Санкционная война против России началась в 2014 году, и считается, что поводом для неё стало вхождение в состав РФ Крыма. Тем не менее обсуждение на Западе грядущих санкций началось ещё до проведения референдума на полуострове. А поскольку санкции не просто были приняты, а постоянно расширялись, российское правительство приняло решение об ответных санкционных мерах против стран, которые ввели их против нас.
С вводом в действие этих мер через российскую границу потекли «чудеса пищевой промышленности», ставшие именем нарицательным, вроде белорусских креветок. Прошло уже шесть лет, а поток санкционных товаров от соседей России, несмотря на все меры, предпринимаемые на уровне руководящих органов ЕАЭС, не прекращается.
Мы везём с собой…
ТАСС 28 мая опубликовало интервью первого заместителя директора ФСБ – руководителя Пограничной службы ФСБ России Владимира Кулишова, который отчитался о деятельности пограничников и других контрольных органов в 2019 году. По его словам, за прошлый год этими службами предотвращён ввоз в Россию санкционной продукции только из Белоруссии и Казахстана на сумму 1,5 млрд рублей. Пограничники, взаимодействуя с подразделениями таможни и Россельхознадзора, не пустили в страну более 10 тыс. тонн таких товаров и грузов.
В. Кулишов поведал, что попытки незаконного провоза через границу с РФ санкционной и контрафактной продукции становятся всё чаще. Не снижается и количество попыток контрабанды товаров, грузов и стратегического сырья. «При этом предметами контрабанды, как правило, на государственной границе со странами Балтии являются табачные изделия, на украинском участке – товары народного потребления, на казахстанском – горюче-смазочные материалы и спиртосодержащая продукция, на китайском – лес, минералы и драгоценные металлы, а также фрагменты диких и реликтовых животных», – рассказал главный пограничник России.
Помимо этого, в связи с эпидемией пограничникам и таможенникам добавилась новая забота: в последнее время на отдельных участках границы фиксируются попытки вывоза из России средств профилактики и индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции. Это не считая «традиционных» для пограничников сфер деятельности, таких как пресечение незаконного пересечения границы, контрабанды наркотиков и оружия.
По словам В. Кулишова, для незаконного ввоза на территорию России запрещённых товаров и даже людей контрабандисты идут на различные ухищрения. Например, везут «санкционку» и нелегалов в грузовых автомобилях, следующих под сертификатом TIR (Transports International Routiers), который позволяет пересекать государственные границы без досмотра груза и уплаты пошлин в пункте пропуска.
«Латексные» сыры и шоколадки
Руководитель Погранслужбы приводил данные по прошлому году. А что «на этом фронте» происходит в году нынешнем?
Да всё то же. В середине января в Калужской области уничтожено примерно 65 кг санкционных сыров и колбас. Там же в начале февраля уничтожили 21 тонну польских яблок, а в середине месяца 43 тонны польских и бельгийских груш. В эти же дни в Псковской области запретили ввоз 20 тонн бельгийского сыра, а месяцем позже уничтожили 12,5 тонны санкционных польских яблок, ввезённых через Белоруссию. Уже 1 июня Владимирская транспортная прокуратура выявила 40 сайтов, торгующих через интернет санкционными сырами из Франции, Италии и Голландии. К 21 из них доступ уже заблокирован, по остальным иски находятся на стадии рассмотрения.
Не уменьшается поток «санкционки» и через российско-казахстанскую границу. По словам начальника Уральского таможенного управления Максима Чморы, недавно был вновь зафиксирован факт ввоза на территорию России санкционного товара из Казахстана – груш сорта «конференция». Товар не был пропущен. «Мы заняли жёсткую позицию, хотя у перевозчиков были все документы, подтверждающие их происхождение из Киргизии. Однако у нас есть подтверждённая информация, что ни в Киргизии, ни в Казахстане промышленного производства груш этого сорта нет. Но к нам заехала 20-тонная машина. Видимо, у перевозчиков была надежда, что карантинные мероприятия отвлекут внимание сотрудников. Но машина была остановлена. При этом в ходе ведомственной связи с коллегами из Казахстана мы узнали, что на сопредельной территории стоит ещё 10 таких же автомобилей, видимо, ожидающих, как пройдёт первая. Однако «тест» не удался, и автомобиль был выдворен в Казахстан», - рассказал Максим Чмора.
Всего же с начала года Уральским таможенным управлением было проверено более 1,5 тысячи транспортных средств. Масса товаров с нарушениями составила почти 1,6 тысячи тонн, по нарушениям было возбуждено 79 административных и одно уголовное дело. В период действия постановления правительства РФ о запрете на вывоз из страны товаров медицинского назначения сотрудниками Тюменской и Челябинской таможен при содействии представителей ФСБ было задержано 18 партий суммарным объёмом около 30 тонн. Основную часть в них составляли антисептики, маски и перчатки.
В конце мая в Санкт-Петербурге задержали четыре контейнера с санкционной продукцией, которую контрабандным путём пытались ввезти в Россию. В контейнерах вместо 14,7 тысячи пластиковых канистр с водной дисперсией каучука (латекса) общей массой 73,6 тонны были обнаружены сыры известных европейских брендов, кофе, шоколадное печенье и бытовая химия.
Кому санкционная война, а кому – мать родна
Наиболее часто среди стран, из которых поступает в Россию «санкционка», фигурируют Белоруссия и Казахстан. Но это вовсе не значит, что её не везут к нам и из других стран ЕАЭС. Дело дошло до того, что вице-премьер Виктория Абрамченко попросила Минсельхоз и Россельхознадзор подготовить предложения «по исключению ситуаций поставок» в Россию санкционных продуктов с территории Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Поводом для такого обращения стал массовый, фактически равный объёмам собственного производства завоз из Белоруссии шампиньонов. При этом, как выяснилось, белорусы отнюдь не отказались от потребления этих грибов ради насыщения ими российского рынка. Из-за снижения спроса на шампиньоны в Европе их в Белоруссию поставляет Польша, а после переоформления документов грибы уже идут в Россию как белорусская продукция.
Разумеется, внесённые в санкционный список товары востребованы на российском рынке. А зачастую даже дефицитны. Не зря сенаторы Константин Косачев и Сергей Кисляк пару недель назад предложили правительству дать возможность принимать решение о ввозе в страну не только жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в России, но и товаров, «производимых в РФ, но которые в силу особых условий, например режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, попали в категорию дефицитных». И братья белорусы, казахи, киргизы, армяне не просто так, не «ради спортивного интереса» везут их через российскую границу.
Впрочем, в том, кто везёт, тоже есть немало вопросов. По статистике Государственного таможенного комитета РБ для перевозки продукции по территории Беларуси и последующего вывоза в Россию нанимаются грузовики самых разных стран, но более половины «таможенных» правонарушений в 2019 году было совершено российскими перевозчиками. «При этом закупкой товаров, выбором маршрута следования, места и времени пересечения белорусско-российской границы, а также мерами противодействия работе правоохранительных органов занимаются граждане России, что не раз подтверждалось фактами сопровождения грузовых транспортных средств автомобилями с российскими регистрационными номерами. При перемещении через таможенную границу ЕАЭС в Беларуси возбуждено восемь уголовных дел по ст. 228 УК РБ «Контрабанда».
«На текущий момент ещё по 60 фактам проводятся проверочные мероприятия. Более чем в 90% случаев недействительные или поддельные сертификаты при перемещении через таможенную границу предоставлены российскими перевозчиками», – отмечают в ГТК РБ. По данным белорусских таможенников, за 2019 год ими было выявлено 14 тысяч тонн товаров, ввоз которых в РФ запрещён.
«Ситуация на сегодняшний день выглядит следующим образом: мы все с «санкционкой» боремся, а наши плодоовощные базы, особенно в крупных городах, прилавки рынков и магазинов этой «санкционкой» наполнены, – приводит портал «Белорусы и рынок» слова руководителя Федеральной таможенной службы России Владимира Булавина. – С большим сожалением нужно признать, что санкционные товары в основном ввозит наш бизнес. Поэтому, наверное, пора поставить вопрос о привлечении к ответственности тех, кто этим делом занимается, а по большому счёту не выполняет указ президента».
Может быть, стоит прислушаться к мнению В. Булавина? Тогда, возможно, и не придётся руководителю Погранслужбы докладывать о росте числа попыток ввезти на территорию России санкционные товары, а также исчезнут довольно болезненные трения с ближайшими соседями по ЕАЭС хотя бы по вопросу незаконного ввоза «санкционки» через белорусско-российскую и казахстано-российскую границы.