Из-за продолжающейся пандемии коронавируса традиционный большой крестный ход в Киеве, собирающий сотни тысяч богомольцев в День Крещения Руси, решено в нынешнем году не проводить. Согласно особому циркуляру, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия 28 июля во всех храмах и монастырях УПЦ МП благословляется совершить молебен с праздничным перезвоном.
Решение, конечно же, нелегкое, но обоснованное, т. к. Украина по-прежнему далека от преодоления пика заболеваемости, и во многих регионах уровень заражения продолжает оставаться катастрофичным. А ведь 27-28 июля – это дни, когда Украинская каноническая церковь наглядно являет свою силу. Так, в 2019 году в большом крестном ходе приняло участие более 300 тыс. православных – абсолютный рекорд. И все же, несмотря на обстоятельства, более чем уместно посмотреть, какой встречает УПЦ МП праздник Крещения Руси.
Невозможно не заметить, что количество силовых захватов православных храмов постепенно уменьшается. В этом нет заслуги киевской власти, и президент В. Зеленский по-прежнему демонстративно отстранен и также демонстративно безразличен к боли и слезам прихожан, изгнанных из храмов, в которых они молились из поколения в поколение. Очевидная причина нынешнего затишья – отсутствие у заинтересованных лиц средств для наемных молодчиков, которые и являются движущей силой церковных рейдеров из ПЦУ. Ценник растет, что давно уже не является секретом. Бродячие банды «патриотов» Украины превратились в подобие частных фирм по оказанию услуг определенного рода и по определенному прейскуранту. Стоимость зависит от «наполнения» акции. Например, «просто» попугать людей, сделав картинку для СМИ, обойдется в $ 5тыс., но если заказать отморозков-радикалов, то придется накинуть еще $1 тыс. Прибытие столичного «политика» типа лидера партии «Братство»* Корчинского – плюс еще $3 тыс., малоизвестные обойдутся по $300 за штуку. Силовой вариант с избиением – от $8 тыс. Очернение в СМИ и соцсетях – от $500. Поставленное на поток беззаконие стало не по карману региональным «деятелям» от украинского национализма, да и выслуживаться им сегодня не перед кем.
В то же время организации национал-бандитов изобрели такой источник дохода, как рэкет епархий. Наглые рожи являются к епархиальным архиереям и предлагают «защиту» за сумму, начинающуюся от $10 тыс. Как говорится, губа не дура! Но и ее приходится «закатывать обратно» – епархии не собираются платить бандитам, даже если бы и располагали нужными средствами. Тем не менее в западных регионах страны сохраняются горячие церковные точки, в которых тлеет конфликт, временами прорываясь очередными попытками провокаций со стороны адептов ПЦУ.
А вот последствия их бандитизма продолжают сказываться до сих пор. Не выходя из комы, умер Анатолий Павлович Борисенко – руководитель службы охраны Спасо-Преображенского кафедрального собора и Сумского епархиального управления, избитый в 2015 году пьяным атошником.
Как сообщает пресс-служба Сумской епархии, военнослужащий в/ч 3057 Национальной гвардии Украины Павел Мясищев был задержан и помещен в следственный изолятор, но вскоре оказался на свободе. В период судебного разбирательства он принимал участие в антицерковных мероприятиях, демонстрируя православным сумчанам свою безнаказанность. Несмотря на давление со стороны радикалов, суд вынес приговор и назначил нападавшему наказание в виде 6 лет лишения свободы. Однако Мясищев, совершивший тяжкое преступление, так и не попал за решетку…
Так культивируется одичание украинского общества, усугубляющееся расколом души и растущей нищетой народа. Вновь приходят сообщения об ограблениях и осквернениях православных храмов. Вот последние сводки с мест преступлений.
В Одессе ограблен Свято-Алексеевский храм. Он является местом выдачи нуждающимся гуманитарной помощи от Одесской епархии. Конечно же, воры это знали и поживились за счет инвалидов, беженцев и стариков. Похищены денежные пожертвования.
В Умани святотатцы ограбили местночтимый Иверский образ Пресвятой Богородицы – с иконы сняты украшения, пожертвованные благодарными богомольцами.
Нападению грабителей подвергся и Свято-Николаевский храм с. Чудей Сторожинецкого района Черновицкой области: похищены две дароносицы со Святыми Дарами, пять священнических крестов с украшениями и, конечно же, денежные пожертвования.
Судя по всему, воры не задумываются о том, что крадут не у «московских попов», а у Бога и Его Пречистой Матери. Именно поэтому святотатство – ограбление храмов всегда считалось одним из самых страшных преступлений.
О нынешнем состоянии украинского общества более чем наглядно свидетельствует вопиющий случай осквернения Поклонного Креста в Житомирской области. Вандалы не просто его уничтожили, но и забрали отдельные его части, включая руки Спасителя. А на месте поваленного Креста установили какой-то могильный крест, очевидно, похищенный на одном из местных кладбищ, на котором «распяли» куклу, обрисованную свастикой и сатанинской символикой. Также на крест вандалы прикрепили табличку с непристойным изображением. Известно, что куклы – это излюбленный предмет «патриотов», с которыми они проводят провокации против поклонения мощам святых угодников Божиих в храмах УПЦ МП…
19 июля в Киеве свидомые богоборцы забросали камнями икону на храме блаженной Ксении Петербургской на Святошинском кладбище. Настоятель храма протоиерей Глеб Помелов с горечью говорит, что в истории храма «многое было, но такое, как в этот раз – впервые. Вандалы посягнули на саму блаженную Ксению, камнями бросали в ее образ и повредили стекло и икону»…
Без комментариев…
На этом мутном фоне особо ярко сияет подвиг современных исповедников – священников и прихожан православных храмов, сохранивших верность УПЦ МП. Так, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий рассказал в одном из интервью о том, что в его епархии захвачено 25 храмов, но ни один священник не ушел в ПЦУ, они «остались с преданной паствой, верной Церкви Христовой и продолжают свое служение в любых условиях». Мало того, эти люди «стараются быть в мире не только между собой, но стараются быть в мире с теми, через кого Бог лишил их храма внешнего, но они берегут храм души». Причем «они не озлобляются против, мягко говоря, недругов, а наоборот молятся, сочувствуют и, как апостол говорил, «пытаются иметь мир со всеми »(Евр. 12:14)». И «значит – жив Господь, жива вера»…
Также и епископ Дубенский Пимен подчеркивает, что из 300 клириков Ровенской епархии никто не ушел в раскол, несмотря на «гонения со стороны власти и раскольников», которые «хотят сделать неправду правдой, хотят черное выдать за белое, хотят очернить честь нашей Святой Церкви». Однако, подчеркивает владыка, «мы должны выстоять и выстоим, потому что вера наша правая и Господь наш в Троице неделимый Отец, и Сын, и Святой Дух».
Вот и спикер УПЦ МП, заместитель главы ОВЦС протоиерей Николай Данилевич в комментарии для телеканала «Первый казацкий» подчеркнул: «Надо, чтобы все политические, общественные силы понимали – никто из нас из Украины никуда не денется… Никто не исчезнет – и наша Церковь, которая является крупнейшей по количеству общин, ведь бесполезно надеяться, что все приходы всех церквей объединятся в одну».
Вот и «церковная война» переходит в юридическую плоскость. В судах успешно опротестовываются перерегистрации храмов и приходов УПЦ МП в пользу ПЦУ. И хотя адепты раскольников кричат о «руке Кремля», но решения принимают украинские региональные суды на основе украинского же законодательства. Предводитель ПЦУ Епифаний Думенко в панике говорит о том, что у УПЦ МП на каждый «ушедший» в ПЦУ храм есть судебный иск. Из последних примеров – 22 июня Северо-западный апелляционный хозяйственный суд г. Ровно принял решение в пользу религиозной общины УПЦ МП святого апостола Андрея Первозванного пгт. Вапнярка Томашпольского района Винницкой области, которую Винницкая ОГА незаконно перерегистрировала в ПЦУ в 2019 году.
8 июля Хозяйственный суд Ровенской области рассмотрел иск ПЦУ против религиозной общины УПЦ МП в Мнишине и принял решение отказать раскольничьей структуре в передаче ей участка земли, на котором находится незаконно захваченный храм Покрова Пресвятой Богородицы УПЦ МП. Следующий шаг – возвращение храма.
Получают взыскания и наказания и «черные регистраторы» местных облгосадминистраций, которые занимались фиктивной перерегистрацией храмов и приходов. Среди них и регистратор Черновицкой ОГА Николай Гергелюк, который перерегистрировал в пользу ПЦУ 17 местных общин УПЦ МП и, как оказалось, сам является клириком этой организации.
Но победа в суде – это только половина дела. Проблема в фактическом исполнении решения о возврате церковной собственности настоящему владельцу – УПЦ МП. Раскольники хуже тараканов и клопов – от них гораздо труднее очистить помещение, хотя и стоят большинство перерегистрированных и захваченных храмов пустыми: «священники» ПЦУ не хотят служить в этих селах, а нанятые активисты не являются прихожанами. В то же время изгнанные общины собираются на молитву у запертых ворот пустующих храмов или в приспособленных помещениях, часто на дому у священника или кого-то из прихожан. Например, захваченный адептами ПЦУ храм села Садов Волынской области в этом году на Троицу оказался закрыт впервые в своей истории…
Однако все чаще вместо захваченных храмов возводятся новые – средства собирают всем миром, помогают и меценаты. Так, новый храм в честь блаженной Матроны Московской построили верующие УПЦ МП в с. Оленевка Борзнянского района Черниговской области. Богослужебное здание возведено взамен Вознесенского храма общины, захваченного сторонниками раскольнической «Православной церкви Украины» в 2019 году, сообщает официальный сайт Нежинской епархии. Чин освящения и первая Божественная литургия в новом храме состоялись 4 июля. Богослужение возглавил митрополит Нежинский и Прилукский Климент.
Освящение нового храма в Оленевке
12 июля в селе Шкроботовка Шумского района Тернопольской области митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий возглавил чин освящения храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, построенного вместо захваченного раскольниками из ПЦУ в феврале 2019 года…