На фоне выявления значительного числа подхвативших коронавирусную инфекцию граждан (не исключая премьер-министра Никола Пашиняна и членов его семьи, по крайней мере он сам так утверждает) внутриполитическая ситуация в Армении серьёзно обострилась. Общая тональность заявлений политиков, оценок экспертов, дискуссий в социальных сетях – констатация некомпетентности действующей власти, своими противоречивыми заявлениями и не менее противоречивыми действиями способствующей дальнейшему обострению санитарно-эпидемиологической ситуации.
Можно слышать утверждения о движении Армении по «итальянскому» сценарию распространения заболевания, относительно которого после первоначального «медийного» удара стали возникать вопросы и сомнения. Здесь следует сделать необходимую оговорку: на взгляд автора этих строк, тема коронавируса изначально раздувалась заинтересованными силами в бесконечно далёких от заботы о здоровье людей целях, что, конечно, вовсе не означает отрицания существования этой тяжёлой формы инфекции с осложнениями на лёгочную систему. Как, впрочем, и иных инфекционных заболеваний, включая оспу, чуму и холеру, с которыми успешно справлялась советская медицина, целенаправленно разрушаемая после 1991 года отнюдь не только в Армении.
Как отметил бывший министр здравоохранения Армении Арарат Мкртчян, подобно многим другим странам, в республике, принимая меры по сдерживанию коронавируса, руководствовались рекомендациями и информацией Всемирной организации здравоохранения (оценки эффективности этих, мягко говоря, противоречивых указивок, как и деятельности самой ВОЗ, разумеется, выходят за рамки данной статьи). Проведя предварительную подготовку, было необходимо привлечь к борьбе с COVID-19 ещё на первом этапе первичное звено здравоохранения, а также более эффективно задействовать областные больницы. В идеале (банальность, но от этого она не становится менее актуальной!) необходимо стремиться к тому, чтобы решения были оперативны, но при этом адекватны, принимаемые на основании советов профессионалов, заинтересованных в решении проблемы, а не в раздувании из неё информационного шума, а то и ещё чего похуже. Как известно, на рубеже 1959/1960 гг. в Советском Союзе удалось ликвидировать потенциально опаснейшую эпидемию занесённой из Индии «чёрной оспы» (пример не единственный). К сожалению, постсоветские реалии наводят на грустные размышления…
Целей объявленного в Армении с 16 марта режима чрезвычайного положения достигнуть не удалось – как по объективным обстоятельствам, так и не в последнюю очередь оттого, что увлекшиеся изменением состава Конституционного суда власти были озабочены собственным рейтингом, сохранить который на высоком уровне все равно не удалось. Сегодня, уже постфактум, разговоры (не более чем разговоры!) о некоем «тотальном карантине» будут лишь раздражать общество, имевшее возможность в полной мере наблюдать, мягко говоря, несерьёзное отношение к рекламируемой ими же смертельной опасности со стороны первых лиц. Заявления же главы правительства о том, что «мы дошли до критической точки, можно сказать, что мы шагаем сквозь ад», мягко говоря, трудно поддаются рациональным объяснениям на фоне имеющейся статистики, равно как и заклинания в социальной сети Facebook носить медицинские маски.
Премьер-министр Никол Пашинян вместе с членами правительства Армении и Нагорного Карабаха на банкете после инаугурации президента НКР Араика Арутюняна. 21 мая 2020 г.
Как отмечали авторы ряда публикаций «Ритма Евразии», институциональная слабость системы государственного управления Армении в значительной степени обусловлена конституционной реформой 2015 года и переходом республики к «парламентской» форме правления. После 2018 года эта заведомо сомнительная конструкция «наложилась» на специфические особенности лидера «бархатной революции» Никола Пашиняна и многих людей из его условной «команды» – без опыта работы в государственных органах, но зато с богатым шлейфом деятельности в «неправительственных организациях».
Разговоры о широкой представленности в правительстве и парламенте «птенцов гнезда» Джорджа Сороса – не домыслы конспирологов. Таков, например, нынешний министр здравоохранения Арсен Торосян, выпускник Open Medical Institute, пугавший граждан вирусным апокалипсисом по придуманному в ВОЗ катастрофическому сценарию и получающий теперь львиную долю критики по поводу вверенной ему системы. Или другой персонаж – Армен Григорян, доверенный которому Совет Безопасности (ключевой координирующий орган на случай режима чрезвычайного положения) за всё время эпидемии не собирался ни разу.
Инциденты в Гаваре, Ванадзоре и Сюнике, где частные и околокриминальные разборки вывели на улицу большие массы граждан, а полиция дожидалась подмоги из Еревана, свидетельствуют о недееспособности правоохранительных органов. Наконец, завоз в Армению инфекции авиарейсами из Милана связывается экспертами с деятельностью Службы гражданской авиации во главе с эффектной Татевик Ревазян, отказавшейся в своё время от идеи воссоздания национального авиаперевозчика.
Комендатура Армении рассматривает возможность обращения к международным партнерам за содействием в рамках борьбы с коронавирусом, сообщил пресс-секретарь вице-премьера Тиграна Авиняна. Что те насоветуют – одному Богу известно. Прогрессирующая хаотизация управления, противоречащие друг другу указания, очевидная растерянность и метания правящей «команды», способные привести к усилению позиций внешних игроков в условиях понижения уровня диалога с Москвой, – лишь одна сторона проблемы. Участились коррупционные скандалы (в частности, связанные с контрабандой в Россию сигарет самолётами МЧС Армении), в причастности к которым оппоненты Пашиняна обвиняют лиц из его окружения, не исключая родственников. Этому вопросу был посвящен очередной видеоролик бывшего посла Армении в Ватикане Микаэла Минасяна, пытающегося из-за рубежа активно влиять на внутриполитические процессы в стране. Ответ Никола Пашиняна, по правде говоря, не выглядел очень убедительным, а 4 июня, причем достаточно неожиданно, подал в отставку поспешивший «развеять муссируемые в СМИ слухи» глава Комитета государственных доходов (КГД) Армении Давид Ананян.
8 июня стало известно о заявлении об отставке главы Генерального штаба Вооруженных сил Армении Артака Давтяна. Накануне поднялся скандал со свадьбой его сына, однако рискнём предположить, что это скорее повод, нежели причина. Именно в армии изначально были приняты адекватные меры, позволившие свести проникновение коронавирусной инфекции к минимуму. Одно из высказываемых на этот счёт предположений – прогрессирующий исход из правительства (включая силовые структуры) ещё остающихся там профессионалов.
Перешедший на оппозиционные рельсы бывший глава Службы национальной безопасности, глава партии «Родина» Артур Ванецян полагает отставку правительства безальтернативной, ибо «действующие власти во главе с Николом Пашиняном просто не способны принять меры, которые позволят нам выйти из этой ситуации». Схожее мнение высказал и лидер парламентской партии «Процветающая Армения», крупный предприниматель Гагик Царукян, вообще-то достаточно осторожный, ответом на что стало напоминание об имеющихся против него уголовных делах. Проблема, однако, в том, что «антикоррупционный» флёр «бархатных революционеров» изрядно потускнел, как бы при этом ни относиться к их критикам из стана той же бывшей правящей Республиканской партии. Обвинять же оппонентов в «заговоре против государства в состоянии войны», как это делают Ален Симонян или шурин Пашиняна депутат Грачья Акопян, в свете хотя бы вышеизложенного, мягко говоря, не вполне корректно.
В ходе недавнего брифинга вице-премьер и комендант Тигран Авинян строго запретил нахождение без масок на период действия чрезвычайного положения «при нахождении вне пределов квартиры или места проживания – во всех открытых общественных местах». Исключение милостиво сделано для «детей до шести лет и физических упражнений или езде на велосипеде». Каким именно образом хождение в мешающем дышать «наморднике» по жаркой улице в одиночку или семьями либо же пребывание в нём в личном автомобиле способствует борьбе с инфекцией и общественному здоровью, автору этих строк решительно непонятно. Равно как и развёртывание псевдо-«инфекционных» коек в Спортивно-концертном комплексе имени Демирчяна с его постоянной прохладой...
Любой крупный город, а тем более столичный, жизнь в котором не прекращалась и ранее, да ещё и в летний период, требует подходов, основанных на взаимном доверии жителей и властей, исключающих избыточное и бессмысленное административное запретительство. Между тем кадры с полицейскими, укладывающими на асфальт злостных нарушителей «масочного режима», вызывают широкий общественный резонанс и, вне всякого сомнения, будут использоваться оппонентами действующих властей. На это можно обижаться и говорить о «несознательности» граждан, однако из уст тех, кто вознёсся к власти на волне массовых уличных протестных акций и шествий, это выглядит в лучшем случае диковато, как и обвинения в «государственной измене» через тот же Facebook.
Временное закрытие после полицейской спецоперации одного из продовольственных рынков ещё острее выявило проблему растущей безработицы, особенно на фоне закрытых границ с Россией и других направлений потоков трудовых мигрантов. По данным заместителя председателя КГД А. Манукяна, за четыре месяца работу потеряли около 12 тысяч человек, однако ещё больше тех, кто, числясь работающим, в реальности денег не получает. За это же время по сравнению с аналогичным периодом 2019 года оборот реализации, согласно чекам контрольно-кассовых аппаратов, сократился на 20%. Можно предположить аналогичные тенденции также и в сфере неучитываемого денежного оборота.
Как утверждает Арарат Мкртчян, действующие власти едва ли допустили какие-либо грубые ошибки, либо же могли принять на вооружение более эффективный план борьбы с инфекцией. Разумеется, в Ереване не в состоянии воспротивиться глобальному тренду на распространение не только постоянно мутирующего вируса весьма спорного происхождения, но и тотальной пандемии страха, сопровождаемой обрушением экономик и дальнейшей деградацией традиционных обществ. Не смогли этого сделать и куда более крупные страны, претендующие на собственную цивилизационную идентичность.
Когда острота проблемы несколько спадёт (перед её вторым раундом, в неизбежности которого заверяют зашуганных граждан политики и международные чиновники, а не врачи!), необходимо не почивать на лаврах, а задумываться о том, как быть дальше. Например, в «отсталом» Советском Союзе имелся широкий спектр собственных противовирусных вакцин, велись научные исследования мирового уровня, в то время как сейчас мы слышим разве что о новосибирском «Векторе» да о биолабораториях Пентагона, сеть которых опутала постсоветские страны (Армения не исключение). Решение хотя бы неотложных задач по обеспечению биологической безопасности в рамках ОДКБ и ЕАЭС – чем не поле работы для евразийских интеграционных объединений, испытывающих острый «кризис среднего возраста»?..
Реализуемо ли это без взаимного доверия и радикального оздоровления деятельности органов государственного управления? Сомнительно. Но если не спохватиться, может оказаться поздно. И никакие маски не помогут…