Когда вся «страна огромная» встала «на смертный бой» против немецко-фашистских захватчиков, бывшая Киргизская ССР, как и остальные союзные республики, также внесла свой патриотический вклад в общую борьбу и общую Победу. На фронт было мобилизовано свыше 360 тысяч кыргызстанцев, 72 из них присвоено звание Героя Советского Союза (многим посмертно!). Неувядаемой славой покрыла себя 8-я гвардейская стрелковая дивизия им. И.В. Панфилова, героические бойцы которой, кыргызстанцы и воины других национальностей Средней Азии, ценой своих молодых жизней не пропустили на Москву у Дубосеково танковую колонну врага, обеспечив тем самым успешное развитие решающей борьбы за оборону столицы нашей Родины. Кыргызская советская общественность ранее, а сегодня кыргызский народ дорожит памятью о своих героических предках – воинах Красной армии, а также о рабочих и колхозниках, самоотверженным трудом днем и ночью обеспечивавших оборонные задачи тыла.
Суверенизация бывших союзных республик, рассекречивание различных документов, а также активизировавшаяся поисковая деятельность энтузиастов в местах происходивших боев позволили на полях былых сражений сделать новые находки останков павших красноармейцев, установить имена считавшихся пропавшими без вести, восстановить картину имевших место боевых действий. Такая публичная и волонтерская активность заслуживает всяческой поддержки как результативный вклад в дело восстановления исторической справедливости и достоверности произошедших боевых событий.
Меня всегда наполнял чувством гордости и вдохновения особенно в молодые, школьные годы подвиг Александра Матросова (27 февраля 1943 г. у деревни Чернушки Псковской области), которого советская пропаганда представляла, как самого первого бойца Советской Армии, совершившего свой героический поступок. Так его воспринимали все советские школьники. Это действовало и влекло молодую душу к решительным поступкам. Позже из энциклопедических и других официальных источников стало известно, что в числе воинов, которые раньше А. Матросова совершили такой подвиг, был стрелок 89-й гвардейской стрелковой дивизии 19-летний киргиз Чолпонбай Тулебердиев, 6 августа 1942 г. в бою под Воронежем свои телом закрывший вражескую амбразуру.
Напомню также о подвигах штурмана эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Евдокии Пасько из села Липенка под г. Караколом на Иссык-Куле, уничтожившей большой арсенал немецких сил – склады с оружием, боевую технику – в результате не одного десятка боевых вылетов, сына малой дунганской народности Мансуза Ванахуна, уничтожившего с товарищами по расчету миномета 40 немецких солдат, а затем миной подорвавшего себя и подступивших врагов. Все названные мной воины стали Героями Советского Союза.
Напомню и о поступке простой киргизки из села Курменты на Иссык-Куле Токтогон Алтыбасаровой, организовавшей детский дом и воспитавшей 150 детишек, эвакуированных сюда из блокадного Ленинграда. «Маму Тоню» до сих пор помнят оставшиеся в живых воспитанники, многим из которых выпало прижиться в Кыргызстане…
Этими примерами не исчерпывается героизм наших земляков, память о них жива на постсоветском пространстве. Память, которая, думается, должна поработать так, чтобы ни сегодня, ни завтра никому не вздумалось посрамить Победу и имена наших славных героев.
А такие попытки в последние годы все учащаются. Достоянием гласности становятся факты подрывных, изменнических замыслов стран Запада, действовавших с использованием клише «свои против своих». Из республиканской прессы в преддверии текущего юбилея Победы читателям стало известно, что двумя из троих членов антигитлеровской коалиции – США и Великобританией еще до начала Второй мировой войны в глубокой тайне был согласован секретный стратегический план уничтожения Советского Союза (позже – третьего члена коалиции) и создания за счет него военно-политического и экономического придатка «великой Германии».
В силу остракизма капиталистического окружения, сложившегося вокруг молодой Советской республики, политический курс западных государств во главе с США и Великобританией против неё был задуман и проводился уже в первые годы после Октябрьской революции. Его основу сформулировал тогдашний министр иностранных дел Великобритании, очень хорошо известный Советской республике Дж. Керзон в своем сугубо антисоветском ультиматуме еще в 1923 г. Базовый тон его бесповоротной враждебности к Советскому Союзу, как и лобовая антисоветская неприязненность, сформулированные в том опусе, настолько соответствовали политическому настроению и жизненным интересам крупного международного капитала, что в борьбе против Советов допускались любые, в том числе аморальные, изменнические методы и приемы. Эта суть политики администрации США и Великобритании, с одной стороны, и их тайные надежды на то, что «блицкриг» фашисткой Германии будет успешен и СССР будет разбит или до предела истощен – с другой, полностью разоблачают хищническое лицемерие тех, кто уверял советское руководство в искренности их союзнических обязательств перед СССР в войне с Гитлером.
Два ключевых события, о которых здесь идет речь, – ультиматум Керзона и Победа над Германией, разделяют какие-то двадцать с небольшим лет – мгновение, ничто по меркам истории. Появление в этот период огромного по сравнению с другими европейскими государствами мирового игрока – СССР, его «триумфальное», как тогда говорили, шествие, сверлили сознание англо-американцев, поддерживали в них неспадающую злобу на большевиков. Последняя таилась в их внешне благих намерениях, действиях, обязательствах. Различные факты проявления западного лицемерия представляют из себя неразрывное целое, объединенное общей идеей враждебной политики против СССР в любых формах, во всех направлениях. Всесторонний и целенаправленный антисоветизм и до Второй мировой войны, и после нее определял тот политический курс, который вплоть до развала Союза и всей соцсистемы проводился Западом и получил название «холодная война».
Десятилетиями продолжавшееся «холодное» противоборство двух ведущих государственных военно-политических систем: одна – во главе с США, другая – во главе с СССР в силу ряда причин, в том числе политических заблуждений и предрассудков, субъективизма и верхоглядства «перестроечного» советского руководства в конце концов привело к исчезновению Советского Союза, всей социалистической системы и выходу западного трансатлантического объединения на гребень мировой политики.
Когда после распада Советского Союза США и НАТО обрели монополярное положение в мире и окончание холодной войны было признано поражением СССР, западный военно-политический блок, верный своей трансатлантической цели, стал упорно расширяться на восток, в члены НАТО устремились прежние друзья СССР из Восточной Европы и некоторые осуверенизированные экс-союзные республики. В ответ на это РФ вынужденно пересмотрела свою внешнюю политику, а вместе с этим и международную военно-политическую и оборонную стратегическую доктрину. Рецидив уже казалось бы поутихшей холодной войны стал очевиден.
Действуя по политической инерции, став монополярной державой, США, а с ними и НАТО, вдохновленные достижениями в идеологической войне против СССР, продолжили воздействие на мировой порядок в духе максимального свертывания всяких отношений с РФ путем объявления всевозможных санкций, исключения её из «восьмерки», обвинений во вмешательстве в американскую избирательную кампанию, в визовой, допинговой и иной активности. Поводом для изоляции возвратившейся в состав мировых держав России стало «возвращение Крыма в родную гавань…» в 2014 году.
Руководство РФ, полностью осознавая специфику текущего положения в мире, проблемы экономического порядка, а самое главное – практически состоявшееся территориальное соприкосновение НАТО с РФ, чреватое резким усилением военной опасности, приступило к реализации резко обновленного внутри-, внешне- и военно-политического курса, направленного на нелегкое, но крайне необходимое восстановление страны в статусе великой державы.
75-летие Великой Победы Российская Федерация отмечает, будучи убежденная в том, что ее политический, военный, кадровый, дипломатический и иной потенциал как никогда надежно защищает народ и страну. В этом плане было бы упущением недооценивать, а уже тем более исключать из реальности современного постсоветского мира сохраняющиеся жизнеспособные духовные каналы былой братской дружбы и боевого товарищества России и большинства экс-советских республик. Они дороги, как тот золотник, все еще не девальвированы и могут проявить себя на пользу всем нам, исходя, к примеру, из признаваемого в центральноазиатских столицах стратегического характера их отношений с РФ.
Это сильная оценка. Она несет в себе заметный политический, союзнический элемент, и в отличие от понятия «партнер» имеет более широкую амплитуду применения, предполагает более высокую и встречную ответственность сторон, чувство сопереживания и взаимоподдержки. Такое «столбовое» понятие, как «стратегический партнер» в отношении РФ, как мне представляется, определяет в наших межгосударственных отношениях режим наибольшего благоприятствования, режим привилегированно-предпочтительного, направленного на удовлетворяющее обе сотрудничающие стороны союзническое правовое взаимодействие. При этом условии понятие «стратегический» заслуживает того, чтобы быть подчеркнуто и закреплено концептуально. Это, в частности, вытекает из акцентированных заявлений президентов КР и РФ по итогам государственного визита в Бишкек Владимира Путина 28 марта 2019 г. и неоднократных встреч с ним, в том числе в Москве, президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова.
Кроме того, понятие «стратегический партнер» применительно к России может возыметь и воспитательное значение, особенно для кыргызской молодежи, у которой в результате его регулярного публичного использования, а лучше – его отражения в практических делах возникнет и разовьется ослабленное было предпочтительное отношение к русскому народу, Российской Федерации. В этом отношении в кыргызско-российских связях имеются еще определенные резервы.
Помните показательный кадр, мелькнувший на телеэкране, когда президент В. Путин в момент передышки на учениях «Центр-2019» поделился хлебом с С. Жээнбековым? Казалось бы, обыденный факт, но он наводит на размышления по поводу культурно-исторической общности наших народов, готовности простых людей России и Кыргызстана всегда прийти друг другу на помощь.