Несмотря на продолжающийся в последние годы шквал критики, Евразийский экономический союз продолжает свое развитие. Страны-участники не только не собираются отказываться от дальнейшего сотрудничества в рамках данного интеграционного объединения, но и, напротив, стремятся сделать все от них зависящее, чтобы реализовать весь заложенный в него потенциал.
Очередным подтверждением стало заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), прошедшее в Минске 17 июля. Тот факт, что представители Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России не побоялись провести полномасштабную очную встречу в период сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки, а приезд в белорусскую столицу премьер-министра РФ Михаила Мишустина стал первой его зарубежной поездкой с момента введения ограничений из-за коронавируса, только подтверждает особую значимость данного мероприятия.
Стоит заметить, что вопросы, которые изначально выносились на повестку дня, свидетельствуют о стремлении сторон внести ясность по самому широкому спектру многостороннего сотрудничества. Предполагалось обсудить проблемы в сфере торговли и конкуренции, применения антидемпинговых и компенсационных мер, функционирования внутреннего рынка, в том числе систему маркировки в ЕАЭС, а также вопросы промышленности, сельского хозяйства и сотрудничества стран в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией. Подобного широкого списка уже давно не выносилось на обсуждение ЕМПС, а итоги последних двух заседаний не внушали многим оптимизма.
Можно напомнить, что 10 апреля во время встречи членов Совета в видеоформате был принят пакет мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения, поддержанию взаимной торговли, свободы передвижения товаров в условиях распространения Covid-19 и созданию условий для последующего экономического роста. Кроме того, стороны лишь рассмотрели Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и приняли решение «сформировать эффективные механизмы комплексного правового регулирования в международной электронной торговле».
Позже, 23 апреля, на внеочередном заседании ЕМПС, его участникам и вовсе не удалось достичь консенсуса по одному из самых важных за последние годы вопросов тарифообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. Армению и Белоруссию не устраивает предложенная формула определения газовых тарифов. Поэтому данный вопрос было решено передать на рассмотрение глав государств, которые, как известно, также не смогли прийти к общему знаменателю. Как отмечал 19 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета, прошедшем в режиме видеоконференции, президент РФ Владимир Путин, если бы Минск и Ереван смогли согласиться с предложенной ранее формулой, «то других препятствий на пути одобрения стратегии не осталось бы вообще».
Все, что удалось сделать главам правительств на предыдущем заседании ЕМПС, это согласовать позиции по либерализации международных автомобильных перевозок, по процедуре выработки гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию и по сотрудничеству в области здравоохранения. При этом, как предполагалось, многое из того, о чем стороны так и не смогли договориться, должно было решиться именно на июльском заседании в Минске. Как показали его итоги, ситуация в межгосударственном сотрудничестве в рамках ЕАЭС все еще далека от идеальной, хотя стороны действительно продемонстрировали стремление найти развязки по наиболее серьезным вопросам взаимодействия.
Неудивительно, что работа нынешнего Совета началась с рассмотрения проблемы устранения барьеров в рамках функционирования внутреннего рынка Союза. Сегодня главным инициатором данного вопроса является Белоруссия, которая председательствует в ЕАЭС и определяет повестку дня в объединении. Как отметил глава белорусского правительства Роман Головченко, «к сожалению, пока не удается в полной мере переломить силу сопротивления при решении вопросов свободной торговли без изъятий и ограничений».
И, как показали итоги заседания ЕМПС, сторонам так и не удалось решить все поставленные перед собой задачи. Хотя, по словам премьер-министра Армении Никола Пашиняна, встреча была весьма эффективна, а ее участники смогли согласовать основные подходы и продвинуться в устранении существующих препятствий. «Сегодня мы заслушали доклады о десяти барьерах, и в принципе восемь из них практически устранены. Были очень важные вопросы – по поводу участия организаций ЕАЭС в государственных тендерах: я думаю, там тоже мы к довольно-таки хорошему решению пришли», – заявил он по итогам встречи.
Кроме того, премьер-министр Казахстана Аскар Мамин сообщил о создании по инициативе казахстанской стороны специального комитета для урегулирования разногласий в сфере перемещения товаров между странами ЕАЭС. При этом он призвал ускорить реализацию договоренностей о применении интегрированной информационной системы союза, так как сегодня из разработанных для ее реализации 88 общих процессов введены в действие только 19. По мнению А. Мамина, это «позволит упростить условия экспорта, увеличить объем взаимной торговли, снизить административные нагрузки на бизнес, а также обеспечить контроль перемещаемых товаров».
Не менее интересным стало и заявление Михаила Мишустина, предложившего задействовать передовые таможенные и фискальные инструменты, которые используются в России для урегулирования разногласий, связанных с перемещением товаров через границы стран-членов ЕАЭС. По его словам, если стороны найдут консенсус в данном вопросе, это потребует пересмотра таможенных практик Союза, а также гармонизации условий ведения бизнеса и перевода ряда процедур в так называемую цифровую форму. Все это, как и принятое на заседании в Минске решение об отмене с 1 марта 2021 года при совершении таможенных операций в электронном виде дополнительных отметок на бумажных носителях, по мнению российского премьера, будет только способствовать дальнейшему развитию ЕАЭС.
Помимо этого, в Минске было решено начать совместную реализацию проектов по самому широкому спектру сотрудничества в рамках Союза. В частности, принятая карта индустриализации предусматривает проекты на общую сумму в $200 млрд и должна стать инструментом для координации действий стран ЕАЭС по импортозамещению. Кроме того, по словам председателя коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаила Мясниковича, в ближайшем будущем будет сформирована «группировка из 5 космических аппаратов, для дистанционного зондирования Земли для обмена информацией в рамках ЕАЭС». Дополнительно к этому в рамках ЕАЭС запланировано осуществить программу в агроиндустрии для обеспечения полной продовольственной безопасности объединения.
Наиболее близкими друг другу позиции пяти стран оказались в вопросе о предотвращении распространения коронавирусной инфекции. Вынесенный на обсуждение комплексный план в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не нашел серьёзных возражений у участников ЕМПС и был утвержден. Согласно ему, планируется «обмен информацией, реализация согласованного алгоритма реагирования на вспышки инфекционных заболеваний, совместная разработка рекомендаций по проведению лабораторных исследований», а также совместные научные исследования и ряд других мероприятий.
При этом, что немаловажно, присутствовавшие на саммите выразили готовность обмениваться опытом борьбы с коронавирусом и создать работоспособные механизмы взаимодействия по данной проблеме в рамках объединения. Об этом, в частности, заявил М. Мишустин, добавив, что речь идет о повышении квалификации медицинских работников и санитарно-эпидемиологических работников, передаче тест-систем для диагностики коронавируса, а также реагентов и приборов бесконтактного измерения температуры тела.
Еще одним положительным моментом, который может свидетельствовать о важности нынешнего заседания Межправсовета, стало решение одобрить Стратегию развития евразийской интеграции до 2025 года. По словам белорусского премьера, подписание данного документа ожидается осенью в Минске. В нем, как было отмечено, «заложены механизмы формирования общих рынков Союза, сформулированы подходы к развитию новых направлений в совместной инновационной и инвестиционной деятельности».
Однако стоит отметить, что, несмотря на множество действительно положительных моментов, нынешнее заседание ЕМПС так и не стало решающим в вопросе формирования общих энергетических рынков. Кроме того, стороны не смогли полностью договориться о маркировке товаров в рамках объединения. Эта проблема также является довольно серьезной для участников Союза, так как у некоторых из них, в частности Белоруссии, есть опасение, что ранее согласованные сроки введения маркировки на отдельные группы товаров «в условиях нынешней пандемии могут привести к ограничению взаимных товарных потоков».
Определенные подвижки все же сделаны. Так, были согласованы системные подходы к введению маркировки товаров, независимо от вида продукции и уровня внедрения маркировки – «на весь Союз, на несколько государств или на уровне одного государства». Теперь члены ЕАЭС должны не позднее девяти месяцев до запрета на оборот немаркированной продукции уведомить ЕЭК о намерении ввести маркировку на своей территории. Как было отмечено, это решение позволит «не допустить возникновения барьеров на рынке Союза, связанных с различными стандартами национальных систем маркировки». При этом предложение России о введении маркировки молочной продукции было отложено.
В целом же итоги прошедшего в Минске заседания Евразийского межправительственного совета можно назвать довольно положительными. Как отметил Михаил Мишустин, «мы очень плодотворно поработали, подписали соответствующие документы, практически везде договорились, есть компромиссы». Это означает, что пять стран ЕАЭС по-прежнему намерены не отступать от намеченных ранее целей.
Вероятно, следующее заседание, которое должно состояться в Ереване в октябре, прояснит ситуацию по оставшимся вопросам сотрудничества. Пока же стоит поблагодарить приехавших в Минск за то, что они осознают важность многостороннего взаимодействия и готовы двигаться дальше по пути интеграции.
__________________________
Фото: http://www.eurasiancommission.org/