Феномен «Бессмертного полка» заставляет задуматься. Великая Отечественная, год за годом погружающаяся во всё более далёкое прошлое, казалось, всё меньше волнует людей, имеющих уже совсем иные приоритеты. Всё более формально с годами выглядели мероприятия, посвящённые памяти героев и жертв Великой Отечественной, всё меньше оставалось живых свидетелей той эпохи. За рубежами России – в Европе и за океаном – всё спокойнее и увереннее переписывали историю этого периода. И во многих европейских и американских учебных пособиях по истории уже было сложно разглядеть роль Красной армии во Второй мировой войне. Обывателю из Америки непонятно, что в ней делали русские, коими без особых умствований, скопом названы и украинцы, белорусы, казахи, евреи, грузины, таджики и ещё сотня, не меньше, народов бывшего СССР.
И вот тогда, когда, казалось, многие из самих русских стали забывать, что это была за война, кто и как одержал в ней победу, внезапно появляется движение «Бессмертный полк» и за несколько лет набирает невероятную массовость, поражая количеством людей, выходящих на улицы с портретами предков – тех, что воевали и ковали Победу в тылу.
Как это было, как развивались события, стоит напомнить. История движения, особенно его зарождения в нынешнем виде, имеет несколько вариаций и поворотов. Как и людей, которые считаются основателями движения.
Прежде всего, получила известность история о том, как Геннадию Иванову, внештатному корреспонденту газеты «Тюменские вести», председателю Совета ветеранов батальона полиции по Тюменской области, во сне пришла идея пройти с портретами воевавших предков торжественным шествием по улицам города. Это случилось накануне Дня Победы в 2007 году. Иванов не стал откладывать реализацию своей идеи в долгий ящик, мобилизовал единомышленников и в том же году по Тюмени прошли горожане с портретами своих дедов – героев сражений Великой Отечественной. В местной газете же появилась заметка «Семейный альбом на параде». На следующий год в Тюмени собралась уже целая колонна желающих пронести портрет деда-ветерана в праздничном шествии.
Идея начала охватывать регионы, и в 2010 году уже в 20 субъектах Федерации прошли колонны с портретами фронтовиков. Но тогда формат акции, как и её название, ещё не оформились окончательно. Так в 2011 году в Москве на Поклонной горе прошла акция, в которой участвовали школьники с портретами своих предков-ветеранов и ветераны Великой Отечественной.
Акции в разных городах и в разные годы носили различные названия – шествия в Тюмени проходили сначала под названием «Парад победителей» (2008 год), московская акция 2011 года носила название «Герои Победы – наши прадеды, деды!».
И только в 2011 году томичами журналистами Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым было оформлено общественное движение, получившее своё нынешнее имя «Бессмертный полк». Томский «Бессмертный полк» собрал в 2012 году примерно шесть тысяч жителей города, несших две тысячи фотографий своих предков. Задачи общественного движения, организованного томичами, формулировались, как сохранение семьями личной памяти о поколении, прошедшем через Великую Отечественную войну. Собственно, такою функцию «Бессмертный полк» выполняет и поныне. Был создан устав движения, и приняты основополагающие его принципы – «Бессмертный полк» не может служить рекламной площадкой ни для коммерческих структур, ни для политических сил и участвовать в нём может каждый желающий.
В 2013 году московский координатор «Бессмертного полка» Николай Земцов провёл первое шествие на Поклонной горе, где собрались около тысячи москвичей. Идеи акции активно распространялись через региональных координаторов движения и журналистов. В этот же период появились согласованные символика и формы проведения мероприятия, и в 120 населённых пунктах России, Украины, Казахстана, Кыргызстана прошли шествия под знамёнами «Бессмертного полка». Причём Москва ещё не лидировала по количеству участников среди городов, в Туле, Барнауле и Томске шествие в тот год собрало более чем по 20 тыс. человек.
В следующем, 2014 году московский «Бессмертный полк» собрал в сорок раз больше и с трудом поместился в парке Победы на Поклонной горе. Это был год триумфального возвращения Крыма и огромного подъема патриотических сил и настроений. Стало ясно, что московскому «Бессмертному полку» тесно в рамках Поклонной горы, и в 2015 году, в юбилей Победы, шествие прошло уже по главным улицам Москвы. Возглавил «Бессмертный полк» президент России Владимир Путин с портретом своего отца, ветерана Великой Отечественной.
В колоннах полка прошли более 500 тысяч человек только в Москве, такие же акции прошли в 1200 городах России, за рубежом, в том числе в Донецке и Луганске, и всего в праздничном марше прошагали более 12 миллионов человек по всему миру. В России мероприятия «Бессмертного полка» были поддержаны на государственном уровне, что даже вызвало опасения тех, кто его задумал первоначально. Опасения касались возможного перевода добровольного движения в рамки обязанности, что зачастую способно погубить лучшие общественные начинания. Но всё же необходимый баланс между добровольностью и помощью государства был найден.
В последующие годы движение росло и ширилось. Люди выходили на шествия с портретами предков в самых разных уголках мира. Стало традицией, что президент России идёт в колонне соотечественников, а в 2018 году к нему присоединились и президент Сербии, и премьер-министр Израиля. Америку, Европу и страны Азии потрясло количество вышедших у них на шествие потомков ветеранов.
Ещё одной особенностью этого феномена стали стихийные акции русских (а точнее всех, кого считают русскими иностранцы и кого я уже перечисляла выше), которые также вышли с портретами дедов на улицы в праздник Победы. И не только российских или бывших советских городов, шествия прошли и в американских, австралийских городах, в Мексике и Омане, Люксембурге и Республике Конго. Более 80 стран мира увидели на своих улицах шествие «Бессмертного полка». Это потрясло как самих граждан этих государств, так и политиков. А также показало, насколько активно сегодня идёт перемещение людей, как много потомков граждан СССР сейчас живёт в самых экзотичных уголках мира, и эти люди, несмотря на то что живут вдалеке от родины, хранят память о своих предках и их подвиге.
Хочется сказать, что идеи подобного шествия давно бродили в народе, и ещё в 60-х годах прошлого века дети выходили на праздничные шествия с портретами своих воевавших отцов и дедов. Однако только сегодня благодаря технологиям стало возможным создание большого портрета, который можно поместить на планшет и пройти с ним по улицам, не опасаясь потерять или испортить драгоценную, порой единственную «карточку», бережно хранимую в семейном альбоме или под стеклом на стене.
Наступившая эра цифровых технологий создала предпосылки для того, чтобы каждый заинтересовавшийся историей своей семьи и подвига своих предков в Великой Отечественной смог максимально просто отыскать нужные ему сведения. Сегодня специальные порталы, типа «Подвиг народа», наполненные оцифрованными документами того периода – наградными листами, картами военных действий, отчётами командиров и т. д., позволяют отыскать массу интересующей потомков информации. Помимо этого, ширятся и активно себя продвигают общественные инициативы вроде инстаграм-акции «Эстафета народной памяти», призванные дать возможность рассказать о подвиге членов своей семьи в военную пору. Вообще возрождение народной памяти о том великом единении и порыве, который связывал жителей всех советских республик в годы войны, стало одним из основных направлений государственной политики России, Казахстана, Белоруссии и других стран в связи с проявившимся общественным запросом на подобную тематику. И уже крупнейшие компании России организовывают собственные порталы для тех, кто ищет сведения о своих близких и их подвигах или хочет разместить воспоминания о них. Фонд Президентских грантов активно поощряет проекты, связанные с этой тематикой, активисты-общественники ежегодно ведут раскопки и перезахоронения павших в Великую Отечественную солдат и командиров.
В связи с ограничениями, которые в этом году произошли из-за коронавируса, впервые за много лет традиция торжественного прохода «Бессмертного полка» по улицам наших городов и сёл прервалась. И хотя оперативно был создан интернет-ресурс, призванный заменить шествие размещением информации о ветеране войны на сайте, всё же ничто не может заменить реальность. Ту, которая, собирая многотысячные колонны идущих бок о бок семей с портретами дедов и прадедов, воевавших или трудившихся в военное лихолетье, создаёт ощущение единства и целостности и истории, и некогда единого народа, разбежавшегося по своим национальным квартирам, но по-прежнему испытывающего потребность в таком вот действе, позволяющем ощутить себя частью огромного общественного организма. Важно не погасить этот порыв, не дать увянуть этой тяге, потому что именно «Бессмертный полк» – та самая скрепа, на которой держится не только государство Российское, но и наше добрососедство и самоидентификация как народов, давших отпор самой ужасной чуме ХХ столетия.