
Административный суд Подляского воеводства г. Белостока отклонил заявление местного горсовета и Форума национальных меньшинств Подлясья с требованием не называть одну из городских улиц именем командира т.н. 5-й Виленской бригады Армии Крайовой майора Зигмунта Шендзеляжа (позывной Лупашка).
Спор вокруг названия улицы длится второй год. Подляское воеводство – регион компактного проживания этнических белорусов в Польше. Для них и для литовцев Лупашка – каратель, а не герой. Летом 1944 г. его банда напала на литовское село Дубинки, убив 27 селян. Это была месть за то, что мужчины из этого села служили в полицаях у немцев. Но почему-то среди убитых оказались дети и женщины.
Польский институт национальной памяти (ПИНП), который занимается возвеличиванием боевиков Армии Крайовой, выкрутился из ситуации стандартно. Просто сказал, что Лупашка-де приказа убивать мирных литовцев не давал и вообще не знал, что происходит в Дубинках.
Относительно казни бандой Лупашки четырёх жителей белорусского села Потоки ПИНП заявил: они были членами местной коммунистической ячейки, симпатизировали советским партизанам и потому были казнены заслуженно. Чем тогда Лупашка отличался от эсэсовцев, которые тоже казнили польских жителей по подозрению в симпатиях к польским партизанам? А тот факт, что банда подожгла дома селян и в огне погибли один взрослый и трое детей, ПИНП объяснил непредвиденной случайностью, о которой Лупашка, дескать, очень сожалел.
Ещё один «подвиг» Лупашки – приказ нападать на тылы советских войск и убивать солдат, невзирая на пол и возраст.
В 1948 г. Лупашку арестовали спецслужбы социалистической Польши. В 1951 г. его казнили по приговору суда. Следствие установило, что банда Лупашки убила около 150 военнослужащих Войска Польского и сотрудников польского Управления безопасности, а также причастна к гибели мирных литовцев и белорусов.
В 2016 г. останки Лупашки были торжественно перезахоронены в Варшаве в присутствии президента Анджея Дуды. Карателя объявили героем подпольной борьбы против коммунистического строя. Ему посвящают книги, фильмы, и, как видим, называют в его честь улицы в городах, где проживают польские белорусы. Что это, как не глумление над памятью погибших и не презрение к их потомкам?
Варшава изображает из себя друга и партнёра Белоруссии. Пример с присвоением улице имени палача белорусского народа выдаёт истинное отношение польских политиков к белорусам.
Наш корр.