Насилие в семье – одна из самых сложных и противоречивых проблем в современном киргизском обществе. Только за 2019 год в республике зарегистрировано 6 тысяч 145 случаев домашнего насилия. Сюда входят факты как физического, так и психологического и сексуального насилия. А с января по март этого года правоохранительные органы зафиксировали 2 тысячи 319 обращений по фактам семейного насилия. По данным МВД, этот показатель на 65% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И вряд ли эта статистика полностью отражает действительное положение дел.
Садизм напоказ
12 июня в сеть попало страшное видео, на котором мужчина жестоко бьет жену. Жертва стоит с завязанными руками, а на шее несчастной висят автомобильные покрышки, внутри которых по несколько кирпичей. Изверг чередует удары по лицу с обливанием ледяной водой. Женский голос за кадром молит прекратить издевательство, но мужчина в ответ требует продолжать снимать экзекуцию дальше и заявляет, что ему ничего за это не будет.
После того как ролик разлетелся по сети, за дело взялась милиция. После громкого резонанса правоохранителям быстро удалось установить, что этот вопиющий случай произошел 8 июня в Сузакском районе Джалал-Абадской области. 51-летний житель села Бек-Абад таким зверским способом решил наказать свою 47-летную супругу за то, что она якобы задержалась в гостях у его родни.
Мучителя задержали и водворили в ИВС на 15 суток. Но через несколько дней жертва написала встречное заявление и попросила отпустить своего истязателя. Несмотря на это, следствие по данному делу продолжается.
Стоит отметить, что в начале этого года в Киргизии одна за другой произошло несколько трагедий, унесших жизни молодых женщин. Все они погибли от рук собственных мужей.
В новогоднюю ночь в Кочкорском районе Нарынской области от побоев скончалась 36-летняя местная жительница. Муж признался, что это он ударил ее несколько раз кулаком в лицо и пнул по голове. У погибшей осталось двое детей. 4 января в отделении реанимации Баткенской областной больницы скончалась 26-летняя жительница Баткена. По данным УВД региона, в ходе расследования установлено, что смерть наступила из-за жестоких побоев. Следователи выяснили, что 3 января между супругами произошла ссора, которая переросла в жестокую расправу. 4 января в Караколе во время ссоры мужчина облил бензином 33-летнюю сожительницу и поджег ее. Суд назначил 35-летнему жителю села Маман Ак-Суйского наказание ниже минимального срока – семь лет и шесть месяцев. Хотя мужчине было предъявлено обвинение в покушении на убийство. Срок по этой статьи предусматривает минимум 12 лет лишения свободы.
Неэффективная защита закона
Власти Киргизии признают, что женщины нередко терпят унижение и подвергаются насилию со стороны близких людей. Ужасающие факты насилия в отношении женщин и детей не останутся без внимания государства, обещают в правительстве. Случай в Сузаке взят под контроль и будет рассмотрен на заседании Национального совета по делам женщин и гендерному развитию при правительстве.
Под контроль это дело взяла и депутат Жогорку Кенеша, председатель парламентского комитета по правопорядку Наталья Никитенко, которая сразу же направила в правоохранительные органы запрос с требованием провести тщательное и беспристрастное расследование.
«Ситуация с домашним насилием ухудшается с каждым днем. А последнее видео с издевательством в отношении женщины просто потрясает своей жестокостью и цинизмом. Можно, конечно, ссылаться на ухудшающуюся экономическую обстановку, на последствия карантина и коронавируса. Но я считаю, что нельзя мириться с таким отношением к женщинам. В любой культуре и любом сообществе насильник должен быть наказан по всей строгости закона и никакого примирения сторон, избегания ответственности быть не должно», – отметила она.
Другой депутат Исхак Пирматов предложил ужесточить наказание за преступления в отношении членов семьи и запретить прекращать уголовные дела о семейном насилии по примирению сторон.
«Законопроект разработан еще в феврале 2020 года. Действующее законодательство недостаточно эффективно против случаев семейного насилия и не обеспечивает в полной мере защиту прав и интересов женщин и детей, поскольку именно они в абсолютном большинстве случаев подвергаются насилию в семье. За последние 5-6 лет факты семейного насилия увеличились в три раза», – говорит И. Пирматов.
Однако правительство республики посчитало нецелесообразным принятие поправок в законы в сфере борьбы с семейным насилием. По мнению чиновников, подобные поправки противоречат принципам уголовного законодательства.
«Другими словами, социальный статус лица не может быть критерием для определения его вины, – говорится в заключении правительства. – В Уголовном кодексе есть статьи, отягчающие наказание за преступления, совершенные в отношении людей, находящихся в материальной, служебной или иной зависимости от виновного».
Ненормальное стало нормой
Домашние тираны не бояться наказания. Так считают специалисты кризисного центра для женщин «Сезим».
«В Кодексе о проступках есть понятие «семейное насилие». То есть это штраф от 30 до 60 тысяч сомов, исправительные работы в случае нанесения легкого вреда здоровью. Нанесение тяжкого вреда здоровью – это уголовное дело, но тем не менее насильники не боятся этого наказания. Такие дела очень редко доходят до суда. Наши женщины привыкли молчать. Когда женщина обращается в милицию, она слышит слова осуждения со стороны сотрудников органов, родственников, друзей», – отмечают в центре.
По официальным данным, каждая четвертая женщина в Киргизии так или иначе подвергалась бытовому насилию. Чаще всего женщины закрывают глаза на побои со стороны супруга, чтобы не лишать детей отцовского воспитания и не быть осужденными обществом. Многие жертвы насилия воспринимают это как обычную жизненную ситуацию, говорят специалисты. Женщина, пострадавшая от насилия мужа, изначально не пытается защитить свои права. Именно поэтому мужчины чувствуют безнаказанность и считают воспитание жены при помощи кулака обычным явлением.
По данным мультииндикаторного кластерного обследования ЮНИСЕФ за 2018 год, которое охватило более 7 тысяч домохозяйств во всех областях республики, треть женщин в возрасте 15-49 лет считают, что муж вправе побить свою жену по любой из пяти причин: ушла, не сказав ему, не заботится о детях, спорит с ним, отказывается вступать в половые отношения, пригорела еда.
По статистике, из общего числа совершивших насилие 79% составляют безработные, 17% – работающие. Чаще на своих жен поднимают руку мужчины в возрасте от 31 года до 40 лет.
«Когда увидел очередной ролик истязания и зверства в отношении жены со стороны мужа, то от возмущения просто не хватало слов. Ясно одно, такое может коснуться каждого, у кого есть сестра, дочь. Наше общество катится все глубже вниз. Если честно, сколько бы мы ни обсуждали на телеканалах или в соцсетях эту тему, все равно семейное насилие в отношении детей, женщин у нас только растет, – прокомментировал ситуацию директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. – Нужно говорить о глубокой духовной деградации целого народа. Мы уже другой народ, без того национального духа, великодушия, храбрости. Со стороны государства мы не видим жестких мер, законы не работают. Нет безопасности на улицах. А духовенство целенаправленно не ведет воспитательную и просветительскую работу среди паствы об ответственности за отношение к женщине, детям, родителям. Не работают и обычаи с судами аксакалов».
* * *
Так уж совпало, что именно в тот день, когда Киргизстан узнал о сузакской мученице – так пользователи сети назвали жертву насилия из Джалал-Абадской области – Свердловский районный суд Бишкека вынес решение относительно участниц Женского марша солидарности в поддержку женщин и детей, страдающих от семейного насилия. Он должен был пройти 8 марта, но оказался фактически сорван провокаторами. Тогда на участниц акции напали представители националистической организации «Кырк-Чоро». Прибывшие на место стражи порядка вместо провокаторов задержали и избили активисток. Теперь киргизская Фемида признала задержание участниц марша законным, а действия милиции – оправданными.
О какой должной реакции властей на акты домашнего насилия можно говорить, если даже на Женском марше солидарности милиция сквозь пальцы смотрела на нападения провокаторов на участниц марша