21 июля председатель демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») Алишер Кадыров призвал прекратить вывоз граждан Узбекистана из других стран, поскольку каждый из них приносит с собой новый тип вируса и усугубляет этим эпидемиологическую обстановку в стране. Это касается и тех трудовых мигрантов, которых пандемия задержала в России. Между тем именно в РФ они в условиях кризиса превратились в весомый фактор общественно-политической нестабильности, вызывая растущую тревогу общества.
13 июля на территории строительной площадки возводимого «Газпромом» в рамках проекта «Сила Сибири» Амурского газоперерабатывающего завода произошли беспорядки, в которых участвовали около 300 выходцев из Узбекистана. Причиной стала невыплата заработной платы одним из подрядчиков строительства – турецкой компанией Renaissance Heavy Industries, в которой и работали узбекские мигранты. Рабочие, выражая недовольство, собрались на строительной площадке с требованием об увеличении заработной платы и начали громить офис компании. Около 10 человек, как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, взломали местный магазин и разгромили в нем кассу. Управлением Следственного комитета РФ по Амурской области в связи с этим было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 212 УК РФ (участие в массовых беспорядках).
20 июля Следственное управление СК по Амурской области сообщило о задержании 11 наиболее активных участников беспорядков, которые, как уточняется, участвовали 13 июля в погромах офисных помещений, магазина и салонов сотовой связи. Примечательно, что фактов невыплаты заработной платы Следственным комитетом установлено не было, а причиной беспорядков по его версии стали разногласия из-за возмещения расходов по оплате патентов на право ведения трудовой деятельности в России. 22 июля пресс-служба Благовещенского городского суда сообщила о заключении под стражу всех 11 участников беспорядков сроком на два месяца, до 20 сентября. Всего по этому инциденту возбуждено два уголовных дела по статьям «Хулиганство» и «Массовые беспорядки». Разногласия между Renaissance Heavy Industries и узбекскими рабочими, которым, по данным прокуратуры, должны вернуть 14 миллионов рублей, удержанных за патенты, урегулированы.
Впрочем, не исключено, что версия с разногласиями из-за оплаты патентов призвана скрыть реальные проблемы с выплатой зарплаты. По данным некоторых СМИ, ссылающихся на телеграмм-канал Baza, настоящей причиной беспорядков, для подавления которых пришлось привлекать ОМОН, стали именно задержки зарплаты, которая, по словам рабочих, не выплачивалась им на протяжении трех месяцев. Косвенно об этом говорят несколько обстоятельств. Во-первых, мигранты из Узбекистана, который не входит в ЕАЭС, морально должны быть готовы к оплате патентов, которая является обычной практикой при трудоустройстве в России. Во-вторых, непонятно, зачем вообще работодатель взял на себя оплату патентов, которую должны осуществлять сами мигранты. В-третьих, мигранты хорошо знают, что участие в массовых беспорядках грозит высылкой из России с последующим запретом въезда, возможно – пожизненно. Тем не менее мигранты на этот шаг пошли.
Беспорядки на Амурском ГПЗ за последнее время оказались самыми громкими, но далеко не единственным инцидентам с участием мигрантов. 17 июля в Санкт-Петербурге, по одним данным, несколько десятков, а по другим – несколько сотен (до 500) рабочих из Средней Азии устроили стихийный митинг в рабочем городке строителей «Лахта Центра», требуя погашения долгов по зарплате. В пресс-службе генерального подрядчика строительства компании «Ренессанс Констракшн» агентству сообщили, что рабочие потребовали дополнительных выплат и 13-й зарплаты, а задолженности перед ними нет. Тем не менее в толпе, по свидетельству издания, звучали слова «зарплата», «апрель», «май». Про проблемы с зарплатой говорили и сами участники митинга. Еще одной причиной беспорядков могли стать предстоящие увольнения. По информации пресс-службы «Ренессанс Констракшн», строительство «Лахта Центра» подходит к концу, и по его завершении большинство рабочих будут переведены на другие объекты, а «те, у кого закончится вахта, отправятся домой».
В тот же день в Шереметьево, по данным телеграмм-канала Baza, более сотни рабочих, задействованных на ремонте взлетно-посадочной полосы у пассажирского терминала В, собравшись на стройке, отказались работать и потребовали денежной компенсации за сверхурочную работу. По информации «МК», собравшиеся в Шереметьево рабочие являются трудовыми мигрантами, гражданство и национальная принадлежность которых, однако, не уточняются. Стихийный митинг обошелся без серьезных стычек. Тем не менее сотрудники полиции и Росгвардии задержали несколько человек. По словам директора по связям с общественностью аэропорта Анны Захаренковой, инцидент на стройплощадке является исключительно внутренним делом компании-подрядчика «Энергострой». Пресс-служба Московской межрегиональной транспортной прокуратуры сообщила о проведении проверки, по итогам которой будет дана оценка обоснованности требований работников. К проверке требований митинговавших подключился и Следственный комитет.
Ранее, 14 июля, массовая драка рабочих с использованием кирпичей, инструментов и подручных средств произошла в московском районе Северное Чертаново. Большинство участников драки, судя по размещенной в сети видеозаписи, являлись трудовыми мигрантами, одетыми в строительные комбинезоны. Драка происходила на строительной площадке. Кроме того, мигранты выбегали за забор и устраивали стычки вдоль дороги. Одна из них произошла на Балаклавском проспекте. Как отмечают очевидцы, в ходе столкновений пострадали несколько человек, однако в полицию, отделение которой расположено поблизости от стройки, никто из них не обращался. По предположению местных жителей, причиной столкновений могла стать невыплата зарплаты. «КП» в связи с этим отмечает, что больше 74% мигрантов за время введенных из-за эпидемии коронавируса ограничений потеряли работу, что привело к обострению между ними конкуренции за рабочие места.
Во вторник, 21 июля, в Москве произошла массовая драка между рабочими, участвовавшими в работах по благоустройству входной группы парка Северного речного вокзала. Стычка произошла на Ленинградском шоссе у входа в парк. По свидетельству очевидцев, участники драки «набрасывались друг на друга с кулаками, пинали, кого-то загоняли толпой и били». Детали этого инцидента остались неизвестными, поскольку комментариев от силовых структур не последовало. Судя по тому, что участниками столкновений, как и в Северном Чертаново, оказались две группы рабочих, причиной их столкновений вновь могли послужить проблемы с выплатой зарплаты или же возможные противоречия из-за ее раздела. В случае если зарплата на стройке выплачивается неофициально, она может просто передаваться общей суммой кому-то из старших, который и производит последующий раздел денег. Претензии к их распределению и могли стать причиной столкновений.
В Екатеринбурге двое суток подряд, 19 и 20 июля, происходили драки между киргизской и таджикской молодежью, в которых с обеих сторон участвовало около 200 человек. По версии МВД Киргизии, причиной конфликта послужила киргизская девушка, к которой стали приставать несколько таджиков. По мнению же председателя правления Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фаруха Мирзоева, столкновения были вызваны бытовой ссорой после футбольного матча. По его словам, причиной ссоры послужили бытовые, а не межнациональные противоречия, но «если смотреть объективно, то все может перерасти в межнациональный конфликт». По свидетельствам очевидцев, опубликованных «ВКонтакте», «была перестрелка, кавказцы (так в тексте названы выходцы из Средней Азии. – Авт.) бегали с палками, дубинками. Возле магазина «Монетка» стреляли, женщины бежали с детьми от страха, мы попрятались по подъездам». Полиция сделать ничего не могла, поскольку 19 июля у нее был один патруль на весь район. Неудивительно, что местным жителям было страшно выходить с детьми на улицу.
Итого за июль, по неполным, видимо, данным, произошло шесть крупных массовых выступлений мигрантов, многие из которых, как, например, в Амурской области, Москве и Екатеринбурге, представляли очевидную угрозу общественной безопасности. Наиболее взрывоопасными объектами стали крупные города и строительные площадки, где сосредоточено подавляющее большинство выходцев из Средней Азии. Причем выступления произошли в условиях, когда традиционного весеннего притока мигрантов не было, но их численность в России на момент закрытия границ все равно оказалась чрезмерной в условиях кризиса.
Сложившаяся ситуация вызывает растущую тревогу общества и все настоятельнее ставит вопрос об ограничении трудовой миграции из азиатских стран СНГ. Иначе сил полиции и Росгвардии в случае более серьезного обострения обстановки может и не хватить.