Президент Украины Владимир Зеленский пообещал, что Киев будет соблюдать введенное 27 июля бессрочное перемирие в Донбассе. По его словам, украинские власти будут делать все, чтобы сохранить перемирие. Он также добавил, что со стороны ВСУ режим прекращения огня и до этого выполняется на 100%...
Напомню, в Донбассе вступил в силу режим всеобъемлющего бессрочного прекращения огня. Согласно ранее достигнутым договоренностям, работа диверсантов, стрелков, артиллерии, снайперов, использование любых летательных аппаратов и других форм наступательных действий отныне запрещены. Командование вооруженных сил народных республик и украинских силовиков опубликовали соответствующие приказы, которые были доведены до личного состава. Более того, приказ выдан каждому военнослужащему для ознакомления под роспись. Сообщается, что за нарушение полагается дисциплинарная ответственность. Кроме того, о нарушении должен быть поставлен в известность глава Контактной группы.
Звучит весомо и, наверное, вселяет определенные надежды на то, что все серьезно на этот раз. Ключевые слова – «на этот раз»: перемирия в Донбассе в последние годы заключаются регулярно. И все они приурочены к какому-либо важному для сторон событию или действию: хлебное – чтобы убрать урожай, школьное – чтобы дети пошли учиться, новогоднее – чтобы люди могли отметить праздник… и т. д.
Все эти перемирия, разумеется, имели четко выраженные временные рамки, которые, впрочем, никогда не соблюдались. А тут перемирие бессрочное. Правда тут стоит напомнить, что последнее «бессрочное перемирие» заключалось год назад – в июле 2019-го. И оказалось, как мы знаем, вовсе не бессрочным.
На сей раз все выглядит вроде бы намного серьезнее. Впрочем, я бы не стал обольщаться по поводу доведения приказа под роспись и иных строгих мер. Не знаю, что там в ВСУ, заставляют ли их подписывать ознакомление с приказом или нет, но вот в подразделениях республик это обычная практика. И, надо отметить, вызывающая резкое неприятие военнослужащих. Фактически людям предлагают воевать голыми руками против вооруженного противника, угрожая за открытие огня без особой необходимости трибуналом. Пойди при таких раскладах докажи, что огонь ты открыл исключительно по крайней надобности – чтобы спасти свою жизнь.
Доходило до курьезов. Не знаю, насколько это имеет отношение к реальности, но мне не раз приходилось слышать байки про то, как очередной героический боец взял голыми руками в плен вражескую ДРГ или, закидав кирпичами, заставил отступить.
Стороннему слушателю эти истории могут показаться увлекательными и даже смешными, а вот для участников событий, которым буквально запрещают защищать собственную жизнь, в этом нет ничего смешного. В результате я лично знал несколько человек, которые просто писали рапорт об увольнении. И прямым текстом говорили, что это не война, а дурдом, не затем они в армию шли. Ведь одно дело воевать за идею, пусть даже с превосходящими силами и лучше вооруженным противником, а другое – тупо сидеть и ждать, когда прилетит пуля или осколок, зная, что даже не имеешь права ответить.
Все вышесказанное очень хорошо иллюстрирует ту щепетильность, с которой руководство республик пытается продемонстрировать свою приверженность Минским соглашениям, даже несмотря на то, что Украина нарушает их каждый день нагло и бесцеремонно. Даже несмотря на то, что у населения Донбасса Минские соглашения, мягко говоря, восторга не вызывают, не говоря уже о военных, которые каждый день видят цену навязываемому им режиму прекращения огня при том. что противник и не собирается этому режиму следовать.
Украинская сторона никогда особо не заморачивалась даже созданием иллюзии того, что она что-то соблюдает. Перемирия обычно заканчивались даже не через несколько дней, а через несколько часов после их заключения. И заканчивались именно украинской стороной, что никогда не мешало последней обвинить во всем ополченцев, пользуясь ситуацией, когда Запад смотрит сквозь пальцы на любые «шалости» Киева, а крайними все равно будут Донецк, Луганск и Москва.
В данном случае также можно было бы сразу махнуть рукой и сказать: «Эта песенка стара». Тем не менее у многих, повторю, на сей раз какие-то слишком уж высокие ожидания от перемирия. Даже несмотря на то, что украинская сторона прямо говорит, что она готова, несмотря ни на что, открывать огонь по собственному усмотрению, как бы намекая, что соблюдать перемирие Киев изначально особо не собирается.
Явно завышенным ожиданием способствует резкая активизация В. Зеленского на донбасском направлении, который накануне даже звонил Владимиру Путину, чтобы заверить в приверженности Минским соглашениям. Зеленский активизировался (или правильнее даже будет сказать – засуетился) под давлением двух факторов: внешнего и внутреннего.
Внутренний – это местные выборы, где значительная часть его электората спросит с президента за невыполненные обещания, в частности за отсутствие успехов в деле прекращения войны. Внешний заключается в том, что пан президент не хочет повторить судьбу Порошенко, в котором в Европе сильно разочаровались и просто начали избегать, а для Москвы он и вовсе оказался представителем «касты неприкасаемых».
Зеленский получил слишком большой кредит доверия, а чем он больше, тем быстрее теряется. Бывший актер быстро сдулся и уже весной стало ясно, что на новую встречу «нормандской четверки» (что считается высшей степенью доверительности) ему рассчитывать не стоит. И дело тут вовсе не в коронавирусе.
Очевидно, что и Зеленского, и европейцев подстегивают предстоящие в ноябре выборы президента США и слишком высокая непредсказуемость их результатов. Если победит Байден, политика США по отношению к Европе и по отношению к Украине может измениться, поэтому и те и другие заинтересованы в закреплении какого-то собственного успеха.
Источники в офисе Зеленского подтверждают, что его активизация по Донбассу была напрямую вызвана в том числе давлением Берлина и Парижа. Обе столицы недавно посетила украинская делегация во главе с напрямую курирующим вопросы урегулирования конфликта главой президентской администрации Андреем Ермаком.
Не знаю, станет ли установление сколь бы то ни было долгосрочного перемирия основанием для проведения новой «нормандской» встречи. Москва, во всяком случае, пока прямо дает понять, что не видит предпосылок для хотя бы обсуждения ее перспектив. В частности, недовольство вызывает принятое недавно Радой решение провести местные выборы в октябре, оставив за бортом Донбасс, что является прямым нарушением Минских соглашений, подразумевающих проведение выборов на всей территории Украины.
Однако в Киеве на это не соглашаются до «вывода войск» и передачи ему контроля над границей. Там ранее уже делали безумные предложения провести сейчас промежуточные выборы, а после «вывода войск» и получения контроля над границей (а значит, полного контроля над регионом с зачисткой недовольных, запугиванием населения и промывкой мозгов) – повторные. Это прямой намек на «эрдутский сценарий», когда хорватские власти смогли задобрить местных сербов обещаниями, дав им бутафорские органы самоуправления, но перекроив карту избирательных округов и изменив демографический баланс в сторону хорватов – так, что сербы полностью оказались за бортом реальных органов власти.
Ни Донбасс, ни Россия на такое, конечно, не согласны, тем более что есть текст Минских соглашений, где написано, как оно должно быть! Но украинские власти в последнее время все чаще заявляют, что Киев может вообще не выполнять Минские соглашения, так как те просто устарели и потеряли актуальность. В частности, недавно об этом говорил вице-премьер по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников.
Этот чиновник еще весной запомнился мне другим ярким высказыванием. Комментируя вопрос изменения Конституции (что закреплено в «Минске»), он заявил, что Украина не будет закреплять особый статус Донбасса в Конституции, несмотря на требование соглашений.
«Мы всегда говорим, что нет, никогда, не обязаны, не будем, забудьте», – мне кажется, эти слова надо в граните высечь. Они идеально отражают суть политики Зеленского, который мечется между заявлениями о безальтернативности «Минска» и о том, что Украина его вообще выполнять не будет.
Дальше – еще интереснее. Уже упомянутый Резников на днях назначается Зеленским полномочным представителем Украины в контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе. Правда, исполняющим обязанности, до назначения нового представителя. И все же…
Когда с этой должности сняли занимавшего ее несколько лет Леонида Кучму, я, признаться, был удивлен. Вроде должность ни к чему не обязывающая, вообще никак не прописанная в Конституции Украины, на что неоднократно намекали в Киеве. Мол, Кучма – никто и звать никак, и вообще все его заявления и подписи ничего не стоят. Помните подписание «формулы Штайнмайера»? Вот даже тогда в Киеве прямо говорили, что Кучма ничего не подписал, а просто согласовал.
Это, конечно, игра слов. И, конечно, замена такого ничего не решающего лица, по сути, не меняет ничего. Но она глубоко символична. С одной стороны, это сигнал Западу: смотрите, мы что-то делаем. Пусть это замена шила на мыло, но это хоть какое-то шевеление. Кучма все же у многих ассоциировался с застоем в продвижении минского процесса. А тут хоть какие-то перемены, а перемены – это всегда надежда на достижения. С другой стороны, в ТКГ приходит человек, отрицающий Минские соглашения как таковые, и это сигнал уже своим: ничего мы выполнять не будем, не бойтесь: зрады нет.
То, чем занимается Зеленский – это попытки балансировать между требованиями Запада выполнить (или хотя бы сымитировать выполнение) соглашений и требованиями собственного избирателя, голосовавшего в том числе против войны. А ведь есть еще и «партия войны», пренебречь интересами которой для Зеленского себе дороже. Вообще-то история показывает, что долго на двух стульях не удавалось усидеть никому, впрочем, Зеленский и не думает такими категориями, как «долго». Он действует, исходя из сиюминутных требований, живет «здесь и сейчас».
У всех возникает вопрос, что дальше? Даже если удастся добиться устойчивого прекращения огня, дальше нужно решать политические вопросы, а Киев давно дал понять, что решать их не намерен. Повторю, Зеленскому нужен сиюминутный эффект.
Вот так и с перемирием. Зеленский будет тельняшку на груди рвать, что перемирие будет соблюдаться. Со стороны ВСУ – на 100 процентов, по его же словам. Правда, тут же говорит об «единичных случаях нарушения». Разумеется, со стороны Донбасса. И обещает отвечать, если «будет совершаться какая-то серьезная вещь, атака, серьезные выстрелы, которые выходят из рамок того, о чем договорились».
Примечательно, что украинская сторона в первый же день действия перемирия обвинила ополченцев в его нарушении, тем самым развязывая себе руки. В ДНР и ЛНР в нарушении перемирия обвиняют Киев.
Вновь замкнутый круг?