3 июня агентство Bloomberg сообщило о планах США расширить санкции против участников проекта «Северный поток – 2», распространив их на компании, предоставляющие российским судам страховые и портовые услуги. Остановить проект эти меры вряд ли смогут, а значит, американцы на этом, скорее всего, не остановятся.
Инициаторами расширения санкций выступили сенатор-республиканец Тед Круз и демократка Джинн Шейхин – разработчики их первоначального пакета, вынудившего швейцарскую компанию AllSeas в конце прошлого года остановить работы, когда до завершения строительства оставалось около 160 километров. О предстоящем введении санкций было известно давно, поэтому акционеры всячески торопили подрядчика с прокладкой трубопровода, завершить который, однако, так и не удалось. Теперь же представители обеих американских политических партий намерены окончательно добить проект, максимально затруднив достройку и запуск «Северного потока – 2».
В проекте документа, который оказался в распоряжении Bloomberg, утверждается, что ранее введенные США санкции против «Северного потока – 2» распространяются на все виды трубоукладочной деятельности и страхования. Тем самым новый пакет санкций позволяет распространить их на компании, которые предоставляют участвующим в достройке трубопровода судам страховые услуги или же услуги по технической модернизации, включая установку сварочного или иного оборудования. Комментируя новые санкции, Bloomberg приводит заявление Т. Круза о том, что любой человек, так или иначе участвующий в проекте «Северный поток – 2», «столкнется с разрушительными и немедленными американскими санкциями».
В отличие от России, настаивающей на чисто коммерческом характере этого проекта, США геополитических мотивов в борьбе с ним и не скрывают. Так, по словам сенатора Круза, трубопровод представляет «критическую угрозу национальной безопасности Америки и не должен быть завершен». А Дж. Шейхин настаивает, что «Северный поток – 2» «угрожает Украине, энергетической независимости Европы и дает России возможность эксплуатировать наших союзников», в связи с чем «Конгресс должен еще раз предпринять решительные действия и встать на пути этого трубопровода». Каким образом трубопровод, расположенный в другом полушарии, может угрожать национальной безопасности США, остается загадкой. Зато его нежелательные последствия для американских сателлитов в Восточной Европе вполне очевидны.
Заявления «Газпрома» о том, что действия США являются «незаконной дискриминацией в отношении европейских компаний», американцев не смущают. Их планы пояснило издание Washington Examiner, по мнению которого главным объектом санкций является норвежская энергетическая сертификационная компания Det Norske Veritas. «Альтернатив норвежской компании мало, если вообще есть, – отмечает автор статьи Том Роган. – Проще говоря, если на компанию наложат санкции, то «Северный поток – 2», вполне возможно, вообще никогда не достроится. Это будет очень хорошо». Если же Det Norske Veritas все же выдаст «Северному потоку – 2» сертификат, то она лишится возможности вести бизнес, связанный с США, а любой связанной с ней организацией грозят вторичные санкции.
Геополитические мотивы введения нового пакета санкций, которые, впрочем, тесно связаны с экономическими, Washington Examiner также не скрывает. Газопровод, по мнению издания, нужен Москве для того, чтобы, используя поставки топлива в зимний период, шантажировать Европу, добиваясь взамен одобрения своей политики в Сирии, Венесуэле и Арктике. При этом «краткосрочную выгоду от дешевых энергопоставок» для европейских стран, за исключением Польши, Прибалтики и Украины, издание признает, сетуя на то, что европейцы ставят ее выше «долгосрочной безопасности своих народов». Обеспечить ее ЕС предлагается за счет атомной энергетики, американского СПГ, возобновляемых источников энергии и увеличения закупок сильно подешевевшей нефти. Заплатить за эти альтернативы, само собой, придется самим европейцам, которые попутно обеспечат рынок сбыта для американского СПГ и сланцевой нефти, добыча которой из-за кризиса сильно просела.
Идея использовать поставки газа как средство шантажа для того, чтобы добиться от ЕС уступок по важным политическим вопросам, выглядит крайне абсурдной. Таким способом можно добиться разве что потери рынка, на котором «Газпром» работает уже более полувека, и действительно стимулировать переход европейских стран на альтернативные источники энергии. Если зимой им будут периодически отключать газ и требовать политических уступок, они волей-неволей задумаются о том, а не лучше ли сохранить угольную генерацию, от которой страны ЕС сейчас отказываются.
Не случайно СССР, поставлявший газ в Восточную Европу с 1960-х, а в Западную с 1970-х гг., не использовал поставки природного газа в политических целях даже в период самого резкого обострения отношений со странами НАТО. Не практиковала такие методы и Россия. Перебои с поставками газа в страны Центральной и Южной Европы в ходе российско-украинских «газовых войн» были вызваны действиями отнюдь не Москвы, а Киева, который начал отбирать из трубы предназначенный для Европы газ.
В Германии мотивы США прекрасно осознают. Еще в декабре прошлого года Süddeutsche Zeitung, комментируя первый пакет американских санкций против «Северного потока – 2», назвала их фальшивыми, претенциозными и лицемерными. По мнению издания, строительство газопровода обеспечит невозможность прекращения поставок газа в случае возможного обострения отношений России и Украины. Очевидно, что «Северный поток – 2» противоречит интересам Украины, зато выгоден Германии, что не нравится американцам, якобы опасающимся ее чрезмерной зависимости от российского газа. Тем самым «Вашингтон собирается диктовать Германии, как и у кого покупать энергию, и в то же время помешать России на этом зарабатывать».
Примечательно, что никаких особых симпатий к РФ газета при этом не испытает, обвиняя ее в аннексии Крыма, развязывании войн у своих границ и убийстве российскими спецслужбами гражданина Грузии чеченца Зелимхана Хангошвили. Но здравый экономический смысл перевешивает политические разногласия.
С тех пор позиция Берлина не изменилась. Так, 5 июня представитель Министерства экономики и энергетики Германии, комментируя проект новых санкций США против «Северного потока – 2», отметила, что «наша принципиальная позиция относительно экстерриториальных санкций также ясна: мы их отвергаем». Глава комитета бундестага по вопросам экономики и энергетики Клаус Эрнст пошел еще дальше, расценив действия США в отношении «Северного потока – 2» как вмешательство в суверенитет Германии и ЕС, и предложил продумать ответные защитные меры, такие как штрафные пошлины на ввозимый из США СПГ. Вероятность таких шагов пока все же невелика, так как экспортно ориентированная экономика Германии слишком зависит от доступа на американский рынок. Но появление подобных заявлений выглядит показательным. Как и недавняя ссора Д. Трампа с А. Меркель из-за «Северного потока – 2», в ходе которой она отказалась ехать на саммит «Большой семерки» в США.
Не исключено, что недавнее обострение ситуации в Донбассе на линии соприкосновения войск ЛДНР и ВСУ также объясняется возросшей вероятностью завершения строительства «Северного потока – 2» и, в частности, прибытием в Германию способного достроить его «Академика Черского». Исчерпав все санкционные меры воздействия и не имея других, Вашингтон и Киев вполне могли решить спровоцировать народные республики на ответные действия с тем, чтобы обвинить в них Россию и, оказав на Берлин давление, заставить его отказаться от этого проекта.
Похожая схема использовалась в случае со сбитым в небе над Донбассом голландским «Боингом». После катастрофы, в которой западные и украинские СМИ еще до получения первых результатов расследования в один голос обвинили Кремль, страны ЕС пусть с явной неохотой, но все же согласились на введение против России экономических санкций. И пострадали от них в итоге гораздо сильнее США.
Аналогичные экономические последствия будет иметь и отказ Германии от реализации «Северного потока – 2», который нанесет максимальный ущерб именно ей и другим странам ЕС, а отнюдь не США, которые, напротив, окажутся в выигрыше. И осознание этого заставляет Берлин сопротивляться требованиям Вашингтона.