Последние внутриполитические события в Армении могли бы показаться во многом неожиданными для сторонних наблюдателей, но для местных наблюдателей сенсации не произошло.
После двух этапов послаблений режима карантина, которые были последовательно объявлены 4 и 18 мая, правительство не смогло жестко проконтролировать выполнение гражданами новых требований при работе крупных магазинов, транспорта, кафе и ресторанов и пр. Все это привело к всплеску (по сути, речь идет о втором пике, а не второй волне) числа инфицированных – более 17 тысяч. Число летальных исходов приблизилось к 300, что составляет 1,67% к числу инфицированных, что чувствительно ниже среднемирового показателя, сократился процент выздоровевших по отношению к числу инфицированных. Работая в «стрессовом» режиме, система здравоохранения стала испытывать дополнительные нагрузки. В этой ситуации руководство Армении обратилось за помощью либо дала согласие на диаспоральную и зарубежную помощь из России, Литвы, Грузии, Франции и других стран.
По мере роста инфицированных правительство ужесточило правила ношения масок, обязательных к ношению не только в замкнутых пространствах общественных мест, но и на улице. Для контроля за процессом привлекаются не только сотрудники санитарных, торговых и иных инспектирующих служб, но и полиция.
Естественно, что всё происходящее стало причиной падения рейтинга премьер-министра Никола Пашиняна и его команды. Правительство стремилось следовать рекомендациям ВОЗ, которые не отличались чёткостью и последовательностью. Что касается ошибок коменданта режима ЧП, вице-премьера Тиграна Авиняна и министра здравоохранения Арсена Торосяна, то обычно их выделяется две: позднее подключение к борьбе с пандемией системы поликлиник, представляющей значительный медицинский ресурс, и неполное использование потенциала областных больниц.
Отметим также, что министр здравоохранения публично попросил прощения у граждан страны за допущенные ошибки. Естественно, оппоненты действующей власти не могли не воспользоваться сложившейся ситуацией с тем, чтобы пошатнуть позиции премьера и его правительства. Если не забывать о реалиях современного информационного общества, то необходимо признать, что они располагают здесь всем необходимым.
Виртуальные структуры воздействия на общественное мнение, подконтрольные бывшим властям Армении, достаточно умело блефуют, в том числе и в ряде весьма чувствительных вопросов. В частности, они стараются создать впечатление об имеющейся у них поддержке из Москвы. Скорее всего, этот блеф не имеет сколько-нибудь существенной основы, но в случае его дальнейшего педалирования негативный отклик в общественном мнении страны вполне вероятен.
Несмотря на эпидемию COVID-19, правоохранительные органы страны не прекращали расследований по коррупционным делам. Более того, если отслеживать официальные сообщения Генеральной прокуратуры, Специальной следственной службы и Службы национальной безопасности, то создается устойчивое впечатление о том, что компетентные органы вышли на достаточно крупные по меркам страны дела. Например, в ходе предварительного следствия были получены данные о том, что Седрак Арустамян – генеральный директор ООО «Мульти груп концерн» (его владельцем является глава партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян) посредством сыновей Гагика Хачатряна (в 2008-2014 гг. глава Комитета государственных доходов, в 2014-2016 гг. министр финансов) передал ему сумму в размере 22 млн 401 тыс. долларов США за «покровительство». Соответственно, налоговые и таможенные органы не препятствовали деятельности его коммерческих предприятий, не вмешивались в экономическую деятельность указанных компаний, делали им поблажки и принимали административные акты в их пользу.
С целью скрыть преступное происхождение указанной суммы С. Арустамян по «подсказке» сыновей Г. Хачатряна перечислял её по частям в течение 2011 года на счета иностранных организаций-нерезидентов, аффилированных с сыновьями экс-главы министерства финансов, находящегося под стражей. Для этого между последними и Арустамяном были заключены заемные договоры на сумму в 7 млн и 13,4 млн долларов.
Понятно, что здесь С. Арустамян – не более чем «зиц-председатель Фунт», тогда как реальный взяткодатель оказывается в тени. В настоящее время следствие выясняет происхождение суммы взятки, Арустямян объясняет наличие у него столь внушительной суммы денег… участием своего деда в «иранском» походе Красной армии 1941 года, откуда он якобы привёз много золота.
Г. Царукян проходит также ещё по трем уголовным делам, хотя, как и в вышеупомянутом случае, везде на документах стоят подписи других «зиц-председателей». Факты, добытые следствием по этому делу, стали основой для лишения Царукяна депутатской неприкосновенности. Уголовное дело возбуждено по пункту 1 части 3 статьи 188 (незаконное предпринимательство, сопряженное с причинением ущерба в особо крупных размерах лицам, или организациям, или государству) и по пункту 1 части 2 статьи 184 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, причинившее ущерб в особо крупных размерах) Уголовного кодекса РА. Речь идет об ООО «Онира Клуб» и игорном доме «Шангри-Ла», которые принадлежат семье Царукяна. Ущерб государству здесь составил порядка 60 млн долларов.
Г. Царукян
Чиновники общины Ариндж Котайкской области узаконили незаконные строения на 7,5 га сельскохозяйственных угодий, а затем провели незаконное отчуждении земельного участка ООО «New», принадлежащего Царукяну. В результате нарушений в бюджет общины не поступило свыше 700 тысяч долларов.
Также речь идёт о многочисленных случаях подкупа избирателей в пользу кандидатов ППА со стороны группы членов партии – по предварительному сговору, лично, а также через посредников – во время парламентских выборов 2 апреля 2017 года. Интересно, что во время тех выборов предвыборный штаб партии возглавлял бывший глава Контрольной палаты Ишхан Закарян, которого также вызывали на допрос.
В дальнейшем обострении проблем Царукяна с властями крайне заинтересованы оба находящиеся под следствием экс-президента. Фигура Царукяна и его сторонники в парламенте являются определенным ресурсом для оказания давления на власть. Остаётся предполагать, кто именно подвигнул вообще-то достаточно осторожного Царукяна на «лобовое» столкновение с премьер-министром.
5 июня Царукян, уже будучи в курсе о ряде возбужденных против его бизнес-управленцев уголовных дел, на встрече с депутатами от своей фракции и руководством ППА подверг власти резкой критике, заявив, что правительство не справляется со своими обязанностями, не смогло осуществить реформы в экономике и потерпело неудачу в борьбе с пандемией коронавируса. Он считает необходимым заменить состав правительства на 100%.
Если бы Царукян потребовал отставки должностных лиц, ответственных за борьбу с эпидемией COVID-19, то, на наш взгляд, события не приняли бы такой острый оборот. В разгар «бархатной революции» в апреле 2018 года он поддержал требование об отставке Сержа Саргсяна, а в период правительства парламентского меньшинства в целом поддерживал Н. Пашиняна.
Далее события развивались стремительно. 8 июня от занимаемых должностей были освобождены начальник полиции Арман Саркисян, директор СНБ Эдуард Мартиросян и глава Генштаба ВС Артак Давтян. Генерал-лейтенант Оник Гаспарян был назначен начальником Генерального штаба ВС, 29-летний полковник Аргишти Кярамян – директором СНБ, а полковник Ваге Казарян – начальником полиции.
9 июня в провластной прессе появился информационный слив в виде копии приговора суда 1979 года, согласно которому лидер ППА Г. Царукян в 1979 г. был осужден за групповое изнасилование. Бывший сотрудник патрульно-постовой службы МВД Царукян отбыл наказание в уголовно-исполнительном учреждении Нижнего Тагила в России для бывших сотрудников милиции. Через 22 года, в 2001 г. (при правлении президента Р. Кочаряна), Царукян был оправдан задним числом уже Кассационным судом независимой Армении.
13 июня СНБ Армении сообщила о нарушениях в сфере игорного бизнеса страны на 29 млрд драмов (около 60 млн долл.) в принадлежащих лидеру ППА компаниях и возбудила вышеупомянутое уголовное дело. 14 июня в рамках дела о незаконном игровом бизнесе СНБ провела обыск в особняке Царукяна в селе Ариндж (около Еревана). Затем сам Царукян в течение 7 часов находился на допросе в СНБ, что спровоцировало бурные протесты его соратников, которые, несмотря на режим ЧП, провели акции протеста вблизи здания СНБ. Административному задержанию были подвергнуты 252 человека из числа сторонников Царукяна, которые «не подчинились требованиям о соблюдении социальной дистанции с целью предотвращения распространения коронавируса и о прекращении собрания».
В тот же день в офисе традиционной армянской партии АРФ-Дашнакцутюн состоялась встреча с участием представителей пяти политических партий. В этой встрече приняли участие, помимо самих дашнаков, представители партий «Единая Армения», «Национальная повестка», ППА и «Родина», возглавляемая бывшим главой СНБ Артуром Ванецяном. В парламенте из них представлена только ППА. Отметим, что фигуру Ванецяна активно поддерживают своими ресурсами представители бывшей «партии власти».
Члены парламентской фракции ППА, тем более сам Царукян, в один голос утверждают, что все вышеупомянутые уголовные дела сфабрикованы, являясь результатом политических преследований. В свою очередь, представители власти, в лице пресс-секретаря премьер-министра Мане Геворкян и вице-спикера парламента Алена Симоняна, категорически отрицают их какую бы то ни было политическую подоплеку. Как нам представляется, лукавят и те и другие, откровенно манипулируя общественным мнением в своих интересах.
16 июня на своем пленарном заседании парламент Армении голосами исключительно правительственной фракции «Мой шаг» (за – 87, против – 0) дал согласие на ходатайство Генерального прокурора о лишении Царукяна депутатской неприкосновенности по делу о взятках во время выборной кампании 2017 года, а затем – и о лишении его свободы. Во второй половине дня ставший подследственным политик отправился в СНБ на собственной автомашине.
По сути, в течение последних нескольких дней наблюдатели в Армении и за её пределами стали свидетелями жёстких упредительных мер Н. Пашиняна и его правительства для воспрепятствования уже третьей по счёту (с осени 2018 г.) попытки устранить их от власти, поводом к чему стали ошибки правительства в борьбе с эпидемией COVID-19. Впрочем, это не снимает нынешних и среднесрочных проблем, стоящих перед кабинетом. Это не только борьба с инфекцией, но и экономический кризис, а также ожидающиеся непопулярные решения в фискальной сфере. Мало кто в Армении сейчас рискнёт сделать прогноз о том, насколько успешно эти проблемы будут преодолены.