В разгар пандемии коронавируса киргизские чекисты не спят. В мае в Ошской области они задержали активного сотрудника медиацентра «Хизб ут-Тахрир» (запрещена в РФ). Будучи членом этой религиозно-экстремистской организации (РЭО), задержанный – гражданин одной из соседних стран – занимался распространением материалов экстремистского толка, имея полный арсенал технических средств для работы в интернет-пространстве.
Факт задержания акцентировал внимание на специфике действий экстремистских группировок в условиях эпидемии и закрытости границ. COVID-19 не смог отправить деятелей РЭО в самоизоляцию, зато подтолкнул к технологическому смещению акцентов экстремистской деятельности в онлайн. Процесс вербовки в ряды экстремистов новых рекрутов и дестабилизации обстановки в регионе продолжается.
Пандемия интернет-экстремизма
Спустя месяц после задержания ошского медиаэкстремиста в Нарынской области Киргизии была пресечена деятельность членов женского крыла «Хизб ут-Тахрир». У задержанных обнаружены экстремистская литература, электронные носители информации (планшет, ноутбуки, телефоны, сим-карты) и тетради с записями, содержащие пропагандистские материалы РЭО.
Задержания распространителей экстремистских материалов в социальных сетях для Киргизии – явление не случайное и довольно распространенное. Экстремист, задержанный в феврале нынешнего года в Бишкеке, через Интернет проталкивал идею халифата.
Экстремистские пропагандисты, взявшие на вооружение Интернет – люди разных возрастных и социальных групп. В 2019 году в социальных сетях распространяли экстремистские материалы 18-летняя студентка из Джалал-Абадской области, а в Чуйской области – 48-летний сторонник РЭО.
30 июня в ходе совместных оперативных мероприятий спецслужб Узбекистана была разоблачена незаконная деятельность группы приверженцев международной террористической организации «Тавхид ва жиход катибаси» (запрещена в России), стоявшей за взрывом в метро в Петербурге 3 апреля 2017 года. Тогда погибли 15 пассажиров и смертник. Более 60 человек пострадали. В подпольную группу входило 11 человек, действовавших на территории Ташкента.
По сведениям МВД Узбекистана, указанные лица, попав под влияние боевиков, действующих в рядах международной террористической организации в Сирии, в ходе подпольных сходов обсуждали скачанные в Интернете видеоролики экстремистского характера и в целях совершения «хижрата» (переселение. – Ред.) «джихада» планировали выехать в Сирийскую Арабскую Республику.
Органы внутренних дел Узбекистана в связи с задержанием джихадистов выступили с обращением: «Хотелось бы предупредить наших граждан, особенно молодежь, чтобы не допустить нарушения закона, не попадать под влияние разрушительных идеологий, не обмануться призывам в сомнительных сайтах в социальных сетях, не пользоваться, не хранить и не распространять материалы, являющиеся угрозой для общества».
Для подобного обращения правоохранительные органы имели все основания. 23 июня сотрудниками органов внутренних дел и государственной безопасности РУз в ходе оперативных мероприятий в Ташкенте и Ташкентской области задержали 25 приверженцев «Тавхид ва жиход катибаси» (запрещена в РФ). Все задержанные, как говорится в сводке МВД, находились под влиянием 19-летнего гражданина Узбекистана, добившегося расширения своей группы, используя социальные сети.
Паутина киберэкстремизма
Экстремисты рассматривают использование «сомнительных сайтов в социальных сетях» как наиболее эффективный способ пополнения рядов своих сторонников. Кроме того, контакты в интернет-сообществах позволяют оперативно поддерживать связь на географически больших расстояниях, обсуждать, планировать и координировать будущие акции в достаточно скрытом режиме, что отмечается во всех случаях задержания экстремистов.
В программе правительства Киргизской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы зафиксирован важный факт, что именно «пропаганда идей религиозного экстремизма и терроризма из-за рубежа в интернет-пространстве и социальных сетях с использованием системного психологического воздействия в отношении отдельных граждан способствовала вовлечению их в зарубежные деструктивные организации». В результате этого растет число выездов граждан республики для участия в боевых действиях в составе так называемого «Исламского государства» (запрещена в РФ).
По состоянию на декабрь 2014 года спецслужбы Киргизии отметили 170 случаев выезда киргизских граждан из страны для участия в боевых действиях на стороне террористической организации. В мае 2015 года этот показатель достиг 350, а в сентябре 2016 года – уже 560.
Как свидетельствует статистика, пропаганда религиозного экстремизма в Киргизии из-за рубежа давно усилилась действиями через интернет-паутину медиаэкстремистов, находящихся на территории республики. По данным Антитеррористического центра ГКНБ КР, в сети Интернет ведется дистанционная вербовка в террористические группировки, распространяется онлайн-пропаганда, а также осуществляется финансирование и непосредственная подготовка боевиков. Обучение тактике уличного терроризма и координация преступной деятельности зачастую проводится в мессенджерах (WhatsApp, Viber и др.).
Еще в ходе состоявшегося в прошлом году в Бишкеке экспертного круглого стола «Укрепление потенциала по инклюзивной профилактике онлайн экстремизма и терроризма» было озвучено: «Картирование насильственного онлайн-экстремизма в Центральной Азии показывает, что Telegram и Facebook остаются наиболее используемыми онлайн-площадками для террористических целей».
Зачастую мультиязыковой контент распространяется через нейтральные «точки входа» (новостные или религиозные сайты) путем вбросов. Набирающие оборот совместные меры по противодействию онлайн-пропаганде со стороны государств и транснациональных поставщиков информации с использованием Интернета заставляет деструктивные группы находить новые способы распространения информации, и они все чаще совершают свои онлайн-действия в глубокой сети (Deep Web).
В 2018 году в Киргизии был заблокирован доступ к 139 экстремистским сайтам и 210 страницам в социальных сетях. По фактам пропаганды и распространения экстремистских материалов «Талибана», «Хизб ут-Тахрира», «ИГ» (запрещены в РФ) прокуратура республики вынесла 38 представлений в суды. В 2019 году за распространение информации террористического и экстремистского характера вынесено 15 судебных решений о блокировании 20 интернет-сайтов, 98 аккаунтов в социальных сетях и 26 групп в мобильных мессенджерах. Зафиксировано 33 факта распространения информации межнационального, межрегионального и межконфессионального характера.
Чем хуже, тем лучше
По словам главного редактора портала Factchek.kg Болота Темирова, в социальной сети Facebook активно действуют фейковые аккаунты, занимающиеся пропагандой запрещенных в Киргизии организаций. «Проведенный нами анализ показал, что многие аккаунты этой организации могут и не постить информацию о своей организации. Сообщения могут быть просто информационными, они могут делиться новостями о событиях в Кыргызстане, это могут быть сообщения на религиозную тему», – говорит эксперт по проверке фактов.
Экстремистская организация или ее член, размещая на своем сайте и аккаунте информацию о жизни страны, пост о житейской проблеме или событии, одновременно с упоминанием об идеологических посылах представляемой ими структуры обеспечивают преступникам возможность позиционировать себя в выгодном свете. На фоне промахов властей, фактов попрания принятых в обществе моральных норм они используют для достижения своих целей даже гуманистические ценности.
Экстремистские и террористические организации, используя Интернет, проводят в киберпространстве целый комплекс мероприятий. Ими ведется информационно-пропагандистская, вербовочная работа, обучение рекрутов, сбор денежных средств, проведение кибератак. В основе психологического воздействия лежит стремление посеять страх и ощущение беспомощности, продемонстрировать мощь и силу экстремистской организации. Не исключено, что за фейковыми новостями о пандемии коронавируса стоят экстремистские силы. В основе противоправных действий экстремистов лежат намерения по дестабилизации обстановки в стране, регионе, наращивании числа своих духовных сторонников.
В мэрии Бишкека сообщили, что в связи с обострением эпидемиологической обстановки и введением ограничений в движение общественного транспорта в столице выявлены факты провокаций и угроз водителям, направленных на ограничение работы микроавтобусных такси.
Газета «Дело №» пишет, что в социальной сети «Инстаграм» злоумышленники создали фейковый аккаунт общественного благотворительного фонда «Элим барсынбы», что подтвердил его руководитель. Он сообщил, что злоумышленник объявил от имени фонда сбор денег на покупку аппаратов ИВЛ и кислородных концентраторов. После того как на мошенника вышли и он понял, что изобличен, информация на странице была изменена, самозванец стал представляться от имени другого реального благотворительного фонда «Жароокерлик».
Директор фонда «Элим барсынбы» рассказал: «По голосу заметно, что разговаривали мы с человеком из мест не столь отдаленных. Проще говоря, с осужденным. В его речи проскакивали жаргонизмы. Созвонились с представителями «Жароокерлик». Они были не в курсе».
15 июня во время акции протеста против семейного насилия, проходившей в Бишкеке около Белого дома, неизвестный, по предположению СМИ, сотрудник милиции, пнул одного из митингующих. Поводом для акции послужило видео, распространенное в социальных сетях, где мужчина пытает и бьет женщину. На кадрах видно, что ее руки связаны, на шее висят покрышки с кирпичами. Мужчина обливает ее с головы до ног ледяной водой и несколько раз бьет по лицу. При этом он просит снимать это на видео.
Возможно, что не за каждым изложенным эпизодом стоят экстремисты. Но то, что все они играют на руку РЭО, очевидно.
Исходя из анализа ситуации на просторах Содружества, руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков отмечает, что вербовщикам от экстремизма стало проще выполнять свою работу: люди больше подвержены внушению из-за повысившегося уровня безработицы и общего уровня стресса из-за пандемии.
Стоит помнить об этом и соблюдать бдительность.