В ходе очередного онлайн-брифинга 27 июня премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о намерении правительства пойти на ужесточение противоэпидемических мер из-за ситуации с коронавирусом в стране. О каких именно шагах идет речь, он не уточнил, однако добавил, что «ужесточения» будут самыми разнообразными.
Попытаемся оценить серьезность эпидемиологической ситуации в стране, которая сложилась после двухэтапного (4 и 18 мая) выхода из карантина, объявленного в рамках режима чрезвычайного положения (был введен 16 марта), продлевался до 13 июля и, скорее всего, будет продлён.
Отметим, что вышеупомянутый двухэтапный выход из карантина сопровождался снятием ограничений на передвижение всех видов транспорта между регионами, снятием ограничений в торговле и хозяйственной деятельности при условии соблюдения санитарных требований (ношение масок, перчаток, использование дезинфицирующих средств, регулярное измерение температуры и пр.). По сути, ограничения сохранились лишь в учебных заведениях всех уровней. Выпускники вузов и колледжей сдавали государственные экзамены и защищали дипломы в видеоформате, но абитуриенты будут сдавать вступительные экзамены в аудиториях. Во всех вузах число вступительных экзаменов для абитуриентов сокращено до одного.
В то же время жёстко выдерживать условия выхода из ограничительных мер, определённых комендатурой режима ЧП во главе с вице-премьером Тиграном Авиняном, не удалось, что привело к резкому росту числа инфицированных в самом конце мая. В конце первой недели июня комендатура ввела обязательный режим ношения масок как в закрытых, так и на открытых пространствах. К началу третьей декады минувшего месяца ситуацию с ежедневной величиной числа инфицированных удалось стабилизировать, но её уровень был высоким для небольшой страны (до 700 +/- 50 инфицированных в сутки).
Как полагает бывший министр здравоохранения (2000-2003 гг.) Арарат Мкртчян, фатальных ошибок в борьбе с COVID-19 правительство не совершило, что не означает отсутствия промахов тактического характера, включая запоздалое и поначалу неэффективное использование возможностей областных больниц и частных клиник. С марта и до середины мая большинство больных находилось на излечении в Ереване.
Так или иначе, по положению на 5 июля общее число инфицированных составляет 28606, что в пересчёте на 1 млн. жителей даёт довольно высокий показатель (9653). Общее число летальных исходов по отношению к общему числу инфицированных составляет примерно 1,7% (как в Германии). С 23 июня число выздоровевших медленно, но уверенно стало превосходить число лиц, находящихся на излечении.
Можно констатировать, что ситуация в Армении сложная, но вряд ли она выглядит угрожающей настолько, чтобы объявлять локдаун (lockdown), возвращаясь таким образом к режиму строгого карантина. Тогда что же беспокоит руководство страны, коменданта режима ЧП и министра здравоохранения? Ответ на этот вопрос есть: это показатели, на которые обычно не обращают пристального внимания, хотя они часто озвучиваются на заседаниях правительства министром здравоохранения Арсеном Торосяном и самим премьер-министром. Речь идёт о численности больных, находящихся в тяжелом или крайне тяжелом (критическом) состоянии. Именно это и вызывает особую обеспокоенность у правительства, чем и объясняются разговоры о закрытии городов и районов с возвращением режима массового принудительного закрытия образовательных, государственных и торгово-развлекательных учреждений.
В этой связи бывший министр здравоохранения А. Мкртчян обращает внимание на следующие моменты:
– уровень выявления инфицированных стабилен и колеблется от 25 до 35%, но на графике он выглядит довольно плавным, без резких взлетов и падений за две последние недели;
– не видно резкого уменьшения или увеличения числа инфицированных, поэтому так называемый пик и сглаживание диаграммных случаев свидетельствуют о том, что страна находится в относительно стабильной ситуации;
– граждане в Ереване стали носить маски практически везде, где это необходимо, хотя в регионах эта тенденция еще не устоялась;
– наиболее рискованными с точки зрения распределения инфекции являются предприятия общественного питания, где носить маску не требуют и есть большие скопления людей, независимо от того, измеряют ли там температуру или нет;
– у системы здравоохранения, несмотря на её работу под нагрузкой, нет проблем с точки зрения предоставления лекарств и медицинской помощи, особенно в последние дни;
– пандемия еще не закончилась, а потому было бы преждевременно давать оценку, рассуждая об успехах той или иной страны в деле преодоления последствий эпидемии коронавируса. О вероятности её «второй волны» говорят довольно часто, трудно спрогнозировать, что она с собой принесёт.
В сложившейся ситуации эффект нового «локдауна» сомнителен, и вряд ли он принесёт желаемые результаты. Согласно опубликованной мировой статистике, страны, начинающие постепенно «раскрываться» (а делать это рано или поздно придётся), демонстрируют некоторый рост заболеваемости. Соответственно, основное внимание властей должно быть сосредоточено на максимально возможном сокращении смертности с точки зрения медицинской помощи. Естественно, что при этом должны жестко соблюдаться необходимые санитарно-социальные нормы.
Не менее важной задачей для Армении является выход из обусловленного эпидемией COVID-19 затяжного кризиса. Ситуация в экономике, мягко говоря, остаётся непростой. Через разработанные и принятые правительством 22 программы в виде прямой помощи и льготных кредитов бенефициарам поступило 73 млрд драм (около 150 млн долларов). О том, насколько эффективно были использованы эти средства, можно будет относительно достоверно судить в августе.
Национальная статистическая служба сообщила, что показатель экономической активности в республике за январь-май снизился на 3,9%. Объем промышленной продукции вырос на 2,4%. Объем строительства снизился на 23,4%. Спад в торговле составил 10,8%, а объем предоставленных услуг сократился на 4,2%.
29 июня глава правительства поручил вице-премьеру Мгеру Григоряну по результатам совещания инициировать разработку программы-стратегии действий, направленных на восстановление потенциала экономического роста. Согласно бюджетному прогнозу правительства, подготовленному финансовым ведомством, рост ВВП по итогам года должен составить 2%.
Новый глава ЦБ Мартин Галстян рассказал на пресс-конференции о том, что, по его мнению, «в любом случае при базовом сценарии спада армянской экономики в 2020 году в минус 4%, ожидается темп восстановления в 2021 году и согласно предварительным прогнозам рост экономики по итогам 2021 года составит 5,5%». Также главный банкир напомнил об апрельском исследовании МВФ, согласно которому глобальный экономический спад оценивается в 3%, а, по данным на 24 июня, прогнозы уже понизились до 4,9%, т. е. в течение чуть менее трех месяцев мировой прогноз ухудшился на 1,9%.
Прогнозы независимых экономистов также не радуют оптимизмом. «Если сравнивать с прошлым годом – экономическим ростом в 7,6%, то значительная часть (5,2%) была обеспечена за счет «локомотива» – роста сферы услуг и торговли. Если в этом году в сфере торговли будет какая-то активность, то в сфере услуг у нас проблемы. К сожалению, они продолжатся до конца года», – полагает экономист Ваагн Хачатрян. Страна по-прежнему закрыта для туристов, определённый рост в сфере промышленности (в 2,4%) частично компенсирует падение. Эта активность, по его мнению, обусловлена горнорудной промышленностью. По мнению В. Хачатряна, падение в 3,9% – не самый плохой показатель. Имели место и куда худшие предсказания, однако меры правительства в определенной степени ослабили кризис.
Экономист эксперт Института Кавказа Грант Микаелян полагает, что восстановить сектор услуг без возобновления туризма не удастся. Он прогнозирует годовой спад национальной экономики в пределах 6%. Во всех случаях эти прогнозы значительно уступают реалиям кризиса 2009 года, когда падение ВВП Армении составило 14,1%.
Мы же в заключение отметим, что все прогнозы такого рода привязаны к ситуации, которая будет складываться на среднесрочную перспективу и связана прежде всего с вышеупомянутой «второй волной» инфекции, степени её интенсивности и возможных последствий.