Россия – Узбекистан: конъюнктура вредит сотрудничеству - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Россия – Узбекистан: конъюнктура вредит сотрудничеству

С начала июля полностью прекращен экспорт природного газа в Россию из Узбекистана, хотя сам пятилетний контракт (2018-2022 гг.) по этим поставкам Ташкент пока не отменяет. По официальной версии, поставки прекращены из-за падения мировых цен ввиду сокращения международного спроса и, соответственно, ввиду нерентабельности газопоставок по низким ценам. Узбекистанская сторона ведет переговоры с РФ по повышению тарифов: с решением этого вопроса поставки возобновятся.

Однако хорошо известно, что мировая конъюнктура по любому товару очень часто не соответствует интересам и планам экспортеров, в том числе и Узбекистана. И очень небольшое количество стран-экспортеров столь произвольно обходятся с долгосрочными международными соглашениями, предусматривающими поставки конкретных товаров конкретным странам. Ибо «виражи» такого рода, естественно, чреваты для экспортера весомым снижением, а то и потерей конкурентоспособности, да и самой репутации на зарубежных рынках.

Согласно заявлению пресс-службы президента Узбекистана (16 июля), «как результат воздействия пандемии, на внешних рынках наблюдается нестабильная ситуация. В частности, в настоящее время экспорт добываемого в нашей стране природного газа в Китай сократился в 3 раза (не уточнено, за какой период, но по имеющимся данным, за 2017 г. – первое полугодие 2020 г. – Ред.), а в Россию полностью прекратился. В этой связи наше государство идет по пути глубокой переработки и монетизации природного газа и всех сырьевых ресурсов в целом. Принимаются меры для повышения экономической эффективности путем производства импортозамещающей и экспортно ориентированной готовой продукции».

Замминистра энергетики страны Бехзот Нарматов на днях высказался аналогично: «Цена в Европе с перерасчетом, учитывая транспортировку и другие платежи, для Узбекистана очень невыгодна, выгоднее поставлять своему населению и в местную экономику. Именно из-за этого мы приостановили экспорт в северном направлении (то есть в одностороннем порядке, «обидевшись» на мировые цены. – Ред.). Но сейчас идут переговоры. Я думаю к зиме, когда потребность возрастет, ценовые тенденции на рынках Европы изменятся, и мы возобновим существующий контракт и будем думать о контракте на следующий год».

Судя по этим объяснениям, чуть ли не в считаные дни принято решение по внутриузбекистанскому газоснабжению именно за счет поставок газа в РФ. При том что поставки из РУз продолжаются во все другие страны-импортеры того же сырья – в КНР, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан.

Основной маршрут узбекистанских поставок в РФ, следующих через Казахстан, это трансрегиональный газопровод Бухара–Урал, действующий, напомним, с начала 1970-х. Эти поставки традиционно позволяют обеспечивать бесперебойное снабжение газом большей части Уральского региона и частично Приуралья. Понятно, что непредсказуемые срывы таких поставок усложняют разработку/реализацию графиков газоснабжения этих регионов, хотя российская сторона при необходимости в состоянии заместить импортный газ собственным в этих регионах.

Экспортные газопроводы из Центральной Азии

Напомним, что в апреле 2017 г. был подписан 5-летний контракт на поставки узбекистанского газа (на 2018/22 гг.), по которому РУз обязалась поставлять в РФ по 4 млрд. кубометров ежегодно. Начальная цена была согласована примерно в 125 долл. США за 1 тыс. кубометров.

Причем Россия в конце 2010-х выдвинулась на первое место по газоимпорту из Узбекистана, впервые опередив КНР. Вот оценка официального информагентства «Новости Узбекистана» (Ташкент) от 2 марта с. г.: «Крупнейшим покупателем узбекского природного газа после нескольких лет перерыва снова стала Россия, на долю которой по итогам 2019 г. пришлось 45,1% поставок голубого топлива». Россия «нарастила объем импорта природного газа из Узбекистана на 48% – почти до 6,8 млрд кубометров, а Китай снизил импорт до 5,13 млрд кубометров».

Что же касается цен, отмечено, что средневзвешенная цена узбекского голубого топлива для РФ выросла с 142,02 долл. за одну тысячу кубометров в 2018 г. до 145,76 долл. в 2019 г.; в Китай – с 166,66 долл. до 182,25 долл.

Но ценовой аргумент едва ли приемлем в качестве причины прекращения поставок. Ибо, повторим, за 2018-2019 гг. фактическая цена этих поставок повысилась, тем более в сравнении с упомянутой первичной контрактной ценой. Во всяком случае, такие вопросы решаются, как правило, в процессе заблаговременных переговоров, а не путём некоего давления на импортера посредством прекращения официально оговоренных поставок. К тому же КНР, по ряду данных, планирует и впредь сокращать импорт узбекистанского (и туркменского) газа, хотя именно Китай с начала 2010-х рассматривался в Узбекистане (и Туркменистане) как долговременный, притом основной покупатель центральноазиатского газа.

Безусловно, ценовая конъюнктура по природному газу более благоприятна в осенне-зимний период, а затем она снова может поменяться в связи с сезоном. Но, как показывает общемировая практика, государству едва ли целесообразно мгновенно прерывать экспортные поставки и столь же мгновенно их возобновлять (хотя последнее затруднительно и технологически).

Это оборачивается не только существенными перепадами в экспортных доходах, но также тем, что страны-импортеры могут не только весомо сократить такой импорт, да и вообще отказаться от столь «непредсказуемых» поставок в пользу более предсказуемого поставщика. Или же закрывать эти вопросы посредством собственного газоснабжения с очевидным ущербом для страны, предпочитающей «зигзаги» в своей газоэкспортной политике.

Ценовые же вопросы, как показывает та же практика, вполне решаемы на основе взаимопонимания и, соответственно, компромиссов. Именно такой – предсказуемой – газоэкспортной политики придерживаются, например, не только Россия, но и Туркменистан, продолжающий поставки в РФ.

Впрочем, меры в своей внешнеэкономической политике, схожие с «газовыми», Ташкент объявляет и в других секторах. Так, руководство Узбекистана недавно объявило, напомним, о прекращении экспорта хлопка-сырца и его полуфабрикатов куда-либо уже с начала 2020-х. Но внешнеэкономические реалии, да и внешнеполитические факторы не позволяют столь «круто» менять политику в этом вопросе, потому Узбекистан продолжает экспорт данной продукции.

Скорее всего, по тем же причинам сохранится и экспорт узбекистанского газа, в том числе в Россию. Тем более с учетом её решающей для Ташкента роли в импорте местного газа.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3931
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика