Имидж Кыргызстана и далее будут определять НПО? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

Имидж Кыргызстана и далее будут определять НПО?

В Кыргызстане разворачивается нешуточная борьба, исход которой определит облик страны на ближайшие годы. Сейчас в небольшой центральноазиатской республике действуют тысячи некоммерческих организаций, которые влияют на все сферы жизни в стране. Но с принятием поправок в закон об НКО влияние финансируемых Западом организаций может значительно снизиться.

В начале января в Жогорку Кенеш внесли законопроект о новом статусе некоммерческих организаций, по которому те должны предоставлять дополнительную отчётность в госорганы. Казалось бы, безобидное дополнение, но у него нашлись влиятельные противники, которые уже на полгода затормозили принятие поправок.

18 июня парламент во втором чтении проголосовал за принятие поправки, и теперь ожидается последний шаг, который депутаты перед окончанием полномочий должны успеть сделать. Противники законопроекта продолжают давить и всячески препятствуют ратификации. Главная претензия состоит в том, что сам законопроект списан с российского закона «Об иностранных агентах» и с принятием поправок многие неправительственные и некоммерческие организации вынуждены будут закрыться.

Сейчас в стране зарегистрированы более 18 тысяч НПО/НКО, для страны с шестью миллионами населения это громадное число даже несмотря на то, что не все из них реально работают. В Центральной Азии Кыргызстан является единственной страной, где деятельность таких неправительственных организаций являются столь важным фактором в общественной, социальной и даже политической жизни. Из-за рубежа на их работу выделяются огромные средства во многом благодаря либеральному законодательству (по сравнению с соседними странами).

Во многом поэтому Кыргызстан называют «страной НПО», т. к. их присутствие или влияние видно повсюду. Купленные ими технику можно увидеть во многих государственных учреждениях, например компьютеры с наклейкой USAID стоят в мэриях небольших городов. Госслужащие ходят на семинары повышения квалификации, которые проводят в том числе спикеры, приглашённые из-за рубежа. Милиционеры не успевают отбиваться от претензий правозащитников, уличающих их в пытках и других правонарушениях. Если даже госслужащие не могут обойтись без их помощи, то некоммерческие организации и связанные с ними активисты поголовно сидят на иностранных грантах.

Противники и сторонники законопроекта

За каждой из сторон стоят внушительные силы, и никто уступать не намерен. По одну сторону баррикад собрались большинство депутатов ЖК, Минюст, Госкомитет нацбезопасности, провластные НПО, другие сторонники действующей власти и убеждённые противники некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа.

По другую сторону тоже собрались внушительные силы. В первую очередь это сами НКО, многочисленные активисты, прозападные СМИ и оппозиционеры с иностранной поддержкой. Не постеснялся вмешаться даже глава представительства ООН в Кыргызстане Озонниа Ожиело, который направил спикеру парламента вербальную ноту. «ООН по-прежнему обеспокоена тем, что Жогорку Кенеш продолжает прилагать усилия к внесению поправок в законодательство о НКО без необходимости проведения всесторонних консультаций и участия гражданского общества. НПО часто служат мостом между правительством и наиболее нуждающимися людьми. Имея сеть активных, преданных общественных лидеров, они помогают чиновникам оказывать необходимые услуги уязвимым людям», — сказал Ожиело в ходе слушаний.

Противники законопроекта открыто говорят, что его принятие повлечёт снижение иностранной поддержки Кыргызстану, от которой страна сильно зависит. Гранты, льготные кредиты и другую помощь республика получает все годы своей независимости. Этот довод стал определяющим для депутатов прошлого созыва, которые в 2016 году рассматривали аналогичный законопроект и с трудом набрали больше половины голосов. Из 120 депутатов 65 проголосовали тогда против.

Нынешний законопроект мягче своего предшественника и там нет упоминаний об иностранных агентах. Во время парламентских слушаний депутат Евгения Строкова заявила, что критику со стороны НПО не стоит принимать во внимание. «Нам надо сразу принять это и, судя по всему тому, что происходит в мире, им не стоит учить нас демократии. А там такое творится – в самой демократичной стране мира США! Мы не должны бояться 20 НПО, которые постоянно бунтуют и боятся проверки… Чего они боятся так? А раз против, то можно предположить, что, как в той поговорке, на воре и шапка горит», – считает депутат.

В настоящее время в Кыргызстане НКО сдают отчёты в Налоговую службу, Соцфонд и Национальный статистический комитет. В случае окончательного принятия законопроекта организациям придётся предоставлять в Минюст всю информацию о себе, включая полный отчёт о потраченных финансах, а также список сотрудников и сведения об их зарплате. Кроме того, информацию об имеющемся имуществе нужно будет сделать публичной. Для таких отчётов каждой организации придётся нанимать юриста или бухгалтера и в целом тратить на бюрократическую отчетность гораздо больше времени.

Противники законопроекта утверждают, что эти поправки противоречат Гражданскому кодексу КР, а также нарушают право на охрану тайны личной жизни, служебную и коммерческую тайну. Мелкие НПО не смогут найти юристов, чтобы делать подобные отчёты и вынуждены будут закрыться.

Параллельное государство

Слабость государственных институтов в Кыргызстане давно не является секретом, зарплаты и пенсии мизерные, на пособие прожить невозможно. В таких условиях десятки тысяч активных людей увидели в НПО перспективу реализовать себя и получать достойную оплату своего труда. Пусть даже если этот труд для некоторых состоит в проведении обучающих семинаров.

Простой человек, если он хорошо знает о возможностях НПО, зачастую обращается именно к ним за помощью, а не в государственные органы. Если нужна материальная помощь, адвокат, грант на обучение, лечение или защиту от домашнего насилия, то некоммерческие организации всё это могут предоставить. Фактически в стране появилось параллельное государство, которое БЕСПЛАТНО предоставляет свои услуги населению.

Карантин из-за пандемии коронавируса хорошо продемонстрировал низкую дееспособность и бедность государственных органов, когда речь заходит о помощи малоимущим людям. Гуманитарная помощь от волонтёрских организаций значительно превышала государственную, причём была адресной, т.к. активисты искали, кому раздавать продукты в бедных домах, а не только тех, кто официально числился в списках малоимущих (иногда такие «нуждающиеся» проживают в особняках).

Для примера можно привести плачевную судьбу выпускников детских домов. Вчерашние детдомовцы остались без работы (всё закрыто на карантин) и жилья (из общежитий выгоняют, а квартир от государства не получишь). Если бы не помощь волонтёров, им реально грозил голод.

Такое неприглядное положение дел не может нравиться власть имущим и раздутому бюрократическому аппарату (в Кыргызстане число чиновников на душу население – самое высокое в СНГ). Но поделать с этим мало кто может, т.к. придётся брать на себя дополнительные социальные обязательства. С другой стороны, государство не может передавать свои функции общественникам, иначе что же это за государство?

С принятием указанного законопроекта Кыргызстан частично утратит статус «страны НПО», т. к. число последних неминуемо сократится, как сократится и зарубежное финансирование. В отношении оставшихся увеличатся возможности контроля. Тем не менее до плотного контроля над НПО по примеру некоторых других стран Центральной Азии руки вряд ли дойдут.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
9962
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика