На фоне безуспешной борьбы с коронавирусом, в преддверии парламентских выборов киргизские законотворцы объявили войну фейкодемии, приняв 25 июня текущего года законопроект Гульшат Асылбаевой и Айнуры Осмоновой «О манипулировании информацией». Однако, как только законопроект был вынесен на общественное обсуждение, депутат был обвинен в рерайте статей федерального закона РФ «Об информации…» и умышленной подмене понятий, а его «благородные намерения» дискредитированы результатами проведенных медиаэкспертами экспертиз. Как следует из выводов правового анализа правовой клиники «Адилет», законопроект пестрит «грубыми нарушениями конституционных прав граждан», представляя собой увесистый плевок, запущенный в одно из немногих достижений суверенной Киргизии – свободу слова.
«Ах, обмануть меня не трудно!..»
Фейковые новости (fake – подделка, обман, ложь) для Киргизии – явление не новое. До недавнего времени, согласно исследованию, проведенному фондом «Сорос-Кыргызстан», слухи, или так называемые ушаки, были популярным жанром киргизской журналистики, восполнявшим новостной дефицит. С развитием Интернета и углублением суверенизации фейк-ньюс в одной из своих самых опасных и распространенных форм – «вбросах» они превратились в одну из самых популярных «культур» киргизского медийного ландшафта, произрастающих на благодатной конфликтной почве и бурно плодоносящих в условиях бесчисленных государственных кризисов.
Востребованность жанра, по оценке экспертов, обусловлена его уникальными адаптивными свойствами, состоящими в способности распространяться с ошеломительной скоростью и побеждать здравый смысл, едва коснись перо фейкотворца одной из «болевых точек» киргизского социального организма – вопросов религии, языка, прав, свобод и национальной самодостаточности. Они безжалостно эксалуатируются сегодня исламистами, сражающимися за кресла политиками, идеологами антикитайских настроений и противниками евразийской интеграции.
Пример из последнего – растиражированное накануне проведения парада Победы в Москве скандальное видео под названием «Германия, г. Кёльн, 22.06.20, 4:00 утра. Русские будят немцев в час нападения Германии на СССР», жаркая полемика вокруг которого в киргизском медиапространстве закончилась «конструктивным» предложением аналогичным образом ежегодно оповещать «ватников» о начале восстания в Киргизии 1916 года.
Мало кого смутил и тот факт, что время суток в ролике больше напоминает вечер, чем раннее утро (восход солнца – т. е. появление светила на горизонте – 22 июня 2020 года в Кёльне случился в 5:18), что исходное видео было залито на YouTube 25 июня 2018 года и, как выяснилось из описания, запечатлело празднование российскими болельщиками в Германии выхода сборной России по футболу в четвертьфинал чемпионата мира – 2018.
Казалось бы, чтобы не поддаться на провокацию, достаточно было включить две доступные каждому представителю рода Homo sapiens опции – логику и фильтр в YouTube. Однако все оказалось куда сложнее: по мнению американских психологов Гордона Пенникука и Дэвида Рэнда, виной всему человеческая психология. «Аналитичные» люди – те, кто привык тренировать свои аналитические способности и не доверяться первому впечатлению, составляют незначительную часть общества. Подавляющее большинство, считают исследователи, либо находятся в плену собственных политических и идеологических предубеждений и установок, выражая готовность поддерживать и распространять то, что им соответствует, либо испытывает ментальную лень, принимая на веру все, что проповедуют электронные СМИ, видео-хостинги и социальные сети.
О масштабах возможных последствий этой досадной «недоработки природы» и побочного эффекта цифровизации можно судить по вызывающей опасения динамике эпидемиологической ситуации по коронавирусу в Киргизии, где, как и в большинстве стран, были адаптированы под местные реалии мировые теории заговора и созданы свои собственно национальные «нарративы». На фоне бездействия государства их популярность в обществе росла в геометрической прогрессии.
В результате «подогреваемые» оппозиционными силами и кухонными экспертами «измышлизмы» стали фактором, приведшим к тому, что многие киргизстанцы (согласно опросам информационного агентства АКИpress, число отрицающих коронавирус в КР составляет 60,5%) демонстративно сняли маски, за три последние недели фактически подведя национальную систему здравоохранения к грани самоубийства. Об этом 25 июня в ходе пресс-брифинга заявил директор Европейского регионального бюро ВОЗ д-р Ханс Клюге.
О том, что превращение пандемии в информационную эпидемию обрело глобальный характер, на днях заявил директор Программы развития ООН Ахим Штайнер. «Различные ложные методы лечения, попытки найти “козла отпущения”, теории заговора и фейковые новости заполонили собой привычные СМИ и интернет-платформы, – подчеркнул он, – что приводит к хаотизации информационной среды. Подобная среда не только подорвала эффективность мер общественного здравоохранения, но и привела к насилию, дискриминации, сомнениям и страху в реальной жизни. Можно сказать, что она приносит вред обществу в долгосрочной перспективе».
Однако, как показывает опыт Киргизии, опаснее фейкодемии могут быть разве что вызывающее недоверие к власти политические решения.
«Говорите с открытым забралом»
Универсальных методов борьбы с недостоверной и ложной информацией не придумало еще ни одно государство. И Киргизия вряд ли сможет стать исключением. Все, что намерены сегодня сделать власть имущие, – во что бы то ни стало защитить себя родимых от черного пиара, сведя суть принятого законопроекта «О манипулировании информацией» к борьбе с публикующими «ложь» фейк-аккаунтами. Ради этого депутаты оказались даже способны применить смекалку и при отсутствии кворума с молчаливого согласия спикера Дастанбека Джумабекова совершить марш-бросок по пустующим депутатским местам, нажимая на кнопки вместо отсутствующих коллег.
В итоге со счетом 79:10 антинародный матч закончился (промежуточной?) победой депутатского корпуса, который, проигнорировав работающие в Киргизии правовые механизмы защиты чести и достоинства граждан, одобрил «законную» попытку обойти судебные процессы, возложив роль цензора, уполномоченного «выносить решение о досудебном ограничении доступа к информации, имеющей признаки ложной или недостоверной», на Министерство кульутры, информации и туризма КР.
В 2017 году ведомство на весь мир прославилось захоронением под давлением священнослужителей ценного экспоната – хранившейся на протяжении 60 лет в Государственном исотрическом музее мумии «баткенской царицы».
Глава Минкульта 33-летний Азамат Жаманкулов, чья репутация уже не раз была «подмочена» (фейковыми?) публикациями о сокрытии им данных в налоговых декларациях и сомнительных кадровых назначениях, с возложенной на него миссией решать философский вопрос, что правда, а что ложь, без раздумий согласился. Тем более что еще в августе прошлого года в ходе круглого стола «Распространение фейковых новостей в Кыргызстане» он лично пообещал «принять реальные методы борьбы с фейками, в том числе на законодательном уровне», и заставить их авторов «фильтровать свои публикации».
Назначив между тем «судью», авторы закона не потрудились даже задуматься над тем, как будет вестись борьба с фейками технически и каковы будут критерии определения правды и лжи. «Семь лет назад все в этом парламенте поверили в то, что Батукаев (незаконно освобожденный из заключения криминальный «авторитет». – Ред.) смертельно болен, месяц назад по ОТРК (правительственная телерадиовещательная корпорация. – Ред.) сказали, что пандемия спала, но никто ответственности не понес. То, что сегодня кажется правдой, завтра может оказаться ложью», – предостерег своих коллег один из немногочисленных противников законопроекта депутат Дастан Бекешев.
Ко всему прочему, считает политик, предоставление ведомству столь широких полномочий без соответствующей нормативной базы приведет к должностным злоупотреблениям, дав «любому коррупционеру возможность жаловаться в министерство культуры и требовать заблокировать информацию о нем, так как она якобы ложная». Учитывая, что сделать это в отношении фейковых аккаунтов «технически невозможно», считает редактор Factcheck.kg Болот Темиров, борьба будет вестись с теми, «кто либо пишет в соцсетях под своими именами, либо со СМИ, которые имеют офисы и отдельные сайты».
«И по мере того как богатые и знаменитые будут закидывать заявления о блокировке статей, целых интернет-сайтов, аккаунтов блогеров, пабликов, отдельных постов интернет-пользователей, – предположил информационно-развлекательный портал Kaktus.media, – чиновники Минкультуры будут богатеть не меньше таможенников».
Во избежание проблем оптимистично настроенный автор проекта закона Гульшат Асылбаева порекомендовала всем «потомкам Манаса» – носителям права голоса – всего-то «говорить с открытым забралом»: «…конструктивно, без перехода на личности, оскорблений, нецензурной брани, рекламы всяких парадов... голубых, розовых, зеленых».
#янефейк
О том, что за свободу слова в Киргизии готовы биться не на жизнь, а на смерть, показали события, последовавшие сразу после вынесения законопроекта «О манипулировании информацией» на всеобщее обсуждение. Их хроника напоминала сводки боевых действий (благо обошлось без жертв). 25 июня, в день третьего чтения закона, у стен Жогорку Кенеша прошел первый митинг против одной из самых скандальных инициатив за всю историю VI созыва парламента. Одновременно в протестную площадку была превращена страница одного из авторов проекта Гульшат Асылбаевой в Facebook. Размещенный ею вечером 24 июня пост на тему «фейки – угроза демократии» на следующее утро собрал 4,2 тыс. комментариев, в которых свой протест пользователи сформулировали хештегами #сдаймандат, #позор и #янефейк.
26 июня журналисты и медиаорганизации обратились к председателю Государственного комитета национальной безопасности Орозбеку Опумбаеву с заявлением, требуя «начать досудебное производство в отношении депутатов Жогорку Кенеша, голосовавших за принятие закона “О манипулировании информацией” 25 июня 2020 года на заседании ЖК, по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 320 Уголовного кодекса Кыргызской республики, за злоупотребление должностным положением».
Продолжением разыгравшейся «антифейковой» трагикомедии, стал состоявшийся 29 июня мирный протестный марш, собравший более полутора тысяч человек, державших в руках плакаты с буквами «gbpltw» (набор их в русской раскладке, по мнению участников акции, в полной мере отражает ситуацию в стране).
«REакция 3.0» – такое название носило мероприятие – символично прошло по крупнейшему бульвару столицы Эркиндик – «Свобода» в переводе с киргизского языка. Неслучайный выбор маршрута стал метафорическим вопросом президенту страны: так быть или не быть свободе слова в Киргизии? Последнее слово за национальным лидером.