Киргизские школы в реальной виртуальности - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Киргизские школы в реальной виртуальности

Не успел в школах Киргизии отзвенеть последний звонок, как в министерстве образования и науки страны предрекли вероятность того, что режим дистанционного обучения станет единственной формой получения знаний в следующем учебном году. Данную меру в ведомстве назвали «вынужденной», связав ее со сложной эпидемиологической ситуацией, невероятным образом совпавшей с началом процесса «тотальной цифровой трансформации» образовательной сферы республики, осуществляемой под пристальным надзором дедушки Сороса и К°.

По другую сторону цифровой реальности

В связи с объявленным в Киргизии в марте текущего года карантином с 8 апреля все школы страны вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. К этому моменту Министерство образования и науки КР при технической поддержке ЮНЕСКО успело отснять необходимый минимум телевизионных учебных передач и открыть доступ к дополнительным образовательным ресурсам. В число рекомендованных ведомством вошли содержащий учебные материалы для 1–11 классов образовательный портал, а также электронные программно-методические комплексы – iBilim (для начальных классов) и Билим Булагы (для 5–9 классов).

Последний, к слову, можно было бы считать безупречным, включи он в перечень предложенных к изучению дисциплин наряду с английским русский язык, все еще являющийся обязательным предметом для сдачи выпускных экзаменов в школах с русским языком обучения. Природу «недоработки», которая так и не была устранена за два года существования мультимедийного ресурса, можно объяснить лишь тем обстоятельством, что донорами его разработчика Фонда поддержки образовательных инициатив являлись международные организации разного калибра – от USAID, OSCE и фонда «Сорос-Кыргызстан» до Агентства развития княжества Лихтенштейн, меньше всего заинтересованные в функционировании русского языка как в Киргизии, так и регионе в целом.

Несмотря на созданную министерством образования и науки образцово-показательную картинку и попытки ведомства убедить общественность в успехе мероприятия, распространяя в медиапространстве оптимистичные фото- и видеоотчеты из разных уголков страны – Ала-Буки, Кара-Суу, Балыкчи, Оша, Баткена, спустя неделю ностальгия по классно-урочной форме обучения, господствующей в школах Киргизии уже больше столетия, накрыла всех участников образовательного процесса. Два месяца в глобальной сети показали, что никакое развитие онлайн-технологий не сможет преодолеть отсутствие у подавляющего большинства учеников необходимой для домашнего обучения мотивации, компенсировать живую обратную связь с учителем и обойти острую для Киргизии проблему бедности, достигающую в некоторых районах, согласно данным Всемирного банка, 40%.

Кстати сказать, именно такой процент учащихся страны, если верить статистике учителей, а не официальных лиц, так и не удалось полноценно охватить обучением. Несмотря на надежду, которую выразил министр образования Каныбек Исаков, для многих киргизских семей необходимые для «дистанционки» технические средства оказались предметами роскоши. По предварительным подсчетам 30 тысяч школьников не имеют смартфонов для обратной связи с учителями, а в 4 тысячах семей отсутствуют телевизоры. Кроме того, подключение к интернету в сельских областях, где сконцентрировано около 80% детей школьного возраста, напоминает добычу огня кресалом. И это лишь верхушка айсберга.

Несмотря на недовольство со стороны родителей и учителей, а также огромное количество недостатков цифрового образования с точки зрения его влияния на возрастное развитие детей, указывающих на очевидную бесперспективность онлайн-обучения как основного формата даже в отдаленном будущем, политики настроены оптимистично. «Темпы цифровизации в сфере образования ускорились, – отметил министр образования и науки, комментируя прошедший 4 июня текущего года цифровой диалог президента КР Сооронбая Жээнбекова с руководителями регионов страны, – сделан качественный скачок вперед».

Операция «цифровая ликвидация»

О том, что «дистанционка» в Киргизстане как образовательный формат, пройдя обкатку в период пандемии, в перспективе обещает стать основным, мало у кого вызывает сомнение. Об этом в первую очередь свидетельствует характер проводимой в сфере образования государственной политики.

 Еще в 2019 году была утверждена «Концепция цифровой трансформации “Цифровой Кыргызстан” – 2019–2023», ознаменовавшая, по словам Сооронбая Жээнбекова, наступление «четвертой индустриальной революции», обещающей привести страну к технологическим переменам, которые положительным образом отразятся на всех сферах ее жизнедеятельности. В первоочередном порядке киргизский лидер призвал охватить цифровыми технологиями образование, объявленное ключевым ресурсом культурного, социального и экономического развития Киргизстана.

Прозвучавшая мысль получила свое продолжение в ряде документов – «Стратегии развития образования на 2021–2040 годы» и «Национальной концепции электронного обучения и цифрового управления системой образования в Кыргызской Республике», концептуализирующих задачи и принципы перехода образовательных процессов из суровой действительности с катастрофическими размерами дефицита школьной инфраструктуры и безграмотными учебниками «нового поколения» в виртуальную реальность с ее безграничным доступом «к качественному образованию» и гарантиями «территориального и социального равенства».

Мало кто знает, что благодаря ловким законотворческим манипуляциям дистанционная форма обучения была включена в рамки киргизской национальной образовательной среды на законных основаниях еще в 2014 году. Произошло это благодаря введению понятия «дистанционное обучение» в нормативно-правовую документацию страны и  приравниванию его к ранее существовавшему в Законе КР «Об образовании» понятию «дистанционные образовательные технологии». Принципы его осуществления «при реализации профессиональных образовательных программ высшего, среднего и дополнительного образования» были определены в утвержденном постановлением правительства КР «Порядке применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Игроки большой и малой лиги

У руля стартовавшей в этом году «революционной» образовательной реформы по старой киргизской традиции оказались некоммерческие организации, благоденствующие на «островке демократии» на средства западных доноров. В их числе – партнер фонда «Сорос-Кыргызстан» общественный фонд «Гражданская инициатива интернет-политики» и открытый в 2003 году при поддержке США общественный фонд «Центр поддержки СМИ», пообещавшие во время презентации «Методического руководства по внедрению цифрового образования в образовательную систему Кыргызской Республики» в мае этого года, что уже сегодня будет «критически переосмыслено само понимание государственных стандартов в образовании, в том числе традиционные методики».

Материальные затраты на реформу, набравшую за время пандемии ощутимые обороты, взял на себя «заядлый» филантроп, идеолог дистанционного, или открытого, образования Джордж Сорос. Он давно убедился в том, что инвестиции в человеческий капитал развивающихся стран, особенно в программы раннего детского развития, и разрушение самобытных образовательных систем под предлогом их революционных преобразований куда прибыльнее вложений в компании сектора высоких технологий.

Сорос никогда не скрывал – Киргизия всегда была одним из приоритетных объектов его амбициозных планов, а единственным препятствием на пути к их осуществлению был пронизывающий ее образовательную сферу дух России. Действуя через вытеснение классно-урочной формы обучения, остающейся здесь пока что основной как в системе среднего, так и поглощенного Болонской системой высшего образования, с этой «проблемой» можно будет покончить одним махом. Из образовательных учреждений с киргизским языком обучения, контингент учащихся которых составляет 75% от общего количества детей школьного возраста, русский язык как не родной, не имея никаких перспектив быть освоенным в неживой – онлайн-образовательной среде, уйдет в одночасье.

Не стоит, правда, обольщаться, что в новом образовательном формате иная судьба ожидает киргизский язык: его литературная форма станет достоянием единиц. Деградация языковой компетенции неминуемо повлечет за собой деградацию всей образовательной системы. Такова цель данайцев, дары приносящих.

***

В погоне за заморскими стандартами в Киргизии никогда не осознавали того, что обладают роскошью, доступной в Новом и Старом Свете лишь истеблишменту – живым общением. «Богатые здесь стали бояться экранов. Они хотят, чтобы их дети играли с реальными кубиками и ходили в свободные от информационных технологий школы, – пишет репортер американской ежедневной газеты The New York Times Нелли Боулз. – Люди стоят дороже, и богатые люди готовы и способны платить за них. Жизнь без телефона, посещения социальных сетей и электронной почты – стала символом статуса».

Но об этом добрый дедушка Сорос школьникам из Нарына или Оша никогда не расскажет, как и о том, что потребление цифровых образовательных услуг в развитых странах считается признаком бедности. Качественное образование, доступное состоятельной прослойке общества, остается в оффлайне, в коллективе с «живыми» преподавателями.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
10707
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика