Коронавирусная инфекция внесла существенные изменения во все сферы жизнедеятельности стран ЕАЭС. Более всего, как известно, ощутили на себе тяжесть последствий пандемии те области экономики, которые были связаны со сферой услуг, в том числе транспортная логистика. При этом, в отличие от автомобильного или железнодорожного транспорта, которые смогли продолжить свою работу, авиация стран объединения оказалась практически парализована.
Известно, что с началом распространения COVID-19 большинство государств мира было вынуждено закрыть свои границы, прекратив в том числе и воздушное сообщение с остальным миром. Исключение не составили и страны ЕАЭС, в большинстве своем решившие остановить как внутренние, так и международные авиаперевозки.
Так, одной из первых стала закрываться Киргизия, где еще в феврале начали отменять перелеты из Китая. Однако на полное прекращение авиационного сообщения киргизские власти решились только в середине марта, изначально предполагая оставить только рейсы из России. 17 марта Бишкек принял решение «в целях предотвращения дальнейшего распространения инфекции» временно полностью остановить воздушное сообщение с другими странами. Исключение составляли лишь авиарейсы с гражданами, которые возвращались на родину. Итогом такой политики стало практическое полное прекращение перевозок не только пассажиров, но и грузов через Киргизскую Республику и внутри нее.
Не стали рисковать и в Казахстане, где уже 3 февраля остановили авиасообщение с Китаем, а с начала марта постепенно стали закрывать и остальные направления. 22 марта Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения республики приостановила регулярные и чартерные пассажирские рейсы всех казахстанских авиакомпаний по маршруту Нур-Султан – Алматы за исключением международных и грузовых рейсов. Однако позже, из-за чрезвычайного положения в стране, власти республики приняли решение прекратить авиасообщение с другими странами, за исключением возвращения на родину своих граждан. В итоге выполнение внутренних авиарейсов было приостановлено на 100%, а международных – на 98%. Впоследствии один из крупнейших авиаперевозчиков страны Air Astana заявил, что пассажиропоток в марте упал на 50%, а в апреле – на 97%. В QAZAQ AIR сообщали о 30%-ном падении показателей в I квартале. Все это привело к тому, что только в апреле из-за эпидемии коронавируса авиакомпании Казахстана потеряли до 97% доходов.
Власти Армении, как и их коллеги по ЕАЭС, также были вынуждены пойти на закрытие границ. Для борьбы с распространением коронавируса в этой стране было объявлено чрезвычайное положение с 16 марта по 13 июня. Уже 18 марта Армения прекратила авиасообщение с Россией и другими странами. Осуществлялись только отдельные чартерные рейсы из зарубежных стран и обратно с целью возвращения армянских граждан или их эвакуации.
Неудивительно, что в сложившихся условиях и Россия прибегла к крайне жестким мерам реагирования. При этом стоит учитывать, что в отличие от других стран ЕАЭС, вопросы авиаперевозок как внутри страны, так и на международных направлениях с учетом экономического развития и размеров РФ для российских властей имеют более серьезное значение. Известно, что первый шаг был сделан еще 1 февраля, когда Россия ограничила полеты в Китай. Затем последовали Южная Корея, Иран, а с марта были закрыты рейсы практически во все страны Европы. 27 марта было полностью прекращено регулярное и чартерное международное авиасообщение. Исключение составили только вывозные, грузовые и почтовые рейсы, а также эвакуация российских граждан.
Кроме того, введенный режим самоизоляции фактически остановил и внутрироссийские перевозки. В итоге пассажиропоток российских авиакомпаний в апреле сократился на 91,8% и составил чуть более 770 тыс. пассажиров. При этом, как отмечают в Международной ассоциации гражданской авиации IATA, темпы снижения объемов авиаперевозок в России в апреле оказались одними из самых низких в мире (например, в Европе сокращение составило 99%, в США – 96%).
Необходимо заметить, что спрос на полеты по России стал сокращаться еще в середине марта и еще до полного закрытия международного авиасообщения перевозчики теряли около 500 млн рублей в день. Позже эксперты подсчитали, что пандемия и самоизоляция приведут к потерям авиакомпаний с февраля по сентябрь 2020 года в сумме от 150 до 360 млрд рублей. Запланированные же в мае правительством РФ средства «на возмещение убытков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции» для российских авиаперевозчиков в размере 23,4 млрд рублей вряд ли смогут существенным образом им помочь.
Единственной страной, которая отказалась закрывать границы и прекращать свое воздушное сообщение с миром, стала Белоруссия. При этом официальный Минск до последнего пытался убедить Москву сохранить воздушное сообщение между странами. Как известно, этого так и не произошло, а республика, несмотря на то что является частью Союзного государства, оказалась в списке стран, сообщение с которыми было закрыто. Позже власти Белоруссии заявили, что в период пандемии «белорусские грузовые авиакомпании продолжат работу по перевозке грузов и в настоящее время активно включились в работу по доставке гуманитарных грузов», так как «гражданская авиация имеет решающее значение для развития бизнеса и торговли, а также гуманитарного взаимодействия».
В итоге белорусская государственная компания «Белавиа» продолжила осуществлять рейсы в те страны, куда была возможность летать, возвращая в страну не только белорусов, но и граждан ЕАЭС, которые не могли напрямую попасть к себе домой. В данном случае необходимо отметить, что на какое-то время Белоруссия фактически стала одним из основных открытых коридоров для тех, кто стремился вернуться на родину. В итоге к концу мая «Белавиа» продолжила летать в Амстердам, Вену, Берлин, Франкфурт, Рим, Милан, Барселону и ряд иных городов, перевозя только ограниченное число граждан, имеющих на это право. При этом на конец мая все еще были отменены рейсы во все города Казахстана, а в российские Воронеж, Казань и Нижний Новгород полеты, как ожидается, не будут выполняться до конца октября.
В то же время стоит отметить, что в рамках Евразийского экономического союза страны так или иначе стремились сохранить сотрудничество, в первую очередь помогая гражданам возвращаться на родину. Одним из последних подобных примеров является организация в конце мая авиакомпанией Armenia спецрейса Ереван – Минеральные Воды – Ереван, который помог вернуться домой гражданам Армении и России. 5 июня состоялся рейс казахстанской авиакомпания SCAT из Нур-Султана в Ереван, доставивший в армянскую столицу 36 граждан этой страны, а также 10 граждан Казахстана. 8 июня авиакомпаниями KLM и «Белавиа» был осуществлен рейс по маршруту Лос-Анджелес – Амстердам – Минск – Ереван. И таких примеров сотрудничества авиаперевозчиков ЕАЭС за период пандемии можно вспомнить не один десяток.
Изменение ситуации с распространением коронавируса в мае, как известно, стало причиной постепенного снятия ограничительных мер по всему миру. Естественным образом это коснулось и авиационных перевозок, в том числе и в рамках ЕАЭС. 1 мая 2020 года казахская авиакомпания SCAT возобновила регулярные полеты по направлению Алматы – Нур-Султан – Алматы. После этого было заявлено о поэтапном возобновлении всех авиаперевозок: сначала в Юго-Восточную Азию, далее – в страны Ближнего Востока, позже – в Европу. 25 мая в Казахстане были возобновлены внутренние авиарейсы.
В Киргизии о возобновлении внутренних регулярных авиарейсов было объявлено с 8 июня. При этом появилась даже информация о возможном восстановлении и международных авиаперевозок с 15 июня, однако позже она не была подтверждена. Параллельно власти Армении заявили о том, что рассчитывают снять введенные из-за коронавируса ограничения в сферах туризма и воздушного сообщения с середины лета.
В Российской Федерации, где еще в конце мая с оговорками вели речь об улучшении ситуации с COVID-19, уже в начале июня началось постепенное восстановление внутреннего авиасообщения. Например, «Аэрофлот» с 1 июня стал возвращать рейсы, которые выполнял до пандемии, а расписание авиакомпании было сформировано в нескольких вариантах: полеты только по РФ, полеты по России и СНГ и полеты по России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Позже в Росавиации заявили о том, что направят предложение в Роспотребнадзор о частичном открытии международного авиасообщения с 15 июля. При этом глава российского правительства Михаил Мишустин уже поручил проанализировать возможность такого шага. В итоге за первые дни июня в России был отмечен рост пассажирских авиаперевозок примерно в три раза по сравнению с маем.
Немаловажной в данном случае является и общая позиция стран Евразийского экономического союза по вопросу возобновления воздушного сообщения. Если ранее за сохранение всех транспортных коридоров выступала только Белоруссия, то 26 мая Евразийская экономическая комиссия предложила странам ЕАЭС выработать критерии для возобновления международного авиационного и железнодорожного сообщения. Несмотря на то, что данный вопрос все еще находится на стадии проработки, его постановка свидетельствует о том, что участники союза всерьез решили начать возвращение к транспортному сообщению, существовавшему до пандемии.
Таким образом, можно отметить, что закрытие границ, введенные странами ЕАЭС карантинные меры, а также режим самоизоляции оказали весьма губительное воздействие на авиационное сообщение как внутри стран союза, так и на уровне их международного взаимодействия. Однако нынешняя ситуация в очередной раз продемонстрировала, что даже в таких сложных условиях сотрудничество в рамках союза не остановилось полностью. Транспортировка грузов, гуманитарная и иная помощь, которая осуществлялась воздушным путем, только подтвердили это. Остается надеется, что регулярные рейсы внутри ЕАЭС возобновятся в самое ближайшее время, а граждане союза смогут вновь свободно пересекать границы.