В Кишинёве 16 июля у здания парламента прошла протестная акция комбатантов (участников войны Молдавии против Приднестровья в 1992 г.), закончившаяся потасовками с полицией. Комбатанты протестовали против, как они считают, бездействия президента Молдавии Игоря Додона в ситуации появления со стороны Приднестровской Молдавской Республики дополнительных постов в качестве противоэпидемической меры в условиях пандемии коронавируса. Количество заболевших в ПМР достигло 1359 человек и продолжает увеличиваться, но оправданный шаг приднестровских властей, предпринятый в соответствии с рекомендациями ВОЗ, вызвал у так и не навоевавшихся вспышку ярости.
Комбатанты под стенами парламента сыпали кровожадными призывами заблокировать приднестровцам все дороги, взять силой один из приднестровских блокпостов и бросить обезглавленные тела пленных «сепаратистов» на ступени парламента, и вообще сделать так, чтобы у приднестровцев «земля горела под ногами».
Протестные акции в исполнении участников войны против Приднестровья становятся в РМ обычным делом. Ранее комбатанты требовали предоставить им больше социальных льгот и протестовали против слов премьера Иона Кику о российском миротворческом контингенте на Днестре как залоге мира и спокойствия. Подготовку к нынешней акции они начали с ультиматума, озвученного 14 июля: даём властям 48 часов на ликвидацию приднестровских постов.
Исполнение этого требования практически означало начало силовых действий против ПМР. Официальный Кишинёв не осудил, хотя и не поддержал действия комбатантов. Зато их поддержало Бюро по реинтеграции, заявив, что выставленные приднестровцами дополнительные посты не позволяют молдавской стороне в полной мере выполнять предусмотренные миротворческие функции и проводить комплексный анализ ситуации в Зоне безопасности. В связи с этим Молдавия предлагает активнее использовать международных наблюдателей ОБСЕ для мониторинга обстановки в Зоне безопасности.
Также молдавская сторона пытается дипломатическими средствами заполучить административный контроль над некоторыми тактически важными для безопасности ПМР постами Совместных миротворческих сил якобы с целью обеспечения их финансирования. Однако Тирасполь, напротив, ратует за укрепление этих постов, чтобы противостоять давлению комбатантов.
Очевидно, что прорумынское крыло молдавского политикума использует комбатантов для дестабилизации обстановки в Молдавии с прицелом раскачать ситуацию в ПМР изнутри. Об этих провокациях МИД ПМР было известно заранее. «Приднестровье обладает сведениями о планируемых молдавской стороной провокационных акциях в Зоне безопасности, направленных в том числе против военнослужащих Совместных миротворческих сил, что чревато серьёзной дестабилизацией обстановки и может привести к непредсказуемым последствиям», – говорится в официальном заявлении приднестровского МИД.
Признаков стремления раскачать ситуацию в Приднестровье достаточно, а агрессивные действия молдавских комбатантов совпадают с заявлениями прорумынских политиков. Так, сначала вице-премьер Молдавии по реинтеграции Кристина Лесник заявила о незаконности дополнительных постов на границе с ПМР, а потом комбатанты вышли к парламенту с угрозами в адрес приднестровцев. Вслед за этим Лесник на встрече с главой миссии ОБСЕ в Молдавии Клаусом Нойкирхом обвинила Тирасполь в нарушении права граждан на труд, здоровье свободу слова и передвижения.
До этого по просьбе Нацбанка Молдавии банковская система Visa Master Card приостановила работу в Приднестровье, из-за чего приднестровским пенсионерам, получающим российские пенсии на международную карту, приходится ездить в Молдавию для обналичивания средств. Молдавская таможня неделями держала на границе приднестровские фуры с медикаментами, а вице-премьер Лесник требовала не открывать в Тирасполе лабораторные центры для борьбы с коронавирусом и одновременно критиковала работу приднестровских медиков. Это при том, что в самой Молдавии – уже 20 тыс. заражённых, а страны ЕС закрыли для молдаван свои границы.
К. Лесник вместе с министром обороны Александром Пынзарем посетила молдавские сёла у границы с Приднестровьем и призвала выходить на улицы с требованием к Тирасполю убрать посты и открыть границы. Одновременно с этим молдавская армия отрабатывает форсирование Днестра на бронетехнике буквально в нескольких километрах от Зоны безопасности. Можно ли такие действия назвать миролюбивыми?
Особенностью тактики Кишинёва является попытка создать очаг социального напряжения внутри ПМР. Момент подобран ловко, Тирасполь находится сейчас в сложной ситуации. В связи с весенними морозами и летней засухой этот год в Приднестровье неурожайный, пандемия коронавируса привела к снижению темпов экономического роста. Председатель Верховного совета ПМР Александр Коршунов обратился через депутатов Госдумы РФ с предложением рассмотреть возможность оказания Москвой гуманитарной и технической помощи республике.
Примечательно, что молдавские комбатанты, убивавшие в 1992 г. мирных приднестровцев, сегодня призывают жителей ПМР поддержать их протест изнутри. Дескать, молдавские ветераны и приднестровцы – в едином строю против Тирасполя. В тактическом чутье комбатантам не отказать. Первым делом они грозят блокировать транспорт с грузами для Рыбницкого цементного комбината и Молдавского металлургического завода. Оба предприятия являются бюджетообразующими и находятся в приднестровском городе Рыбница.
Здесь же, в Рыбнице, прошёл митинг граждан ПМР, недовольных тем, что их пропуска для работы в Молдавии были аннулированы оперштабом ПМР по борьбе с коронавирусом. На митинге появились люди, которые попытались перевести вопрос в политическую плоскость и поговорить о необходимости выдвинуть Тирасполю политические требования, но столкнуть митинг на политическую стезю у них не получилось.
Как указывает приднестровский политолог Андрей Сафонов, в Кишинёве считают Рыбницу «слабым звеном» приднестровской государственности. Рыбница – вотчина беглого экс-президента ПМР Евгения Шевчука. В 2017 г., предвидя уголовное преследование по обвинению в хищении в особо крупных размерах и коррупции, Шевчук сбежал в Молдавию. В ПМР он лишён всех государственных наград и заочно приговорён к 16 годам заключения, а в РМ он – ценный консультант для молдавских «ястребов».
Показательны его рассуждения из Молдавии о будущем ПМР: «Оставить Москву за бортом с её планами по Кишинёву, а затем и по Приднестровью – эта задача, на мой взгляд, в нынешней обстановке решаема и придаёт внешние стимулы внутриполитической борьбе в самой Молдавии… Она с этой точки зрения в сравнении с Приднестровьем выглядит более демократичной».
29 ноября 2020 г. в ПМР состоятся выборы в Верховный совет и органы самоуправления. Кишинёв спешит довести пик социального недовольства в ПМР аккурат к этой дате, чтобы на волне протестных настроений привести во власть членов промолдавской приднестровской оппозиции. Таковой являются сторонники и деловые партнёры Шевчука и граждане, уверенные, что сближение с Молдавией сделает ПМР ближе к ЕС и богаче.
Оппозиция готовит общественное мнение к ликвидации приднестровской государственности, вбрасывая в публичное пространство для обсуждения различные варианты админитративно-политического переустройства ПМР – то слияние ПМР, Молдавии и Гагаузии в новое государственное объединение под международным контролем, то соединение с Молдавией по примеру ГДР и ФРГ и проч.
Во всех этих вариантах России отводится теоретическая роль равнозначного участника переговорного процесса наряду с Румынией, США и ЕС, словно это не Румыния, США и Европа разжигали пламя гражданской войны в Молдавии в 1992 г.! Обращает на себя внимание особенное желание оппозиционеров затащить в переговорный процесс Румынию, главного игрока, дестабилизирующего обстановку в регионе в угоду проекту Великой Румынии. Вовсе не по случайному совпадению Великая Румыния должна включить в себя те земли, которые приднестровская оппозиция хочет объединить в одно государство под т. н. международным контролем – Приднестровье, Гагаузию, Молдавию.
Действия молдавских комбатантов – это внешняя сторона плана Кишинёва по удушению ПМР. На них возлагается самая чёрная работа – блокирование дорог для создания в Приднестровье перебоев с продуктами питания и лекарствами. Если этой цели удастся достичь, следующим шагом станет массированное информационное давление на ПМР с обвинениями в адрес Тирасполя в неспособности гарантировать гражданам нормальную жизнь.
Затем последует обработка протестного электората в пользу оппозиции, готовой поступиться приднестровским суверенитетом ради личных карманов. Последним шагом станет поглощение ПМР Молдавией, и не исключено, что самой Молдавии – Румынией.
Неужели за это гибли в 1992 г.защитники Приднестровья, отстоявшие свою землю от румынских оккупантов?