Озвучиваемая уже на протяжении многих лет в информационном пространстве и не только тема сохраняющейся нестабильности в Афганистане и угрозы проникновения различного рода религиозно-экстремистских группировок через южные границы СНГ в последние дни получила очередной импульс. Достаточно серьезную озабоченность тревожной динамикой развития ситуации в этой стране и на границе стали высказывать официальные лица Таджикистана и различного рода СМИ. В частности, глава МИД РТ Сироджиддин Мухриддин 27 июля на отчетной пресс-конференции в Душанбе заявил, что руководство республики внимательно отслеживает ситуацию в приграничных районах Афганистана и принимает соответствующие меры по недопущению возможного просачивания на территорию Таджикистана боевиков различных террористических и экстремистских группировок.
Этой теме было посвящено и срочное заседание Совбеза Таджикистана, которое, чуть ранее, 21 июля, провел президент РТ Эмомали Рахмон. В частности, на нем указывалось, что в приграничных районах афганской провинции Бадахшан были замечены иностранные боевики, в том числе более трех десятков выходцев из Таджикистана, которые примкнули к местным талибам. Как сообщила пресс-служба главы РТ, в связи с обострением обстановки в регионе президент поручил членам Совбеза, руководителям силовых структур и правоохранительных органов принять меры для обеспечения безопасности на приграничной с Афганистаном таджикской территории, а также укрепить государственную границу, активизировать деятельность в борьбе с преступностью на внешних рубежах, а также терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков.
Обеспокоенный итогами Совбеза Таджикистана посол Афганистана Мохаммад Захир Агбар в сопровождении начальника управления внешних связей ГКНБ Таджикистана Назрулло Валиева выехал в Горно-Бадахшанскую автономную область РТ. А накануне поездки вопросы безопасности таджикско-афганской границы он обсудил и с главой ГКНБ Саидмумином Ятимовым.
Очевидно, что перманентная нестабильность и расплывчатость позитивных перспектив дальнейшего развития ситуации в Афганистане – даже в условиях наметившегося диалога между кабульскими властями и движением «Талибан» и активного внешнего воздействия – продолжают оставаться долговременным фактором и дают все основания рассматривать ИРА как центр, генерирующий угрозы стабильности и безопасности для соседних государств Центрально-Азиатского региона. Немаловажную роль в этом играет тот факт, что за Афганистаном уже давно прочно закрепилась репутация «гнезда» различного рода международных экстремистских группировок, в том числе филиалов «Исламского государства»* и «Аль Каиды»*.
В то же время масштабы их влияния на развитие внутриафганской ситуации и в проекции на центральноазиатские республики уже несколько лет имеют достаточно дискуссионный, а временами даже спекулятивный характер, позволяя тем самым эксплуатировать образ «грозного» монстра в качестве инструмента воздействия на политические и общественные настроения как в странах региона, так и за его пределами. В частности, региональным акторам – влиять на внутриполитические процессы и иметь дополнительный повод для подавления внутреннего инакомыслия, а также «выпрашивать» у международных игроков очередную помощь в военной сфере; внешним – выгодно сохранять влияние в сфере безопасности ЦА региона и «покрепче» привязать к себе партнеров.
В качестве примера «внутреннего использования» всякого рода «страшилок» можно привести историю с распространенной таджикским новостным порталом «Ахбор» осенью 2018 года информацией, которая так и не получила подтверждения, о прибывшем из Сирии на север Афганистана бывшем командире таджикского ОМОНа, «министре войны» ИГ Гулмуроде Халимове в сопровождении шести тысяч «штыков», в задачу которых входили быстрый разгром талибов, закрывших джихадистам путь к южным границам СНГ, и вторжение в Таджикистан и Узбекистан». И появилась она аккурат на фоне событий, разворачивающихся вокруг Горного Бадахшана, и приездом туда президента РТ Э. Рахмона.
По мнению одного из ведущих экспертов по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, граница Афганистана с центральноазиатскими государствами, в том числе и Таджикистаном, на протяжении десятилетий всегда была достаточно непростой. В целом на сегодняшний день ситуация на таджикско-афганской границе, по его мнению, не вызывает особого беспокойства, тем более обострений за последнее время замечено не было.
Что же касается интернациональных экстремистских группировок из выходцев из Центральной Азии и других стран, которые действительно присутствуют в приграничной зоне, то они, по мнению А. Князева, малочисленны и малозначительны и серьезной военной угрозы для таджикской границы не представляют. «Они могут представлять угрозу только в том случае, если по каким-то мотивам, например коррупционным, таджикские пограничники захотят пропустить боевиков. Наркотрафик работает при участии обеих сторон границы. Он не может осуществляться только одной стороной. Там существует взаимодействие. Конфигурация этого взаимодействия может меняться, и в результате этих изменений на границе происходили локальные боестолкновения, передел сфер влияния между наркогруппировками с обеих сторон», – заявил эксперт.
Основные же негосударственные, иррегулярные формирования в Афганистане, в частности движение «Талибан»*, заняты внутренними проблемами, как, собственно, это было практически всегда. «Сейчас талибы активизировались во многих провинциях страны. Но им совершенно не до внешних границ ИРА. Тем более что сегодняшний «Талибан» подчеркивает свой немеждународный характер. Провоцировать дестабилизацию на границе совершенно не в его интересах», – считает А. Князев.
Но в контексте предстоящих выборов президента в Таджикистане для официального Душанбе важно не само обострение, а информационный повод. 6 августа на внеочередном заседании парламента будет объявлена дата голосования. Судя по ситуации, Э. Рахмон будет баллотироваться на очередной срок. Он уже начал свою предвыборную кампанию – поочередно посещает все регионы страны, открывает новые объекты социального, спортивного назначения, раздает награды, нерадивых чиновников увольняет. «Сейчас [властям] важно поддержать реноме Рахмона как единственного гаранта безопасности для Таджикистана», – отметил эксперт. Поэтому состояние таджикско-афганской границы активно эксплуатируется руководством Таджикистана в качестве элемента пропаганды.
В то же время объективный анализ военно-политической обстановки в Афганистане и вокруг него позволяет утверждать, что там в настоящее время происходят чрезвычайно непростые процессы. И именно неспособность центрального кабульского руководства контролировать ситуацию определяют потенциальные возможности экстраполяции внутриафганской ситуации на страны Центральной Азии в различного рода негативных проявлениях.