Грузинская оппозиция готовится отметить годовщину событий 20-21 июня в Тбилиси, когда инициированный ею протест вылился в попытку захвата здания парламента и, соответственно, совершения в стране новой революции, а в ее результате – возвращения к власти. Правда, сегодня лидеры оппозиции такой сценарий тогдашнего развития событий категорически отрицают и утверждают, что это было лишь мирное выражение протеста мирными возмущенными гражданами, а оппозиционные лидеры якобы лишь присоединились к этому справедливому возмущению.
Причиной же такого протеста, опять-таки спровоцированного соратниками экс-президента Михаила Саакашвили, оказалось ранее запланированное в Тбилиси мероприятие – сессия Межпарламентской ассамблеи православия, точнее визит в Грузию председателя МАП, депутата Госдумы России Сергея Гаврилова.
Как утверждают сегодня лидеры оппозиции, в тот период выступившие инициаторами «всенародного протеста», они задолго до этого мероприятия предупреждали правительство «Грузинской мечты» о недопустимости проведения в Тбилиси сессии организации, председателем которой является представитель «страны-оккупанта». И даже напоминают о собственных многочисленных заявлениях, которые делали в противовес аргументам правящей партии в пользу проведения сессии МАП в Грузии.
В том, что протест был инициирован вовсе не «возмущенным народом», а лидерами оппозиции, соратниками Саакашвили, убеждает сам ход событий 20 июня 2019-го. Депутаты от «Национального движения» ворвались в зал, где началось заседание ассамблеи, и своими действиями и заявлениями сорвали сессию, принудив прибывших в Тбилиси участников покинуть вначале здание парламента, а затем и страну.
А из парламентского зала бросили призыв к своим сторонникам и соратникам собраться у здания законодательного органа и с улицы выразить «справедливый протест». И собрали критическую на тот момент массу народа, состоявшую в основном из активистов собственных партий и представителей многочисленных общественных движений и неправительственных организаций, в изобилии созданных после прихода к власти «Грузинской мечты». Эти движения и организации являются активными сторонниками бывшего «Единого национального движения», также после прихода к власти партии олигарха Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта» распавшегося на несколько составляющих, но по-прежнему по идее и духу, стилю и тактике действий представляющего одну и ту же политическую силу.
Те атаки, которые участники акции 20 июня предпринимали в отношении охранявших здание парламента и порядок на улице сотрудников полиции, сегодня лидеры оппозиции называют мирным протестом. По их же оценкам, мирными были действия митингующих, когда те отбирали у полиции дубинки и щиты и колотили их этими щитами и дубинками. Мирными действиями было вторжение части протестующих во двор, а также в само здание парламента. Оказывается, захватывать тогда никто ничего не собирался. Причем ярый протест продолжался и после того, как Сергей Гаврилов и другие участники сессии покинули здание законодательного органа, а затем и Тбилиси.
Фактически акция, которая началась тогда, как протест против «оккупации кресла председателя парламента представителем страны-оккупанта», переросла в антиправительственный митинг и закончилась в ночь на 21 июня разгоном наиболее агрессивной части митингующих.
У здания парламента в ночь с 20 на 21 июня 2019 г.
К самой операции по разгону акции в Грузии остается немало вопросов, в том числе вопрос: как попали пластиковые пули в глаза нескольким рядовым участникам той акции? Кто именно производил прицельные выстрелы по лицу и глазам юношей и девушек? Правда, правительство пообещало расследовать и наказать тех, кто превысил силу, но о результатах этого расследования обществу мало что известно. Но подобные действия полиции (или неких лиц под видом полиции, что также исключать нельзя, потому что на таких массовых собраниях различить, кто есть кто, порой очень трудно, а что касается оружия, его владельцев в Грузии немало) нанесли серьезный удар по репутации правящей партии и ополчили против нее западных союзников и «кураторов» Грузии. Дело дошло до сравнения этого события с теми разгонами митингов, которые в бытность у власти устраивало «Единое национальное движение». Причем особого осуждения со стороны своих партнеров на Западе эта партия тогда не получила, отделываясь лишь легкими порицаниями за превышение силы.
После ухода в оппозицию «Единое национальное движение» главной своей задачей поставило возвращение к власти и прямо или косвенно оглашает эту задачу перед каждыми очередными выборами, грозясь вернуть страну на путь реального развития и отправить «Грузинскую мечту» в политическое небытие.
А для накаления ситуации и создания в стране предпосылок для очередного революционного развития событий использует любой повод. И одним из таких поводов был «удачно» избран визит российского депутата.
Сегодня один из бывших апологетов «Единого национального движения», а ныне один из лидеров отпочковавшейся от партии М. Саакашвили «Европейской Грузии» Гига Бокерия заявляет, что акцию 20 июня готовят «гражданские активисты», а его партия, как и другие оппозиционные партии, присоединится к мирному протесту граждан. «Активисты планируют мирную акцию в память о событиях 20 июня, а мы лишь присоединимся к их протесту, вот и все», – пояснил суть предстоящих событий Бокерия на одном из последних своих брифингов в офисе партии.
Он же прокомментировал распространяемую оппозиционными телеканалами и СМИ информацию о том, что сторонники «Грузинской мечты» в противовес оппозиционному митингу готовят у здания парламента свой «антимитинг» якобы в защиту действий властей и российского депутата Гаврилова. На специально подготовленный одной из оппозиционных телекомпаний вопрос Бокерия ответил в присущем ему безапелляционном тоне: «Это будет акцией позора и оскорблением суверенитета Грузии, потому что они тем самым поддержат визит Гаврилова, коммуниста, который пропагандировал распад Грузии, а они такого человека усадили в кресло председателя парламента. Если они устроят такую акцию 20 июня, это покажет, где именно находится сегодня режим Иванишвили. Это будет позорный диагноз. А ответ на него дадут избиратели на предстоящих выборах».
Планы оппозиции относительно 20 июня и дальнейших действий пока не разглашаются, известно лишь, что ожидают на акцию «много народу». В правящей партии к таким ожиданиям относятся достаточно скептически и, исходя из того количества сторонников, которые оппозиции и соратникам Саакашвили удавалось собирать у здания парламента до сих пор, а также учитывая нынешнюю ситуацию – пандемию и опасения подхватить коронавирус, предполагают, что на митинге 20 июня присутствующих можно будет пересчитать по пальцам. Во всяком случае, такое предположение сделал бывший председатель парламента Ираклий Кобахидзе, поплатившийся креслом спикера в результате событий годичной давности, но оставшийся на посту исполнительного секретаря правящей партии «Грузинская мечта». В ответ на такие скептические ожидания И. Кобахидзе лидеры оппозиции пообещали, что «покажут» 20 июня реальную массу «возмущенного грузинского народа».
Независимые грузинские эксперты не удивлены планами оппозиции, но также считают, что в нынешней ситуации оппонентам «Грузинской мечты» вряд ли удастся собрать на проспекте Руставели критическую массу народа. Хотя и вероятности насильственного развития событий, исходя из «стратегии и тактики» бывшего «Единого национального движения» и его ответвлений и сателлитов, не исключают до конца.
«Я думаю, было бы удивительно, если бы оппозиция не воспользовалась этой годовщиной так называемой «ночи Гаврилова» и каким-либо образом ее не отметила. Так что организация этой акции с их стороны выглядит как вполне естественное действие. Естественно и то, что они попытаются придать этой акции политическую окраску, хотя все будет зависеть от того, как отнесутся к этому намерению рядовые граждане. Потому что молодежные движения, которые являются как бы ведущей движущей силой этой акции, не очень четко отмежевываются от тех политических сил, под которыми, конечно же, подразумеваются те оппозиционные партии, которые и были в прошлом году зачинщиками всего того, что произошло, – отметил в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии» грузинский эксперт Заал Анджапаридзе. – Соответственно, и эта акция в глазах общества ставит эти молодежные движения, можно сказать, на одну доску с политической оппозицией и делает их политически аффилированными лицами. Я думаю, что такое отношение для лидеров этих молодежных движений не является очень выигрышным. Хотя, возможно, они именно к этому и стремятся, а лидеры молодежных организаций уже видят себя в будущих партийных списках этих политических сил. То есть аффиляция тут просматривается очень четко. Так что провести грань между акцией политических оппозиционных сил и выражением свободного от политики общественного протеста в данном случае практически невозможно».
По мнению эксперта, сегодня для организаторов акции в память о событиях 20 июня будет невыгодно прибегать к каким-либо насильственным действиям, потому что это не получит поддержки в обществе, а с другой стороны, еще раз выставит их в качестве деструктивной силы.
«Учитывая натуру и вообще лицо этой политической силы («Национального движения» и его ответвлений и соратников), исключать с их стороны какие-либо провокационные действия нельзя. Конечно, они попытаются спровоцировать власти на проведение силовых мероприятий, но вероятность подобного развития событий не очень велика. Не думаю, что акция будет многочисленной, сама ситуация не позволяет проводить такие многолюдные собрания. К тому же на фоне пандемии люди заняты собственными проблемами. Хотя могут найтись и те, кто захочет на этой акции излить свою душу, выразить протест из-за проблем, в которых они оказались в условиях коронавируса. Но тем не менее критического напора масс я лично не ожидаю и не думаю, что эта акция может стать каким-либо политически значимым событием», – отметил З. Анджапаридзе.
Грузия и в условиях пандемии неуклонно движется к очередным парламентским выборам, которые должны состояться нынешней осенью. До выборов парламенту предстоит принять проект поправок в Конституцию, чтобы выполнить данное на встрече в посольстве США и зафиксированное в соглашении от 8 марта обещание и провести эти выборы по новой, максимально приближенной к пропорциональной избирательной системе.
Политическая жизнь в Грузии, которая в первые недели затронувшей страну пандемии несколько поутихла, со стабилизацией эпидемситуации активизировалась. Более активной и агрессивной стала и политическая оппозиция, которая начала собственный вклад в борьбу с пандемией с акций по раздаче населению масок и дезинфицирующих средств, чем явно нарушала режим чрезвычайного положения, затем перешла к представлению собственных антикризисных планов. Потом вспомнила о «заброшенных» в тюрьмы собственных соратниках – «политзаключенных» и благодаря усиленному давлению со стороны Запада добилась-таки освобождения двух из них. Сегодня в повестке дня оппозиции остается вопрос освобождения еще одного «политзаключенного» – соучредителя оппозиционного телеканала «Мтавари архи» Георгия Руруа. Властям выдвигают ультиматум: если Руруа не освободят, оппозиция голосовать за поправки в Конституцию не будет, соответственно, даже утверждение этих поправок парламентом не будет считаться выполнением соглашения от 8 марта.
Последним событием, которое раскручивает политическая оппозиция вместе с поддерживающими ее СМИ, стала информация об аресте в Грузии гражданина России Васамбега Бокова. Согласно официальному заявлению Службы госбезопасности Грузии, этот гражданин был арестован за изготовление и использование фальшивых документов, но вместе с тем проводится расследование уголовного дела, возбужденного по факту подготовки этим лицом умышленного убийства. Оппозиционные телекомпании «раскрыли» суть намерений гражданина В. Бокова и представили их как подготовку убийства журналиста телекомпании «Мтавари архи» Георгия Габунии, «прославившегося» не только в Грузии, но и за ее пределами после монолога с нецензурной бранью в адрес президента России.
И хотя расследование этого уголовного дела еще не закончено, оппозиция и ее сторонники СМИ делают свои предположения, выдвигают собственные версии. А в преддверии акции 20 июня эта тема стала на политическом и медийном пространстве Грузии новым гвоздем уже почти предвыборной программы оппонентов нынешней власти.