На днях стало известно, что латвийский телеканал LTV7, вещающий на русском языке, с 1 января будущего года полностью перейдет на латышский. Таким оказался бесславный конец мечты шестилетней давности о создании мощного пропагандистского СМИ, которое станет доносить до жителей не только Латвии, но даже и России «правильную» западную точку зрения. Сама Латвия содержание такого СМИ не осилила, а Евросоюз денег на него не дал.
Русский язык в телевизоре не нужен
Латвийский телевизионный канал LTV7 – одно из немногих в стране государственных СМИ, производящих контент на русском языке. Но с 1 января следующего года он полностью переходит на латышский – об этом сообщил председатель Национального совета по электронным СМИ (NEPLP) Иварс Аболиньш. NEPLP организация крайне влиятельная, она создана государством именно с целью регулировать положение на телевизионном рынке. Стремясь слегка подсластить пилюлю, Аболиньш сообщил, что русскоязычный контент телеканала переместится в интернет, где на основе сайта Lsm.lv будет создана соответствующая платформа. Стоимость ее создания оценивается в сумму, эквивалентную 440 тысячам евро.
Данное известие вызвало негодование некоторых русских жителей Латвии, ещё ждущих от государства хоть какой-то справедливости – «мы же тоже ведь налогоплательщики». Обескуражены оказались и некоторые латыши. Медиаэксперт, бывший член правления NEPLP Гунта Лидака отметила, что утверждение Аболиньша стало сюрпризом даже для самого руководства «Латвийского телевидения» (LTV). «В таких заявлениях мы постоянно видим много противоречий. Важно, как будет развиваться русскоязычный контент в интернете, но денег в бюджете на это нет. Говорят, что якобы он будет финансироваться из внутренних ресурсов LTV, но я считаю, что это невозможно», – сказала Лидака. Член правления «Латвийского телевидения» Ивар Приеде подтвердил: «Финансового обеспечения для этого проекта нет, как нет и решения NEPLP о сроке его выполнения. Поэтому прозвучавшее заявление о 1 января стало неожиданностью».
Однако, если ознакомиться с ситуацией, то окажется, что ничего неожиданного тут нет. 23 апреля Сейм Латвии во втором чтении одобрил ограничение пропорции содержания на русском языке в основном пакете транслируемых в стране телеканалов. Соответствующую поправку к «Закону об электронных СМИ» внесла депутат Дагмара Бейтнере-Ле Галл (Новая консервативная партия), сославшись на недавнее предложение президента Эгила Левитса. Тот предложил увеличить в основном пакете телеканалов долю передач на официальных языках Европейского союза (ЕС) и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), тем самым фактически ограничив долю программ на русском языке. «Сильное информационное пространство является важным вопросом демократии и государственной безопасности Латвии», – подчеркнул президент по этому поводу.
По мысли Левитса, не менее 80% содержимого латвийских телеканалов должны составлять программы, содержание которых изначально создавалось на одном из официальных языков ЕС или ЕЭЗ. Это предложение с восторгом поддержали праворадикальные политики. Член партии «Новое единство» Инесе Вайдере заявила: «Латвия граничит с Россией, здесь очень большое влияние российских каналов. Но мы почему-то мнёмся, рассматриваем разные детали этого вопроса. Почему мы на нашей территории должны показывать российские пропагандистские каналы, я этого никогда не понимала. Это в компетенции NEPLP. Они могут всё это запретить. Тут не нужны какие-то маленькие промежуточные мероприятия, нужен хирургический нож. Информационным каналам – да, пропагандистским – нет. Это же не так уж сложно».
Впрочем, некоторые более здравомыслящие политики выразили опасения, что такие предложения только поспособствуют популярности российских «пропагандистских» каналов. Однако курс задан, и, похоже, бесповоротно. В начале года власти шантажом и угрозами вынудили отказаться от производства собственного контента владельцев Первого Балтийского канала, долгие годы выпускавшего новостные передачи на русском языке для населения стран Прибалтики. Нынешний министр культуры Латвии Наурис Пунтулис (Национальный блок) заявляет, что вообще не видит смысла тратить деньги на поддержание СМИ на русском языке. В интервью изданию Neatkarīgā rīta avīze («Независимая утренняя газета») министр дал понять, что ему попросту наплевать на возможность того, что зритель или слушатель, не получив перевода на русский, станет клиентом массмедиа другого государства. В общем, хотите жить в Латвии – привыкайте получать информацию только на латышском!
Замах – на рубль, удар – на копейку
В связи с этим латвийский оппозиционный журналист Юрий Алексеев обращает внимание на один примечательный факт. «Кто не знает: в Латвии есть одно с небольшим государственное русскоязычное СМИ. "Латвийское Радио-4" и телеканал, передающий два раза в сутки грустные местные новости на русском. Министру Пунтулису и этого показалось много. Притом что русских в Латвии почти сорок процентов… А мне – забавно. Всего пять лет назад тренд был полностью противоположный. Тогда госчиновники вдруг встрепенулись, дескать, "упустили мы своих русских, а-а-а!". Мы тут все считаем Россию "агрессором", а наши, местные русские думают иначе! Ужас, ужас! И решили тогда латыши, эстонцы и примкнувшие к ним литовцы, что это непорядок. Что вся беда в том, что их местные русские "оболванены российской пропагандой". И что если бы им, местным русским, вместо "лживой российской пропаганды" предложить свои государственные теле- и радиоканалы с "правильной информацией", то они, русские, тут же станут европейскими, толерантными, антироссийскими и начнут гулять по столицам прибалтийских республик в гей-парадах и маршах сторонников легиона "Ваффен-СС"… Под эту идею латыши, эстонцы и примкнувшие к ним литовцы попросили у Евросоюза специальное финансирование на "ведение информационной войны с Путиным". На специальный телеканал, на специальные газеты, интернет-сайты и так далее... Евросоюз не дал ни копейки…» – рассказывает журналист.
Тут нужно его поправить: изначальный замысел был куда более амбициозным, предполагалось, что в будущем удастся выйти и на российскую аудиторию. Когда в сентябре 2014 года «Латвийское телевидение» с помпой объявило, что существенно расширяет число русскоязычных программ, выходящих на LTV7, это объяснялось необходимостью «предоставить жителям, для которых латышский язык не является родным, возможность получать правдивую, объективную и профессиональную информацию о событиях в Латвии, странах Прибалтики и в мире». При этом председатель правления «Латвийского телевидения» Ивар Белте многозначительно добавил: «Таким образом, закладывается основа для создания дискуссионной площадки для русскоговорящих, на которой мы будем стараться предоставить аудитории нужный и желаемый контент».
В том же году И. Белте анонсировал проект создания общего для республик Прибалтики русскоязычного канала. Предполагалось, что не менее 16 часов его вещания займут приобретенные российские и украинские фильмы и сериалы, которые не будут содержать «пропаганды» и военной темы. На их покупку предполагалось тратить до 2 млн евро ежегодно. Остальное эфирное время авторы идеи хотели заполнить новостными передачами, информационными программами из Латвии, Литвы и Эстонии, ток-шоу и дискуссиями.
По этому поводу латвийский политолог Ивар Иябс заявил: «Намерение создать СМИ, способное соперничать с ВГТРК и Дмитрием Киселевым, свидетельствует о том, что у государства появилось понимание значимости русскоязычной части населения». Коллеги из соседних республик данный проект одобрили, но камнем преткновения стал вопрос о том, кто и как новый телеканал станет финансировать. Первоначально предполагалось, что затраты на его содержание разделят все три республики, позже стало обсуждаться привлечение европейских денег. Но, как правильно отмечает Алексеев, денег от ЕС – даже на столь «благородную» цель! – прибалты так и не дождались.
После этого они попытались обойтись своими средствами. «Изыскав внутренние резервы, прибалтийские "тигры» осуществили некоторую активность на информационном поле. В Эстонии учинили телеканал "для русских" ETV+ (рейтинг – в пределах статистической погрешности), в Латвии – пару дурацких полуфейковых сайтов в сети. И стали ждать, когда их русские объевропеятся и отолерантятся… Литовцы, сначала как бы примкнувшие к идее, не сделали на эту тему ничего. У литовцев русских – мало, процентов шесть. В отличие от Латвии, в которой – сорок, и Эстонии, в которой – двадцать пять. Прошло пять лет… И ничего не произошло. Русские, как и до этого, – "оболванены российской пропагандой". Ну не хотят они, эти русские, надевать местные вышиванки, хоть кол им на голове теши! Наоборот, русские выходят каждое 9 мая на свой "Бессмертный полк". И вот Пунтулис задал, наконец, вполне резонный вопрос: а зачем мы финансируем это одно с небольшим СМИ на русском? Результата-то нет! И я с ним согласен. Не тратьте на нас денег, пунтулисы. Ваше "информационное поле" и ваша "правильная пропаганда" нам неинтересны. Просто потому, что мы умнее, чем вы можете себе представить», – подводит итог Юрий Алексеев.
Эвакуация в Интернет
Правоту Алексеева косвенно подтверждает глава NEPLP Иварс Аболиньш: по его словам, рейтинги LTV7 «могли бы быть и повыше». Сейчас на русском языке выходит на этом канале несколько программ – новостная «Сегодня вечером», дискуссионная «Точки над i», развлекательная «Маленькая пятница» и расследовательская «Личное дело». Не Бог весть что, но всё-таки их присутствие в сетке вещания служило неким «фиговым листком» хотя бы минимального уважения к значительной части населения. А теперь же… «Ну что ж, латвийские власти сами выталкивают всех своих русских жителей в российское информационное поле! Благо там и профессиональный уровень всё же значительно выше! Да и не все в одну дуду поют, как на местных провинциальных каналах», – отмечает рижская журналистка Алла Березовская.
В свою очередь, журналист Вадим Радионов добавляет, что, хотя при наличии русскоязычной аудитории полностью рынок русских СМИ в Латвии не исчезнет, но каким он будет, сказать пока сложно. «Уже сейчас некоторые журналисты начинают осваивать канал YouTube и площадки других корпораций для создания и продвижения своего контента», – пишет Радионов. Он критикует точку зрения президента Левитса, заявляющего, что, если закрыть русскоязычные передачи, все начнут смотреть программы на латышском. «Аргументация примитивная, и, кажется, глава государства сам не верит в то, что говорит. Практика показывает, что ничего подобного не происходит. Да и исследования это подтверждают: в последние годы русскоязычные стали даже меньше использовать для получения информации латышские СМИ. Что-то не работает, а запреты ситуацию не решат, а только усугубят», – констатирует эксперт.
Оппозиционный депутат сейма, бывший министр образования Вячеслав Домбровский считает, впрочем, что это только начало, и новые ограничения себя ждать не заставят. «Логично задать вопрос: а что дальше? Ведь ясно, что этим не кончится. Какие следующие шаги будут предприняты, чтобы решить за нас, что нам можно смотреть, а что нет? Обяжут библиотеки обеспечить 80% всех книг с содержанием, произведенным на официальных языках ЕС? А остальные торжественно сжечь на костре? Где-то история уже это видела… Классика жанра: под лозунгом борьбы за "европейские ценности" происходят попрание и уничтожение этих же европейских ценностей, а особенно основополагающей – свободы слова», – сетует Домбровский.
Бизнесмены, предлагающие в Латвии услуги телевещания, считают, что исчезновение русскоязычных программ приведет только к росту числа пиратского подключения к телесигналу. «Я боюсь, что мы опять вернемся на пьедестал пиратства, потому что нельзя заставить людей смотреть что-то на французском, немецком, английском – то, что они не понимают. И русскоговорящие люди просто начнут смотреть телевидение на пиратских платформах», – говорит глава общественной организации «За легальное содержание!» Даце Котзева. А сопредседатель оппозиционной партии «Русский союз Латвии» Мирослав Митрофанов добавляет, что «нетитульное» население уйдет в интернет, чтобы смотреть «интересные передачи без рекламы и государственной пропаганды».
Правда, пострадавшие всё равно будут. «В случае реализации очередного президентского маразма пострадают пожилые и малообеспеченные люди, которые не смогут сбежать от Левитса в Сеть. Пострадают и дети, для которых кабельное ТВ сейчас предлагает качественные развивающие и научные программы на русском языке», – сказал Митрофанов. Он отмечает, что «реформа Левитса» уменьшит вещание на русском языке даже таких популярных и, казалось бы, аполитичных телеканалов, как National Geographic или Discovery. Впрочем, разве властям Латвии есть дело до снижения образовательного уровня своих русских сограждан? Главное, чтобы они не повышали этот уровень на родном языке!