На все лады склоняемое название вируса, ставшего источником настоящей пандемии, продолжает удерживать всеобщее внимание. COVID-19, о происхождении которого, а также о методах лечения и профилактики спорят уже больше полугода и научное сообщество, и врачи-клиницисты, остаётся на первых полосах СМИ.
Меры по сдерживанию эпидемии – беспрецедентны. Как и сопровождающий эти меры медийный фон. Страны, по-разному пережившие первую волну пандемии, с ужасом ожидают вторую. Столь жёстких ограничительных мер не наблюдалось ни при эпидемиях обычного сезонного гриппа, ни при случавшихся уже коронавирусных эпидемиях (так называемые птичий и свиной грипп).
Одним из шансов, которые, возможно, смогут вернуть жизнь населения в обычные рамки, называют создание вакцины. Вакцинирование со времён пастеровских опытов, действительно, спасло миллионы жизней, практически полностью защитив современное человечество от болезней, выкашивавших жителей планеты Земля тысячелетиями. Оспа, чума, полиомиелит, малярия, корь, дифтерия... Эти названия болезней большинству сегодня живущих в ареале западной цивилизации скорее кажутся жуткими рассказами, чем реальностью. И даже вечно изменчивый грипп удалось «приручить». Так, в России заболеваемость гриппом за последние 20 лет снизилась почти в 150 раз – с 5173,8 человека на 100 тысяч (1997 год), до 34,9 случая на то же количество населения (2017 год). Именно в этот период в РФ начала применяться массовая вакцинация против гриппа.
Вадим Рассохин, доктор медицинских наук, профессор кафедры социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии Первого Санкт-Петербургского медицинского университета, в интервью «Новой газете» сообщил, что, несмотря на опасения учёных, коронавирус нового типа всё же обладает невысокой мутагенностью, что показали наблюдения за ним в течение полугода, значит, вакцину сделать возможно.
Поэтому на сегодняшний день вакцину от коронавируса COVID-19 пытаются разрабатывать учёные всего мира, уже более 150 команд участвуют в этом процессе. Только в России их семь – Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России (НИЦЭМ), ГНЦ «Вектор», 48-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны, компания «Биокард», Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток, ФМБА и РАН.
Некоторые из уже созданных этими командами вакцин проходят клинические испытания, в том числе на добровольцах-военнослужащих и медработниках. Так, сотрудники НИЦЭМ провели неофициальные испытания вакцины на себе. Это перспективная векторная вакцина, разработанная на основе ДНК аденовируса, в которую встроен элемент генома коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19). Вакцина показала себя хорошо, не вызвав негативных побочных эффектов и выработав иммунитет. Проверка новой вакцины идёт и в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет). Вакцину испытывают на добровольцах. Добровольцы сообщают, что проблем вакцина им не доставила – максимум пару дней немного повысилась температура.
«Ни сама вакцина, в основе которой лежат векторы, ни белок, который вырабатывается в клетках организма, не представляют угрозу для человека и не могут вызвать заболевание», – пояснила Елена Смолярчук, руководитель Центра клинического изучения лекарственных средств Сеченовского университета.
Проверяли на себе сотрудники векторную (рекомбинантную) вакцину, основная особенность которой – это то, что создаётся такая вакцина на основе ослабленного вируса (вектора), в состав которого включается участок генома вируса, против которого надо создать иммунитет. Сам генетически модифицированный вирус-носитель просто доставляет необходимый для образования иммунного ответа клеток организма белок того вируса, против которого и работает вакцина. Современные вакцины против ветряной оспы, краснухи и кори создаются именно таким способом.
Есть и иные способы их создания. Например, инактивированные вакцины с вирусными белками и генные вакцины (мРНК-вакцины). Последние обычно используют для создания вакцин против вирусов, которым свойственна высокая скорость мутаций. Это наиболее новый и наименее клинически исследованный тип вакцин.
К концу мая Всемирная организация здравоохранения уже зарегистрировала 124 потенциальные вакцины-кандидаты (вакцины, которые находятся в разработке или на стадии клинических исследований), их список постоянно пополняется. Из них восемь – российские. Активно создают свои вакцины и другие страны. Например, в Бразилии уже испытывают вакцину, созданную Оксфордским университетом для шведско-британской фармкомпании AstraZeneca. Последняя уже пообещала поставить в ЕС 400 миллионов доз. Правда, некоторые учёные, в частности французский исследователь профессор Ив Годен из Национального центра научных исследований Франции, испытывают по этому поводу сомнение. Китай тоже заявил, что разрабатывает семь вакцин в тесном сотрудничестве с Российской Федерацией и готов результаты своей работы предложить всему миру.
Для изучения и скорейшего внедрения наиболее качественных вакцин ВОЗ создала специальный проект «Солидарность». Дело в том, что стандартные сроки создания вакцины – эффективной и безопасной – составляют до 20 лет, а стоимость такого процесса доходит до миллиарда евро. Однако, в том числе и благодаря международному сотрудничеству, у населения планеты есть шанс получить вакцину от COVID-19 уже в 2021 году, а у российских граждан – уже в 2020-м.
Однако производство вакцин не только затратное, но и экономически выгодное занятие. Только вакцины от коронавируса, охватившего пандемией планету, потребуется миллиарды доз. И те, кто первым дойдёт до финиша в гонке за создание новой вакцины, получит огромное преимущество. Учитывая как риски, так и перспективы и возможности, организации, занимающиеся разработкой вакцин создали специальный международный фонд «Партнерство по разработке лекарственных средств» (Product Development Partnerships, PDP), который при возникновении ситуаций, подобных сегодняшней и грозящих крупными эпидемиями, выделяет средства для производства исследовательских работ.
Так, например, при поддержке PDP созданы препараты против малярии и туберкулеза. И в создании вакцины против COVID-19 этот фонд также принимает деятельное участие. А на международном марафоне по сбору средств на борьбу с коронавирусом удалось собрать более шести миллиардов долларов. Страны Европы, такие как Германия, Франция, Италия и Нидерланды, создали «Альянс за инклюзивную вакцину», который объявил своей целью производство собственной вакцины и обещает загрузить её производством все возможные производственные мощности на территории Европы с тем, чтобы производить её не только для своих граждан, но и для беднейших стран Африки. Участники международного саммита, прошедшего в начале июня, планируют выделить около девяти миллиардов долларов для «Глобального альянса по вакцинам и иммунизации».
Производство уже апробированной вакцины против коронавируса также вызывает много вопросов: производственных мощностей в мире не хватает, они сосредоточены в основном в высокоразвитых странах, но и там есть свои сложности. Как предполагают некоторые специалисты, сначала вакцинацией будут обеспечены граждане стран, которые вакцину изготавливают, а затем уже прочие. То есть налицо вероятность того, что страны победнее, не обладающие развитой фармацевтической промышленностью, будут ждать вакцину достаточно долго.
Подобные перспективы уже вызвали скандал среди европейской общественности, где французская компания Sanofi заявила, что разрабатываемая ею на деньги США вакцина прежде всего будет поставляться в США. А затем масла в огонь подлила сама Америка, заявив, что Китай пытается строить препятствия для западных стран в разработке вакцины от коронавирусной инфекции. Об этом 7 июня заявил американский сенатор-республиканец Рик Скотт в «Шоу Эндрю Марра» на телеканале BBC. Однако ещё в мае американская компания Moderna сообщала, что первый этап испытаний созданной ей вакцины на людях прошел успешно, что вызвало ликование и взлёт фондовых индексов на биржах страны.
Страсти по вакцине в мире не утихают. В свою очередь, страны ЕАЭС полагаются на мощности России в создании вакцины. О том, что они могут рассчитывать на то, что РФ поделится с союзниками результатами своих разработок, ещё в апреле заявил Владимир Путин. Еще в конце зимы Москва, сообщило агентство Sputniknews, «передала Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану, а также некоторым другим странам СНГ тест-системы для диагностики коронавируса и запас необходимых химических реагентов. В Кыргызстане заявили, что получили из Москвы 7,5 тысячи тест-систем, которые полностью покрыли потребности республики в средствах диагностики».
Интеграция в борьбе с вирусом, а также тот факт, что в странах ЕАЭС организация здравоохранения выстроена по иному принципу, чем в странах Запада, даёт свои положительные результаты – показатели стран Союза в распространении вируса и смертность от него заметно ниже среднемировой, что отмечалось неоднократно, в том числе и официальными представителями ВОЗ.
Помимо вакцин, Россия разрабатывает и иные меры по выявлению вируса, кроме уже ставших привычными тестов. Создан и поступает в производство специальный прибор, который будет устанавливаться в местах большого скопления населения – вокзалах, аэропортах и т. д., это аппарат, который, выделяя воду из окружающего воздуха, выявит и патогенную микрофлору, в нем находящуюся. Среди тех, что способен «опознать» прибор, – десятки наименований вирусов и бактерий. В том числе и SARS-CoV-2. Центр им. Гамалеи Минздрава РФ также предложил для производства ручной анализатор, способный проверить на наличие опасных вирусов небольшие помещения, салоны самолётов, автомобилей. Размером ручной анализатор не превышает обычную кофеварку.
* * *
И в завершение – хорошая новость.
«Исследование первой в мире вакцины от COVID-19 на добровольцах в Сеченовском университете успешно завершилось. Первая группа добровольцев будет выписана в среду, вторая – 20 июля», – заявил 12 июля «РИА Новости» директор Института трансляционной медицины и биотехнологий Сеченовского университета Вадим Тарасов.
Это означает, что Россия с честью проходит испытание ковидом в качестве одного из ведущих научно-медицинских центров планеты, а жители страны и стран ЕАЭС будут защищены от опасной болезни вакцинами отечественного производства.