, записав их в переходящие положения закона.
До вынесения законопроекта на голосование в третьем чтении председатель парламента Арчил Талаквадзе и депутаты большинства явились на заседание межведомственного координационного совета по борьбе с коронавирусом и посоветовались с премьер-министром Георгием Гахарией и членами совета.
Г. Гахария на требования оппозиции отметил в присущей ему саркастичной манере: «Мы боролись до сих пор на два фронта: за здоровье и жизнь наших граждан и за спасение нашей экономики. Теперь добавился третий фронт – политический маскарад».
Несмотря на такое отношение к оппонентам, в правительстве поддержали предложение И. Кобахидзе, и в итоге на внеочередном пленарном заседании 22 мая вечером парламент утвердил спорный законопроект с внесенной в него датой действия полномочий правительства в третьем чтении.
Проект изменений в «Закон об общественном здравоохранении» в тот же день подписала президент Саломе Зурабишвили, которая еще раз объяснила обществу необходимость таких изменений. «Сегодня необходимо отменить чрезвычайное положение, чтобы своевременно осуществить конституционные изменения и в установленный срок провести справедливые и мирные выборы, ответственность за которые лежит на всех. Я как гарант Конституции, несу ответственность за защиту основных прав человека, которые включают и право на здоровье и жизнь. Для защиты этого последнего права и понадобилось сохранение силой закона определенных ограничений, чтобы не были нарушены остальные основные права человека. В представленном законе этот сложный баланс сохранен», – заявила президент.
Как известно, в октябре 2020 года в Грузии должны состояться очередные парламентские выборы. По договоренности, достигнутой между правящей партией и оппозицией на встрече в посольстве США 8 марта текущего года, парламент должен успеть принять поправки в Конституцию и избирательное законодательство с тем, чтобы выборы прошли по видоизмененной, максимально приближенной к пропорциональной избирательной системе.
На 23 мая в Грузии фиксируется 728 случаев коронавируса, прирост числа инфицированных за сутки составил 5 человек. Выздоровели 509 человек, скончались 12. Это самые низкие показатели распространения коронавируса в регионе, что грузинские власти и эпидемиологи объясняют своевременным введением ограничений и сокращением мобильности населения.