НАТО провело в Балтийском море международные учения BaltOps (Baltic Operations). Они, по мысли их устроителей, продемонстрировали, что военный блок живёт полноценной жизнью и во время парализовавшей большую часть всякой деятельности пандемии COVID-19. На фоне охватившей западный мир нестабильности НАТО принципиально важно показать, что на самом деле ничего не меняется и этот альянс остается самой мощной на планете военной силой.
Против кого готовимся воевать?
Проводимые ещё с 1972-го маневры BaltOps, как уверяют в альянсе, – «это ежегодные международные учения, демонстрирующие приверженность НАТО делу обеспечения мира и уровню безопасности, позволяющему быстро реагировать на кризисы». Цель маневров – «повысить гибкость участвующих стран в проведении совместных наземных, воздушных и морских операций в регионе Балтийского моря». Например, в июне прошлого года в аналогичных манёврах приняли участие 18 стран-членов альянса. Всего тогда были задействованы 44 военных корабля, 40 самолётов и вертолётов, а также около 12 тыс. военнослужащих. Открывая прошлогодние учения, официальный представитель альянса Оана Лунгеску заявила, что обстановка в Балтийском регионе «ухудшилась после незаконной аннексии Россией Крыма». Поэтому, по её словам, масштабные маневры на Балтике «призваны проверить, насколько хорошо наши силы работают вместе, и показать, что НАТО может защитить себя от любого противника».
Однако, невзирая на громкие слова, отнюдь не всё тогда прошло у вояк НАТО гладко. По блогосфере стали распространяться насмешки над профнепригодностью военных моряков из Польши и Испании. Вначале в СМИ просочилась информация о том, что десант с испанского авианосца «Хуан Карлос I» не сумел оперативно высадиться на необорудованный берег Балтийского моря. «Здесь пляжи другие. Они мелководные, а дно неровное (корабль ВМФ Испании проводил операцию по высадке морпехоты в районе литовского курорта Паланга. – Р.Б.). В следующий раз нам может понадобиться перебросить больше солдат вертолётами», – оправдывалась в эфире литовского телевидения лейтенант испанского ВМФ Анна Ласида. Можно подумать, что во время реальной военной операции солдатам всегда предоставляют идеальные полигонные условия!
Но этим список неприятностей не ограничился: польский десантный корабль «Гнезно», также участвуя в высадке десанта на литовский берег Балтики, пробил себе днище. «Во время одного из выходов десанта на пляж корабль столкнулся с подводным объектом, повредив обшивку днища», – пояснил журналистам пресс-секретарь 8-й флотилии ВМС Польши Гжегож Левандовский. В корпусе образовалась пробоина, в которую хлынула вода. Конфуз вышел немалый. В Youtube выложили видеоролик с повреждённым кораблём у берега, а завсегдатаи польских соцсетей начали изощряться в насмешках. «Ослы, они уничтожили последний корабль Польши!» «Единственный польский военный корабль затонул… Без боя)», «Вероятно, они специально сделали это, чтобы оправдать покупку нескольких новейших авианосцев из США», «Когда я пью, я не плаваю», – ехидно писали поляки. Некоторые отмечали, что польский корабль ещё легко отделался, и напомнили о катастрофе норвежского фрегата Helge Ingstad, столкнувшегося в ноябре 2018-го с танкером и затонувшего у родных берегов.
И вот – BaltOps 2020. Территория мероприятия чётко очерчена. «С 7 по 17 июня маневры будут проходить в Балтийском море – в районе Кильской бухты и Датских проливов, в том числе Каттегата», – сообщили представители НАТО. В 49-х по счёту учениях BaltOps, прошедших на этот раз с 7 по 16 июня, приняли участие такие страны, как Эстония, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Турция, Великобритания и США. Всего эти страны прислали 3000 человек, 29 летательных аппаратов и 26 судов, сформировавших четыре оперативных корабельных подразделения. Начало учений сопровождалось многочисленными пафосными заявлениями. «Балтийское море имеет большое значение для региональной стабильности. На всем протяжении маневров мы будем демонстрировать единство, которому в условиях непредсказуемости привержены союзники и партнеры в интересах защиты ценностей, территории и людей», – подчеркнул в частности командующий 1-й постоянной военно-морской группой НАТО (SNMG1) Ингве Скоглунд.
Действие и противодействие
Снижение масштабов учений BaltOps по сравнению с прошлым годом объясняется неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире. Тем не менее принципиальный момент – учения не стали отменять вовсе. Не стали, невзирая даже на тот факт, что мировая пандемия COVID-19 далеко ещё не закончилась. Объявили, правда, что для снижения опасности коронавируса учения будут проходить на сей раз исключительно в море. Такая мера предосторожности, как сообщалось, «позволит подразделениям расширить оперативное межгосударственное сотрудничество, обеспечив при этом здоровье и готовность экипажей для действий по поддержке постоянной региональной безопасности». А вице-адмирал Лиза Франкетти, командующий ударными силами и силами поддержки Объединённых Военно-морских сил НАТО, а также Шестым флотом ВМС США, добавила: «Учения BaltOps позволяют членам НАТО и странам-партнёрам взаимодействовать и делиться передовым опытом для оптимизации реальных операций».
Манёвры состояли из нескольких этапов. Сначала военные отработали «улучшенное выполнение боевых задач» (CET) и «интеграцию сил и средств» (FIT), а затем начался итоговый тактический этап учений (TACEX). «В первые шесть дней (этап CET/FIT) корабли и авиация будут отрабатывать общую тактику, технику и процедуры по предварительно составленному плану событий, что позволит им уверенно проводить совместные операции, как единой силе. Кульминацией учений станет этап TACEX, в рамках которого силы и средства перейдут в режим "свободной игры" и у командующих будет больше свободы для отработки собственных тактических программ», – предварительно пояснили в пресс-службе НАТО. Также в альянсе сообщили, что эти учения впервые управлялись из нового объединённого оперативного центра Ударных сил и сил поддержки ОВМС НАТО в Лиссабоне.
К слову, с 1993 по 2014 год участие в учениях BaltOps принимала и Россия, но тогда они носили ярко выраженный антитеррористический характер: отрабатывалась защита мирного судоходства. По мнению главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, Россия ничего не потеряла от того, что перестала участвовать в BaltOps. «Ничего в этом страшного нет. Да, мы получали опыт взаимодействия с кораблями стран НАТО. Но мы компенсировали эту потерю: например, в 2017 году в Балтийском море в совместных учениях с Балтийским флотом участвовали китайские корабли. Я думаю, это был хороший намёк нашим оппонентам из НАТО», – отметил эксперт в беседе с RT.
Он напомнил, что в НАТО считают Россию своим главным противником и регулярно проводят учения в Чёрном, Балтийском, Баренцевом морях. «BaltOps 2020 по размаху являются одними из крупнейших учений, которые охватывают значительную часть акватории Балтийского моря, побережье натовских стран», – отметил Мураховский. В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Красов задался вопросом: «Мировое сообщество ещё не справилось с эпидемией коронавируса. Не лучше ли НАТО сейчас заняться этим вопросом?» – поинтересовался он. Кстати, не так давно министр иностранных дел Сергей Лавров направил письмо генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу, в котором предложил поставить на паузу военную деятельность на время пандемии коронавируса. Но в альянсе решительно отказались, надменно ответив, что, дескать, активность альянса носит «оборонительный характер», а маневры связаны с «российской угрозой».
Национальный центр управления обороной России сообщил, что Балтийский флот зорко следит за учениями НАТО. В ответ на BaltOps 2020 ракетные корабли Балтийского флота выполнили артиллерийские стрельбы, поразив воздушные мишени. «В соответствии с планом боевой подготовки флота в полигоне, расположенном в акватории Балтийского моря, корабельная ударная группа в составе малых ракетных кораблей "Серпухов" и "Ливень" успешно выполнила совместные артиллерийские стрельбы по мишеням, имитирующим воздушные цели условного противника», – говорится в сообщении пресс-службы Балтфлота. Стрельбы велись из 76-мм и 30-мм артиллерийских комплексов по воздушным мишеням, поставленным истребителем Су-27. Безопасность района учений обеспечивали около десяти кораблей и судов обеспечения. Также российские ракетчики отработали в Калининградской области удары ОТК «Искандер» – к мероприятию было привлечено более 200 военнослужащих, задействовано около 20 единиц военной и специальной техники. В общем, натовцам дали понять, что, в случае чего, их поползновения встретят отпор.
BaltOps 2020 против «Северного потока - 2»
Откровенно говоря, состав сил, ныне привлечённых к учениям НАТО, не впечатляет. Эксперты сразу заметили, что участвующая в них «могучая эскадра» больше напоминает сборище ржавых посудин. Судите сами. В первую оперативную группу судов, привлеченных к BaltOps 2020, вошли танкер «Рен» (Германия) 1977 года постройки, фрегат УРО (управляемое ракетное оружие) «Любек» (Германия) – 1987 г., фрегат УРО «Фредериктон» (Канада) – 1988 г., эсминец УРО «Дональд Кук» (США) – 1997 г., фрегат УРО «Отто Свердруп» (Норвегия) – 2006 г. Такой же «новизны» и большинство остальных кораблей и судов.
Рекорд в этом отношении, конечно, держит пятидесятилетнее штабное судно «Маунт-Уитни», спущенное на воду ещё в период президентства Р. Никсона. С 2005 года судно является флагманом 6-го флота США. Впрочем, в последние годы его оснастили современной техникой для связи, сбора информации и руководства крупномасштабными операциями. Судно способно передавать и принимать большие объемы защищенных данных в любую точку Земли через HF, UHF, VHF и SHF-каналы связи.
Конечно, даже старые и изношенные корабли способны принести Вашингтону пользу, если знать, как их с толком использовать. Так, вечером 9 июня суда НАТО, участвовавшие в учениях, приблизились к острову Борнхольм и приступили к поиску мин по маршруту недостроенной части «Северного потока - 2». Более двух часов восемь тральщиков кружили вокруг известного места захоронения химических боеприпасов гитлеровской Германии. Недалеко от него завершается на данный момент уже уложенная часть газопровода. В связи с этим эксперты вспомнили, что для получения разрешения Датского энергетического агентства (DEA) оператор Nord Stream 2 AG организовал детальные исследования дна по маршруту укладки газопровода – и последние проводились всего за несколько дней до начала BaltOps 2020. Около месяца судно-инспектор Stril Explorer изучало участок – для подачи обновленного плана работ в DEA, которое должно его согласовать до возобновления строительства.
При этом наличие мин и даже одно только предположение об их возможном нахождении на участке «Северного потока - 2» может существенно повлиять на сроки завершения проекта. На данный момент осталось достроить 160 километров газопровода, и пока что его запуск намечен на конец 2020-го, либо на первый квартал 2021 года. Как известно, США всеми силами пытаются помешать этому проекту, в котором видят угрозу для своего геополитического господства в Европе. И вот участники BaltOps 2020 занимаются поиском мин в акватории, где вскоре должна лечь нить газопровода! Это очень ловкий и подлый удар по проекту второго «Северного потока». И, судя по всему, этот «поиск мин» еще отзовется для тех, кто строит газопровод, новыми дополнительными неприятностями.