Говорят, что терроризм – оружие слабых. Таким же оружием слабых являются и полюбившиеся странам Запада экономические санкции. Проигрывая экономическую борьбу с развивающимися государствами и теряя геополитический вес, США и их ближайшие союзники прибегают к откровенному мошенничеству. Международные санкции против соперников – одно из орудий это необъявленной войны, в которой все средства и поводы оказываются хороши.
Когда очень хочется, но нельзя
Антироссийские санкции, введенные в 2014 г. после того, как США и ЕС организовали на Украине вооруженный неонацистский государственный переворот, который привел к утрате Крыма и восстанию в Донбассе, длятся уже шесть лет. Как недавно заявила канцлер Германии А. Меркель, антироссийские санкции Евросоюза будут оставаться в силе, если не будет прогресса в минском процессе урегулирования украинского конфликта. По ее словам, «Россия в нашем непосредственном соседстве создала пояс нерешенных конфликтов, аннексировала в нарушение международного права украинский полуостров Крым. Она поддерживает марионеточные режимы на частях восточной Украины и вмешивается в западные демократии гибридными инструментом». При этом фрау канцлерин «смилостивилась» и согласилась работать с Россией в тех сферах, «где будут [соблюдаться] фундаментальные нормы международного права». Как говорится, премного благодарны.
Ожидать чего-то другого от единственного из лидеров государств, сохранившего свой пост с момента украинского переворота, естественно, не приходится. Любое другое заявление госпожи Меркель стало бы признанием ее прямой ответственности за свержение конституционного строя на Украине и гражданскую войну, которая унесла жизни более 13 тыс. человек. Стоять она будет насмерть, даже если в глубине души осознала свою неправоту и вступает в противоречия с однопартийцами, бизнесом и коллегами в странах ЕС.
Продолжение санкций действительно вызывает все большее утомление в Европе. Как заявил, например, президент Франции Э. Макрон, «у нас множатся замороженные конфликты, недоверие, санкции, которые совершенно ничего в России не изменили... Наши санкции и контрсанкции обходятся нам, европейцам, очень дорого, чуть ли не дороже, чем русским». Бессмысленными считает санкции и аксакал немецкой политики Г. Шредер, считающий, что «именно сейчас, когда из-за кризиса с коронавирусом мы приближаемся к тяжелым в экономическом плане временам, нам нужно больше сотрудничества. Поэтому бессмысленные санкции должны быть устранены».
Действенная помощь, оказанная российской стороной Италии во время эпидемии коронавируса, возобновила дискуссии и в итальянском обществе. Отменить антироссийские меры призвали председатель совета директоров итальянского Банка Интеза А. Фаллико, ассоциация юристов. Наиболее резко выразился политик А. Рации, заявивший, что «ЕС и НАТО всегда завидовали нам – у нас больше потенциал, мы очень решительны. Я считаю, что санкции против России должны быть немедленно отменены – иначе мы покинем ЕС!»
Твердо «держат фронт» лишь наиболее близкие к США Канада и Британия, выступившие против планов Д. Трампа пригласить Россию на запланированную в сентябре встречу «Большой семерки», а также Еврокомиссия. Как отметил официальный представитель ЕК П. Стано, «эти санкции введены в связи с действиями, направленными на подрыв суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины, а значит, не мешают России бороться со вспышкой коронавируса».
В действительности же дело в другом. Еврокомиссия, чиновников которой никто не избирал и практически не контролирует их работу, давно стала проводником геополитических интересов Вашингтона и действует в ущерб интересам стран Евросоюза. По словам ведущего научного сотрудника Центра германских исследований Института Европы РАН А. Камкина, «европейские чиновники и бизнес-круги мыслят в разных плоскостях. Бизнес, а также ратующие за него политики мыслят реальными категориями, а еврочиновники исходят из политических, евроцентристских соображений».
Точнее сказать – евроатлантических, сохраняющих зависимость Европы от США.
Западная поддержка геноцида
Если говорить о Минских соглашениях, которые служат поводом для продолжения антироссийских санкций, позиция Запада является примером не просто свойственного ему двуличия, а беспредельного цинизма и плясок на крови.
Напомним, что 9 декабря 2019 г. после долгого перерыва состоялась встреча нормандской четверки, на которой присутствовал новый президент Украины В. Зеленский, а также обвиняющая Россию в невыполнении Минска-2 А. Меркель. И принята была во время этой встречи немецкая «формула Штайнмайера», которая среди прочего включала в себя обязательство Украины законодательно зафиксировать в конституции страны особый статус Донбасса, после чего республики должны были провести выборы в соответствии с украинским законодательством. Предположим, пожилая фрау Меркель могла об этом забыть, но почти юный и полный сил Зеленский провалами в памяти вроде бы не страдает. Да и вообще, как он рекомендуется, «не лох».
Тем не менее, как сообщается на официальном сайте офиса президента Украины, в ходе встречи Трехсторонней контактной группы в обновленном составе Киев исключил возможность закрепления особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей в Конституции Украины. В то же время украинская сторона подчеркнула, что выборы на территориях Л/ДНР пройдут исключительно после получения Украиной контроля над границей с Российской Федерацией.
Наша песня хороша, начинай сначала. «Новая метла» полностью продолжает линию своего предшественника П. Порошенко по срыву минских договоренностей.
Есть, правда, и новые «плодотворные дебютные идеи». Как заявил директор офиса президента А. Ермак, «Украина никогда не будет вести переговоры с так называемыми ЛНР/ДНР. Но в соответствии с минскими договоренностями Украина должна согласовать три законодательных акта с «представителями территорий».
Вот таких «представителей» Киев и намерен искать. Речь, скорее всего, о выехавших на подконтрольную киевскому режиму «активистах» и «защитниках нэньки». Почему бы, например, не обсудить судьбу Донбасса с уголовником-рецидивистом Р. Онищенко, экс-командиром батальона «Торнадо», получившим срок за зверства против мирного населения?
Очень хорошая кандидатура, если учесть, что Зеленский носится с неким планом Б, о котором сам говорит, что «это план – «последняя буква». Это последний план. Я пока что очень не хотел бы, чтобы мы применили именно этот план». Секрет Полишинеля немного приоткрыл глава МИД Д. Кулеба: «Если будет безопасность, будет система вывода войск, восстановлен контроль границы, то, собственно, где место этой оккупационной администрации? Ответ – нигде». Не нужно быть экспертом, чтобы догадаться, что план Б – этот тот же пресловутый «хорватский сценарий», с которым носилась администрация Порошенко. Мол, пока договариваемся, в «вешать будем потом».
Пока Киев при полном попустительстве и даже покровительстве Запада вынашивает кровожадные планы, обстрелы Донбасса лишь усиливаются. По словам журналиста А. Бабицкого, «в последние месяцы обострилось так, что люди вспоминали 2014 и 15 годы, такой был плотный артогонь». За время правления «миротворца» Зеленского интенсивность разрушений от обстрелов со стороны Украины в Донбассе увеличилась вдвое. Как отмечает фронтовой корреспондент Д. Стешин, «за последний год правления Петра Порошенко огнем украинской армии были убиты 4 мирных жителя, ранены 55, повреждено 97 объектов инфраструктуры, разрушено 25 и повреждено 563 дома. При Владимире Зеленском: погибли 6 мирных жителей, ранены 72, повреждено 180 объектов инфраструктуры, разрушено 49 и повреждено 973 дома».
Вся эта кровь – на руках и фрау Меркель.
Унтер-офицерские вдовы и вашингтонская плеть
Понятно, что Минские соглашения к антироссийским санкциям имеют приблизительно такое же отношение, как увеличение популяции бабочек-капустниц к развитию интернет-телефонии. Рукотворный «украинский кризис» используется США для нанесения ущерба своим геополитическим противникам и экономическим конкурентам, включая ЕС.
Европа в данном случае выглядит той самой классической унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла. К «украинскому досье» Вашингтон привязывает и санкции против «Северного потока - 2», которые введены в том числе и против европейского, прежде всего немецкого, бизнеса. Фрау канцлерин это, безусловно, не доставляет удовольствия, но и не мешает послушно идти в фарватере политики США. Ее перестают понимать даже соратники по партии. По словам представителя фракции ХДС по вопросам энергетической политики в земельном парламенте Ф.-Р. Лискова, «для Европы не очень логично поставлять к себе американский природный газ дорогостоящим и не особо экологичным способом – на танкерах из США».
Для захвата европейского энергетического рынка и нанесения экономического ущерба России в США готовится новый санкционный пакет против СП-2. Как подчеркнул американский посол США в Германии Р. Гренелл, «несмотря на предвыборную кампанию [в США] процесс принятия законопроекта может быть быстрым». Вот уж в чем в чем, а в войнах существует полный консенсус между республиканцами и демократами.
Продолжение гражданской войны на Украине – жизненная необходимость для Вашингтона, который под маркой «невыполнения Россией Минских соглашений» решает собственные экономические проблемы. Как считает главный редактор «Экономического журнала ВШЭ» Е. Гавриленков, «массовые санкции закончатся только тогда, когда у США исчезнет необходимость в финансировании своего дефицита». Потому США не остановятся ни перед чем, чтобы война в Донбассе продолжалась.
Как сообщил один из представителей партии Зеленского «Слуга народа», «насколько мне известно, еще полгода назад украинское руководство было готово идти на компромисс. Но сейчас всё изменилось. Очевидно, офису Зеленского дали понять, что нужно слушаться рекомендаций извне. Иначе не будет кредитов и другой помощи».
Его мнение разделяет и заместитель директора Института истории и политики МПГУ В. Шаповалов, отметивший, что «западные партнеры, а особенно США, не рекомендуют украинским властям проводить с ними [ДНР и ЛНР] прямые переговоры. Ведь тогда может выясниться, что конфликт является внутриукраинским, и привлечь к этому процессу Россию станет гораздо сложнее. Заявление Ермака – это еще одно подтверждение того, что Украина не будет пересекать «красные линии», установленные Западом».
«Да плевать на них, на эти санкции»
Эти слова В. Путина наиболее точно характеризуют как отношение России к двуличной политике и внеконкурентным действиям Запада, так и собственно эффективность санкций для достижения «развитыми» странами своих целей. По словам президента России, санкционные меры заставили Россию «включить мозги», в том числе начать производить продукты и технологии, которых раньше у страны не было. «Это идет нам, безусловно, на пользу, это диверсифицирует нашу экономику, по сути, помогает нам решать ключевую задачу».
С одной стороны, по словам главы государства, РФ потеряла $50 млрд., с другой – смогла их восполнить. На устойчивость российской экономики обращает внимание и Институт международных финансов (IIF), который объединяет 450 глобальных банков и финансовых корпораций. По оценке финансистов, «продемонстрировать устойчивость к потрясениям РФ смогла благодаря многолетней консервативной экономической политике: накоплению резервов, зачистке банковского сектора, сокращению расходов и так далее». Более того, гособлигации РФ – «безопасная гавань» на фоне суверенных бумаг других развивающихся стран.
В гораздо большей степени от санкционных игр страдает европейская экономика. И проблема не только в уменьшении объемов торговли и промышленно-технологического сотрудничества с Россией, которое постепенно занимают другие страны, но и в вымывании Соединенными Штатами средств из европейского бизнеса. За последние 10 лет Минфин США наложил штрафы за нарушение санкций на 215 компаний, из них более 60% – американские и только 20% – европейские, но именно «европейские клиенты» американского Минфина заплатили основной объем штрафов – 83%.