Практически весь политический класс Республики Молдова, независимо от геополитической ориентации и идеологии, главной проблемой страны считает проблему Приднестровья. Исключение составляет лишь небольшая часть – унионисты, выступающие за воссоединение Бессарабии с Румынией. Для этой категории политиков Приднестровье является лишь препятствием для «унири», и любые действия, направленные на интеграцию двух разделенных частей Молдовы, являются помехой для осуществления их планов.
При этом необходимо отметить, что в сохранении статус-кво, установившегося на берегах Днестра, также заинтересованы определенные политические круги и бизнес-структуры, курирующие многочисленные «схемы», которые всегда присутствуют в регионах с непризнанными государственными образованиями, такими как ПМР. Именно это фигурирует в списке тех причин, по которым решение многих вопросов постоянно «торпедируется» с обоих берегов Днестра или просто затягивается до бесконечности. И именно поэтому реальное продвижение в решении вопросов достигается только после личных встреч первых лиц Кишинева и Тирасполя.
На прошедшей неделе состоялась очередная, уже седьмая встреча между президентом Молдовы Игорем Додоном и лидером Приднестровья Вадимом Красносельским. Встреча прошла на правом берегу Днестра, в государственной резиденции «Кондрица» и примечательна не только тем, что состоялась после длительного перерыва. В этот раз участниками предметного и конкретного разговора стали также эксперты с обеих сторон.
Итоги встречи были подведены в официальном сообщении и, прямо скажем, могли быть внушительнее. В ходе переговоров политики продолжили обсуждение текущих вопросов, стоящих на повестке дня, и наметили некоторые темы на перспективу. Так, детально обсуждался ход выполнения пакета «Берлин-плюс» и состоялся обмен мнениями по ряду вопросов, возникших за последние месяцы и связанных с распространением вируса COVID-19.
В частности, И. Додон и В. Красносельский обсудили снятие временных «карантинных» постов в Зоне безопасности, дополнительные шаги по обеспечению свободы передвижения, а также по защите прав и свобод лиц, проживающих по обоим берегам Днестра. Установка властями Тирасполя этих постов являлась шагом, не согласованным между двумя сторонами и не предусмотренным никакими соглашениями. Она вызвала достаточно бурный резонанс. В частности, это стало поводом для обвинений в адрес кишиневских властей во время митинга «комбатантов» – ветеранов Приднестровского конфликта с молдавской стороны.
Отметим, что уже после прошедшей в верхах встречи приднестровские власти ликвидировали шесть мобильных КПП в районе Северного района города Бендеры, три в Меренештах-Тирасполе, КПП в Протягайловке, Гербовцах, Дзержинском, Погребе, Кошнице и Дороцком.
В качестве реальных результатов встречи можно назвать ряд конкретных договорённостей по продвижению тематики телекоммуникаций, по уголовным делам и по банковским вопросам. Обе стороны поддержали инициативу международных партнёров о скорейшем открытии троллейбусной линии Бендеры–Варница в качестве ещё одного проекта в сфере содействия свободе передвижения и мерам по укреплению доверия.
Обсуждая взаимоотношения между Кишиневом и Тирасполем, Игорь Додон и Вадим Красносельский подтвердили важность проводимой миротворческой операции на Днестре как гарантии мира и безопасности граждан и согласились предпринимать совместные шаги, чтобы не допустить осложнений в Зоне безопасности, которые могли бы нарушить мир и стабильность на всей территории РМ. Традиционно была высказана благодарность посредникам и наблюдателям в формате «5+2» за содействие и поддержку в развитии переговорного процесса по приднестровскому урегулированию и подтвержден сложившийся характер постоянного диалога.
Традиционно острым вопросом во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя является вопрос платежей за природный газ. Причем все большое значение этот вопрос приобретает для Тирасполя в связи с ситуацией, когда будущее транзита российского газа через территорию Украины остается под вопросом. Введение в действие «Турецкого потока» и «Северного потока - 2» создает альтернативные пути поставок газа в обход Украины и Приднестровья. При этом Молдова создает альтернативный вариант поставок природного газа из Румынии путем строительства газопровода Яссы–Унгены. Пока неясно, каким образом будет заполняться этот газопровод, но поиски вариантов идут полным ходом. Это приведет к ситуации, когда поставки газа в Приднестровье могут быть переориентированы через Молдову и тогда обострится вопрос по расчетам за газ.
На прошлой неделе представители «Молдовагаз» сообщили, что у них имеются шесть судебных решений о взыскании с «Тираспольтрансгаза» задолженности за газ общей суммой 5,5 млрд долларов. Исполнительные листы уже направлены судебным приставам. Действующий договор о поставках газа в Молдову предусматривает, что «Газпром» поставляет газ, а «Молдовагаз» принимает и оплачивает его стоимость. Поставщик природного газа на территории Приднестровья «Тираспольтрансгаз» получает природный газ у «Молдовагаза» по закупочной цене «Газпрома». Но финансовые обязательства приднестровское газовое предприятие не выполняет. В свою очередь, это приводит к росту задолженности «Молдовагаза» перед «Газпромом». Очевидно, что уже в ближайшее время потребуется реальное решение этого вопроса, и скорее всего, он войдет в повестку следующей встречи Додона и Красносельского.
Оценивая итоги настоящей встречи, нельзя не учитывать то, что осенью пройдут выборы президента Молдовы, и И. Додон рассчитывает на участие в них избирателей Приднестровья, чьи голоса могли бы оказать ему существенное подспорье. Очевидно, что это сознают и противники президента. И по многим оценкам, они достаточно успешно противодействуют возможному голосованию приднестровцев на президентских выборах.
К примеру, если сравнивать интенсивность контактов послов России и США с администрацией Тирасполя, то сразу заметно, что американский посол Д. Хоган бывает на левом берегу гораздо чаще своего российского коллеги О. Васнецова. И было бы наивно полагать, что американский посол, налаживая контакты с администрацией Тирасполя, не воспользуется возможностью «перекрыть кислород» главному сопернику поддерживаемой Западом Майи Санду.
Кроме того, хорошо известные деловые контакты руководства приднестровского холдинга «Шериф» с экс-олигархом В. Плахотнюком не оставляют сомнения в том, что с его стороны И. Додону помощи и поддержки ждать не стоит. Достаточно вспомнить, что голосование в парламент Молдовы на территории Приднестровья по одномандатным округам, поддержанное «Шерифом», привело к избранию депутатов, присоединившихся к фракции Плахотнюка. Поэтому возобновление личных контактов Додона с Красносельским вполне может преследовать цель изменить сложившееся положение.
Во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя остается еще много проблем, но можно смело утверждать, что нынешний президент Молдовы действительно настроен на решение приднестровской проблемы. Об этом он заявил и на пресс-конференции в Кондрице за неделю до встречи с Вадимом Красносельским. На вопрос, будет ли он баллотироваться на второй президентский срок, И. Додон ответил: «Для того, чтобы идти на второй срок, кроме того, что мы уже сделали, должна быть какая-то серьезная цель. Для меня такой целью является решение приднестровского вопроса. Для меня смысл идти на второй срок не в том, чтобы сидеть в президентуре, мне это не интересно. Смысл – добиться чего-то конкретного, чего-то серьезного. Если я увижу, что внешнеполитическая конъюнктура такова, что мы можем решить эту проблему и объединить страну, тогда ради этого стоит побороться за второй президентский срок».