На днях Евросоюз единогласно продлил ещё на год санкции против российского Крыма и, соответственно, против России в целом. Естественно, США пребывают в русле той же антироссийской-антикрымской политики, ибо американцы инициировали упомянутые санкции.
Как же на Западе недовольны воссоединением Крыма с Россией, по сей день там не могут прийти в себя от этого стратегического события. Интересно в этой связи, что поддержка со стороны России независимости Абхазии и Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики поныне «ограничивается» со стороны Запада политико-пропагандистским прессингом, не трансформируясь в аналогичные санкции. А вот с российским Крымом коллективный Запад никак не может смириться.
Такой его подход обусловлен, прежде всего, тем, что в отношении Крыма у США–НАТО (в НАТО – почти все страны-члены ЕС) были и остаются куда более масштабные стратегические планы, чем в отношении упомянутых новых государств на территории бывшего СССР. Стимулом для продления антикрымских-антироссийских санкций, как ни прискорбно, остаётся для их инициаторов и тот факт, что партнеры РФ по ЕАЭС и ОДКБ не выступают с официальным осуждением «крымской» истерии Запада. Или хотя бы с официальным подтверждением признания российского статуса Крыма. Эта тема, конечно, отдельная, впрямую касающаяся реальных механизмов союзничества России с этими странами, но не вспомнить о ней в контексте нашего разговора тоже нельзя.
Что же касается стратегии Запада в отношении Крыма, планы здесь были, что называется, более чем стратегические. Недаром у его воздушных и морских границ всё более частыми становятся «миротворческие» учения стран НАТО в Черноморском регионе совместно с Грузией и Украиной, быстро развивающееся сотрудничество Тбилиси и Киева с этим блоком.
Все это не случайно. Еще в январе-феврале 2014 г. НАТО планировало уже к осени того года превратить тогда еще украинский Крым в свой главный плацдарм в Черноморском регионе. Наподобие небезызвестных военных баз США в захваченном у Кубы прибрежном районе Гуантанамо или на островах Чагос в центре Индийского океана, отторгнутых Великобританией у Маврикия еще в середине 1960-х.
По данным известных германских военных аналитиков Ральфа Рудольфа и Уве Маркуса в их исследовании «Спасение Крыма» («Die Rettung der Кrim», BRD, 2017 г.), спровоцированный извне политический кризис на Украине в начале 2014-го предусматривал – среди основных задач блока в Северном Причерноморье – высадку/десанты войск НАТО, прежде всего США, в разных районах полуострова в марте-апреле 2014 г. по «просьбе» проамериканского режима в Киеве. Главными натовскими военными базами на полуострове должны были стать Керчь, Симеиз, Евпатория, а также Бахчисарай и/или Джанкой. Восточнокрымский Арабатский полуостров (Арабатскую стрелку в Крымском Приазовье) планировалось оборудовать станциями радиоэлектронного слежения за Северным Кавказом и в целом – за всей европейской частью территории РФ. Притом с одновременным перехватом всех морских и паромных линий из Крыма и в Крым.
А, например, Бешуйский (центральный) район Таврического горного хребта, расположенный юго-восточнее Симферополя, предполагалась передать в бессрочную концессию ряду компаний США, «подозревающих» недра этого района в наличии там ураносодержащей руды и сланце-нефтяного сырья: здесь до середины 1950-х включительно, напомним, добывался бурый уголь и проводились исследования по наличию сланцев и урано-ториевого сырья. В рамках экономических планов Запада в Крыму предусматривалась и экспроприация почти всех ОПК-объектов на полуострове.
При этом долгосрочную, если не бессрочную легитимность таким проектам должен был придать договор НАТО или США с Киевом об аренде указанных базовых районов и объектов, причем без указания сроков действия аренды. А в дальнейшем намечались совместные с Киевом политические меры по выдавливанию российских военных объектов из Крыма с «привлечением» не только укро-националистов и им подобных, но и Генассамблеи ООН.
Но «Россия, – отмечают германские эксперты, – на рубеже февраля-марта 2014 г. своевременно предотвратила такие проекты. А в тот момент США и НАТО уже направили свои ВМС из Эгейского моря в Черное. Крупные западные СМИ умолчали об этом, хотя знали, что силы США и НАТО планируют быстро укрепиться на самой границе с РФ. Но эти силы, пройдя Босфор, вынужденно остановились в портах Болгарии и Турции».
А потом, пишут немецкие авторы, началась «политическая гонка, где победу одержали Россия и лично Путин». Ибо вскоре после референдума в Крыму «в середине марта полуостров, волеизъявлением подавляющего большинства крымчан, воссоединился с Россией. Зато Вашингтон, НАТО и Киев остались, как говорится, на бобах». Чего западные стратеги, разумеется, не в силах простить Москве...
Упомянутые и смежные планы Запада подтверждаются компетентными органами РФ по обнаружении ряда документов в регионе вскоре после воссоединения Крыма с Россией.
Тем временем упомянутые западные санкции дальнее зарубежье всё активнее обходит, развивая взаимовыгодные экономические связи с Крымом. Так, если в конце 2014 г. с Крымом торговали около 20 стран и до 30 компаний дальнего зарубежья, то к концу 2019-го соответственно свыше 40 и около 60. Это бизнес-структуры Франции и Италии, Швейцарии и Норвегии, Ирана и Сирии, Греции и Германии, Китая и Болгарии, Ливана и ОАЭ. Даже грузовые суда тихоокеанских протекторатов США – Федеративных штатов Микронезии, Республики Маршалловых островов и Республики Палау – нередкие гости в крымских портах с 2016 г.
Как считает норвежский политолог Бьёрн Нистад, «если бы российские власти не взяли Крым под свой контроль, туда прибыли бы украинские националисты и быстро спровоцировали бы гражданскую войну. Но тогда России пришлось бы вмешаться в гораздо худших для неё условиях». При этом Крым, как отмечает Б. Нистад, постепенно включается в мирохозяйственные связи, а это отражает «всё большее политическое понимание того, что регион вовсе не «оккупирован» Россией».
Словом, провал проекта НАТО–США по «экспроприации» Крыма – и сегодня главная причина санкционного прессинга Запада на Крым и в целом на Россию. Однако политико-экономические реалии, пусть и небыстро, но превращают эти санкции, образно говоря, в шагреневую кожу. Взаправду: видит око, да зуб неймёт…