Как COVID-19 изменил авиасообщение в ЕАЭС - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Как COVID-19 изменил авиасообщение в ЕАЭС

Коронавирусная инфекция внесла существенные изменения во все сферы жизнедеятельности стран ЕАЭС. Более всего, как известно, ощутили на себе тяжесть последствий пандемии те области экономики, которые были связаны со сферой услуг, в том числе транспортная логистика. При этом, в отличие от автомобильного или железнодорожного транспорта, которые смогли продолжить свою работу, авиация стран объединения оказалась практически парализована.

Известно, что с началом распространения COVID-19 большинство государств мира было вынуждено закрыть свои границы, прекратив в том числе и воздушное сообщение с остальным миром. Исключение не составили и страны ЕАЭС, в большинстве своем решившие остановить как внутренние, так и международные авиаперевозки.

Так, одной из первых стала закрываться Киргизия, где еще в феврале начали отменять перелеты из Китая. Однако на полное прекращение авиационного сообщения киргизские власти решились только в середине марта, изначально предполагая оставить только рейсы из России. 17 марта Бишкек принял решение «в целях предотвращения дальнейшего распространения инфекции» временно полностью остановить воздушное сообщение с другими странами. Исключение составляли лишь авиарейсы с гражданами, которые возвращались на родину. Итогом такой политики стало практическое полное прекращение перевозок не только пассажиров, но и грузов через Киргизскую Республику и внутри нее.

Не стали рисковать и в Казахстане, где уже 3 февраля остановили авиасообщение с Китаем, а с начала марта постепенно стали закрывать и остальные направления. 22 марта Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения республики приостановила регулярные и чартерные пассажирские рейсы всех казахстанских авиакомпаний по маршруту Нур-Султан – Алматы за исключением международных и грузовых рейсов. Однако позже, из-за чрезвычайного положения в стране, власти республики приняли решение прекратить авиасообщение с другими странами, за исключением возвращения на родину своих граждан. В итоге выполнение внутренних авиарейсов было приостановлено на 100%, а международных – на 98%. Впоследствии один из крупнейших авиаперевозчиков страны Air Astana заявил, что пассажиропоток в марте   упал на 50%, а в апреле – на 97%. В QAZAQ AIR сообщали о 30%-ном падении показателей в I квартале. Все это привело к тому, что только в апреле из-за эпидемии коронавируса авиакомпании Казахстана потеряли до 97% доходов.

Власти Армении, как и их коллеги по ЕАЭС, также были вынуждены пойти на закрытие границ. Для борьбы с распространением коронавируса в этой стране было объявлено чрезвычайное положение с 16 марта по 13 июня. Уже 18 марта Армения прекратила авиасообщение с Россией и другими странами. Осуществлялись только отдельные чартерные рейсы из зарубежных стран и обратно с целью возвращения армянских граждан или их эвакуации.

Неудивительно, что в сложившихся условиях и Россия прибегла к крайне жестким мерам реагирования. При этом стоит учитывать, что в отличие от других стран ЕАЭС, вопросы авиаперевозок как внутри страны, так и на международных направлениях с учетом экономического развития и размеров РФ для российских властей имеют более серьезное значение. Известно, что первый шаг был сделан еще 1 февраля, когда Россия ограничила полеты в Китай. Затем последовали Южная Корея, Иран, а с марта были закрыты рейсы практически во все страны Европы. 27 марта было полностью прекращено регулярное и чартерное международное авиасообщение. Исключение составили только вывозные, грузовые и почтовые рейсы, а также эвакуация российских граждан.

Кроме того, введенный режим самоизоляции фактически остановил и внутрироссийские перевозки. В итоге пассажиропоток российских авиакомпаний в апреле сократился на 91,8% и составил чуть более 770 тыс. пассажиров. При этом, как отмечают в Международной ассоциации гражданской авиации IATA, темпы снижения объемов авиаперевозок в России в апреле оказались одними из самых низких в мире (например, в Европе сокращение составило 99%, в США – 96%).  

Необходимо заметить, что спрос на полеты по России стал сокращаться еще в середине марта и еще до полного закрытия международного авиасообщения перевозчики теряли около 500 млн рублей в день. Позже эксперты подсчитали, что пандемия и самоизоляция приведут к потерям авиакомпаний с февраля по сентябрь 2020 года в сумме от 150 до 360 млрд рублей. Запланированные же в мае правительством РФ средства «на возмещение убытков, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции» для российских авиаперевозчиков в размере 23,4 млрд рублей вряд ли смогут существенным образом им помочь.

Единственной страной, которая отказалась закрывать границы и прекращать свое воздушное сообщение с миром, стала Белоруссия. При этом официальный Минск до последнего пытался убедить Москву сохранить воздушное сообщение между странами. Как известно, этого так и не произошло, а республика, несмотря на то что является частью Союзного государства, оказалась в списке стран, сообщение с которыми было закрыто. Позже власти Белоруссии заявили, что в период пандемии «белорусские грузовые авиакомпании продолжат работу по перевозке грузов и в настоящее время активно включились в работу по доставке гуманитарных грузов», так как «гражданская авиация имеет решающее значение для развития бизнеса и торговли, а также гуманитарного взаимодействия».

В итоге белорусская государственная компания «Белавиа» продолжила осуществлять рейсы в те страны, куда была возможность летать, возвращая в страну не только белорусов, но и граждан ЕАЭС, которые не могли напрямую попасть к себе домой. В данном случае необходимо отметить, что на какое-то время Белоруссия фактически стала одним из основных открытых коридоров для тех, кто стремился вернуться на родину. В итоге к концу мая «Белавиа» продолжила летать в Амстердам, Вену, Берлин, Франкфурт, Рим, Милан, Барселону и ряд иных городов, перевозя только ограниченное число граждан, имеющих на это право.  При этом на конец мая все еще были отменены рейсы во все города Казахстана, а в российские Воронеж, Казань и Нижний Новгород полеты, как ожидается, не будут выполняться до конца октября.

В то же время стоит отметить, что в рамках Евразийского экономического союза страны так или иначе стремились сохранить сотрудничество, в первую очередь помогая гражданам возвращаться на родину. Одним из последних подобных примеров является организация в конце мая авиакомпанией Armenia спецрейса Ереван – Минеральные Воды – Ереван, который помог вернуться домой гражданам Армении и России. 5 июня состоялся рейс казахстанской авиакомпания SCAT из Нур-Султана в Ереван, доставивший в армянскую столицу 36 граждан этой страны, а также 10 граждан Казахстана. 8 июня авиакомпаниями KLM и «Белавиа» был осуществлен рейс по маршруту Лос-Анджелес – Амстердам – Минск – Ереван. И таких примеров сотрудничества авиаперевозчиков ЕАЭС за период пандемии можно вспомнить не один десяток.

Изменение ситуации с распространением коронавируса в мае, как известно, стало причиной постепенного снятия ограничительных мер по всему миру. Естественным образом это коснулось и авиационных перевозок, в том числе и в рамках ЕАЭС. 1 мая 2020 года казахская авиакомпания SCAT возобновила регулярные полеты по направлению Алматы – Нур-Султан – Алматы. После этого было заявлено о поэтапном возобновлении всех авиаперевозок: сначала в Юго-Восточную Азию, далее – в страны Ближнего Востока, позже – в Европу. 25 мая в Казахстане были возобновлены внутренние авиарейсы.

В Киргизии  о возобновлении внутренних регулярных авиарейсов было объявлено с 8 июня. При этом появилась даже информация о возможном восстановлении и международных авиаперевозок с 15 июня, однако позже она не была подтверждена. Параллельно власти Армении заявили о том, что рассчитывают снять введенные из-за коронавируса ограничения в сферах туризма и воздушного сообщения с середины лета.

В Российской Федерации, где еще в конце мая с оговорками вели речь об улучшении ситуации с COVID-19, уже в начале июня началось постепенное восстановление внутреннего авиасообщения. Например, «Аэрофлот» с 1 июня стал возвращать рейсы, которые выполнял до пандемии, а расписание авиакомпании было сформировано в нескольких вариантах: полеты только по РФ, полеты по России и СНГ и полеты по России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Позже в Росавиации заявили о том, что направят предложение в Роспотребнадзор о частичном открытии международного авиасообщения с 15 июля. При этом глава российского правительства Михаил Мишустин уже поручил проанализировать возможность такого шага. В итоге за первые дни июня в России был отмечен рост пассажирских авиаперевозок примерно в три раза по сравнению с маем.

Немаловажной в данном случае является и общая позиция стран Евразийского экономического союза по вопросу возобновления воздушного сообщения. Если ранее за сохранение всех транспортных коридоров выступала только Белоруссия, то 26 мая Евразийская экономическая комиссия предложила странам ЕАЭС выработать критерии для возобновления международного авиационного и железнодорожного сообщения. Несмотря на то, что данный вопрос все еще находится на стадии проработки, его постановка свидетельствует о том, что участники союза всерьез решили начать возвращение к транспортному сообщению, существовавшему до пандемии.

Таким образом, можно отметить, что закрытие границ, введенные странами ЕАЭС карантинные меры, а также режим самоизоляции оказали весьма губительное воздействие на авиационное сообщение как внутри стран союза, так и на уровне их международного взаимодействия. Однако нынешняя ситуация в очередной раз продемонстрировала, что даже в таких сложных условиях сотрудничество в рамках союза не остановилось полностью. Транспортировка грузов, гуманитарная и иная помощь, которая осуществлялась воздушным путем, только подтвердили это. Остается надеется, что регулярные рейсы внутри ЕАЭС возобновятся в самое ближайшее время, а граждане союза смогут вновь свободно пересекать границы.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3895
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика