В Казахстане почтут память жертв COVID-19 - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.11.2024 |

В Казахстане почтут память жертв COVID-19

Казахстанские власти снова ввели карантин, чтобы остановить распространение эпидемии COVID-19. А заодно объявили 13 июля днём траура, чтобы ещё раз напомнить общественности об опасной болезни, которая может унести жизни родных и близких людей.

5 июля в Казахстане снова ввели общереспубликанский карантин. Поводом для этого стал рост заболевания COVID-19 среди населения. Выступая 2 июля, президент РК Касым-Жомарт Токаев сообщил, что «с момента снятия ограничений (11 мая. – Ред.) количество случаев заражения коронавирусной инфекцией увеличилось в семь раз». Число больных COVID-19 уже превысило 50 тыс. человек, хотя в начале мая их было не более 10 тыс. Коронавирус диагностировали даже у первого президента РК Нурсултана Назарбаева и главы Минздрава РК Елжана Биртанова. Последний вынужден был оставить свой пост.

По словам К.-Ж. Токаева, причиной всплеска COVID-19 стал низкий КПД госаппарата, «система госуправления на центральном и местном уровне не подготовилась к эффективному функционированию вне режима ЧП». За ненадлежащую работу выговоры получили акимы сразу трёх мегаполисов – Нур-Султана, Алматы и Шымкента. Давая оценку положению дел, глава государства сказал, что в республике сложилась критическая ситуация, «на грани утраты управляемости». Вирус добрался до чувствительных секторов экономики РК. «Крупным очагом заражения стало Тенгизское месторождение в Атырауской области, где зарегистрировано 1 222 случая заражения коронавирусной инфекцией», – заключил президент.

«Ложку дёгтя» подмешивает беспечность населения, которое не выработало навыки эпиднастороженности. Люди продолжают появляться в общественных местах без масок, устраивают массовые семейные торжества. По словам К.-Ж. Токаева, многие казахстанцы «перестали соблюдать санитарные нормы и меры предосторожности».

13 июля в Казахстане объявлен днём траура по жертвам коронавируса, что призвано среди прочего напомнить об опасности вируса. Ситуация усугубляется тем, что наряду с ростом больных COVID-19 в ряде регионов страны увеличилось количество заболевших пневмонией. По сравнению с первым полугодием 2019 года рост составил 55%. В июне от лёгочной болезни скончалось 628 казахстанцев, в то время как от коронавируса – свыше 280 человек.

Сочетание таких обстоятельств стало поводом для введения очередного общереспубликанского карантина. Его главная задача – стабилизировать эпидемиологическую обстановку в стране и приостановить стремительное распространение эпидемии COVID-19. Кроме того, как пояснил глава государства, очередной карантин должен быть «максимально сбалансированным под углом зрения обеспечения социально-экономических нужд граждан, интересов бизнеса». В руководстве страны ожидают, что подобные меры снизят рост заболевания коронавирусом среди населения и сохранят экономическую активность.

Стоит заметить, что в правительстве РК обсуждали возможные сценарии развития эпидемии в стране. Всего их три. Первый вариант не предусматривает каких-либо особых действий, в том числе введения карантина. В этом случае, по оценке нового министра здравоохранения РК Алексея Цоя, «к концу августа каждый день будет регистрироваться 27 тыс. случаев COVID-19, требующих госпитализации». Для сравнения скажем, что в настоящий момент в РК в день регистрируют около тысячи заболевших коронавирусом граждан. Если правительство ничего не станет предпринимать, то, согласно прогнозу, к следующему месяцу потребность в больничных койках составит около 300 тысяч.

Второй вариант предусматривает введение на две недели на республиканском уровне карантина. По оценке главы Минздрава РК, при этом сценарии будет регистрироваться до семи тысяч случаев заболевания COVID-19 в день, которые потребуют госпитализации заболевших. Потребность в коечном фонде на конец августа тогда составит 80 тысяч. Третий сценарий предполагает общереспубликанский карантин длительностью четыре недели. «Тогда на конец августа будут регистрироваться 2500 случаев в день, требующих госпитализации, и потребность в койках возрастёт до 30 тысяч, что в целом соответствует текущей ситуации», – заявил А. Цой. 

Таким образом, правительство остановилось на компромиссном варианте – введении ограничений на две недели. А это значит, что к концу августа, по подсчётам специалистов, ежедневно будет регистрироваться около семи тысяч инфицированных COVID-19 граждан. Но всё-таки следует брать во внимание, что это прогнозы, которые могут не сбыться.

В отличие от майского карантина, нынешние ограничения не носят тотального характера. Так, сохраняются авиа- и железнодорожное сообщение между городами. Запрет вводится только на автобусные перевозки. Население может использовать личный транспорт, движение общественного транспорта ограничивается по времени. Люди могут в период карантина посещать парки, набережные. При этом запрещается покидать дома лицам старше 65 лет. Кроме того, нацкомпаниям и госучреждениям рекомендовано перевести на онлайн-режим работы не менее 80% персонала. По оценке акима Алматы Бакытжана Сагинтаева, такие меры позволят в мегаполисе с населением 1,4 млн горожан ограничить передвижение 687 тыс. человек.

Следует заметить, что две недели карантина – это не окончательный срок. В обнародованном в СМИ распоряжении Госкомиссии РК говорится, что «в зависимости от дальнейшего развития эпидемиологической ситуации в стране, указанные ограничительные меры могут быть продлены на две недели либо ужесточены». А это значит, что карантин может затянуться на целый месяц. Такое развитие ситуации предусматривает третий сценарий правительства. Вероятность продления карантина зависит от развития эпидемиологический ситуации в стране. Если двухнедельные меры не дадут результата, то вполне возможно, что ограничения не только продлят, но и ужесточат.

Кроме карантина, в Казахстане, по сути, появился «антивирусный бюджет». Как сказал вице-министр финансов Берик Шолпанкулов, на профилактику и борьбу с COVID-19 из республиканского бюджета было выделено 191,9 млрд тенге. «Из них в рамках уточнения бюджета – 125 миллиардов тенге, из резерва правительства – 66,9 миллиарда тенге», – сообщил министерский чиновник. Из этой суммы Министерство здравоохранения РК располагает 114,8 млрд тенге.

Сколько средств и на какие цели будут тратиться в ближайшие недели и месяцы в правительстве РК, рассказал министр здравоохранения РК А. Цой. Большую часть средств – 40,4 млрд тенге направят на стимулирование работников, которые в данный момент заняты в карантинных мероприятиях. На 21,2 млрд тенге будут закуплены средства индивидуальной защиты. 19,5 млрд тенге потратят на медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями в инфекционных, провизорных и карантинных стационарах. Ещё 14,8 млрд тенге пойдут на закупку трёх быстровозводимых комплексов для размещения заболевших COVID-19 граждан. Суммой в 13,7 млрд тенге оплатят услуги по оказанию лабораторных исследований методом ПЦР (полимеразной цепной реакции).

В числе приоритетных статей расходов Минздрава РК значится приобретение отечественных аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких) для карет скорой медпомощи. На эти цели зарезервировано 310 млн тенге. Ещё 131 млн тенге направят на эвакуацию казахстанцев. Любопытно, но при этом правительство РК не сильно озабочено увеличением больничных койко-мест. Тем более что в рамках второго сценария рассматривается вероятность госпитализации до 300 тысяч граждан. Если такие ожидания сбудутся, то не исключено, что Минздрав РК столкнётся с «коечным коллапсом». Уже сегодня больницы переполнены заболевшими гражданами. Поэтому приходится идти на нестандартные решения. Как сказал на днях аким Нур-Султана Алтай Кульгинов: «На базе гостиницы Ramada Plaza мы открыли дополнительно 500 койко-мест. Из них свыше 65% уже заняты пациентами». На очереди – студенческие общежития.

Проблема в том, что все последние годы правительство занималось реформированием системы здравоохранения и при этом часто равнялось на страны ОЭСР (международная экономическая организация развитых государств), где наметилась тенденция к сокращению числа больничных коек. Так, если в «привилегированном клубе» на 10 тыс. человек приходилось 50 коек, то в Казахстане – 53. Тенденция отражала процессы в системе здравоохранения стран ОЭСР, равно как и потребности в больничных койках. С другой стороны, она указывала на то, что в последние десятилетия никто в мире не готовился встретиться с угрозой, подобной той, что несет COVID-19.

Казахстан в свою очередь равнялся на государства ОЭСР и рассматривал отечественные клиники с их обилием койко-мест как рудимент прошлого. В итоге тенденция сокращения приобрела форму политики оптимизации учреждений здравоохранения. Если в 1991 году по республике было 230 тыс. больничных коек, то в 2010 году их уже стало 119 тыс. А в 2018 году количество коек в медицинских учреждениях Казахстана было доведено до 98 тыс. единиц. В настоящий момент республика приблизилась к показателям стран ОЭСР, но победа оказалась пирровой. Остаётся надеяться, что карантин стабилизирует эпидемиологическую обстановку в стране.

С отменой в мае карантина никто не питал иллюзий относительно снижения роста заболевания COVID-19. Предполагалось, что он будет носить умеренный характер. Остановит ли очередной карантин распространение вируса, зависит от чиновников и сознательности населения. Поскольку до сих пор на улицах можно наблюдать картину, когда люди ходят без масок, а госслужащие игнорируют такие нарушения.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3712
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика