Казахстанская нефть для Белоруссии – альтернатива или пустой прожект? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.10.2024 |

Казахстанская нефть для Белоруссии – альтернатива или пустой прожект?

Первые несколько месяцев текущего года, когда Минск и Москва не могли согласовать условия поставок российской нефти в Белоруссию, стали для белорусской нефтепереработки, а с ней и для всей страны крайне тяжелым периодом. Именно в это время власти республики озаботились поиском альтернативных источников сырья для своих нефтеперерабатывающих заводов. В белорусской столице вновь заговорили о возможности закупки нефти в Казахстане, хотя за последние годы все подобные проекты так и остались на бумаге и в головах чиновников.

В Минске уже не один раз заявляли о том, что хотели бы видеть на своих НПЗ сырье из других стран. Называли разных поставщиков, в том числе США, Азербайджан, страны Ближнего Востока и Казахстан. При этом казахстанская нефть, в отличие, например, от американской, уже попадала в Белоруссию. Так, с августа 2016 г. по июнь 2017 года Минск импортировал 108,6 тыс. тонн сырья из Казахстана на общую сумму $33,7 млн. При этом уже тогда белорусская сторона потратила на это на $4,8 млн больше, чем при закупке нефти из России. Несмотря на это, а также крайне сложную логистику подобных поставок, это не остановило официальный Минск, и уже в мае 2019 года Александр Лукашенко начал новый раунд переговоров.

Осенью того же года стороны даже смогли перейти к предметному обсуждению, а замглавы белорусского концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов заявил, что Минск и Нур-Султан начали переговоры о покупке нефти и уже готовят межправительственное соглашение. Сообщалось, что Минск заинтересован в поставках не только нефти, но и продуктов, возможных для переработки (газойль и мазут), а объемы закупок должны были составить от 1 до 3,5 млн тонн в год. Позже появились сообщения, что для поставок все готово и осталось решить только технические моменты, в том числе вопрос транзита через РФ.

Однако с того времени ситуация для белорусской стороны не продвинулась ни на шаг. Даже в период острой конфронтации Минска с российскими нефтяными компаниями в начале текущего года, когда Белоруссия начала закупку нефти в Норвегии, Азербайджане, Саудовской Аравии, а позже и в США, сырье из Казахстана оставалось по-прежнему недоступным.

       

В начале года стало очевидно, что в Казахстане не собираются помогать своим белорусским партнёрам, снижая для них цену, как это долгое время происходило в ситуации с Россией. В феврале казахский министр энергетики Нурлан Ногаев заявил, что нефть в Белоруссию будет поставляться только на коммерческих условиях, без каких-либо скидок, и только в том случае, если это будет выгодно местным компаниям. Позже вице-министр торговли Казахстана Кайрат Торебаев и вовсе сообщил, что его страна готова к поставкам только по цене, включающей экспортную пошлину. Более того, уже тогда появилось и некоторое недоверие к белорусским партнёрам со стороны Нур-Султана, где потребовали гарантий, что нефтепродукты, которые будут выработаны из казахской нефти на НПЗ Белоруссии, будут потребляться исключительно на внутреннем рынке, то есть не будет осуществляться их реэкспорт.

В то же время все вышеперечисленное, как считают эксперты, не является главным препятствием для появления нефти из Казахстана в Белоруссию. Минск в своем противостоянии с Россией вполне мог пойти на любые условия Нур-Султана, даже в вопросе цены. Однако ни раньше, ни сейчас обе страны не могут решить главный вопрос – о способе доставки сырья на белорусские НПЗ. Как заявил ранее А. Лукашенко, Россия не дает своего согласия Казахстану на допуск к расположенному на ее территории нефтепроводу с целью транспортировки нефти в Белоруссию.

Несмотря на это, Минск и Нур-Султан по-прежнему ведут некие переговоры, а во время июльского заседания межправсовета Евразийского экономического союза премьер-министр Белоруссии Роман Головченко отметил, что подписанное ранее между правительствами двух стран соглашение уже сегодня «позволяет приступить к практической реализации поставок». В данном случае интересно то, что по бумагам казахская нефть в первом полугодии попала в Белоруссию. Это можно было увидеть по данным статистики белорусского импорта – ее якобы приобрели на сумму в $375,9 тыс. Правда, когда, кто и в каком объеме это сделал, до настоящего времени неизвестно. Более того, позже Белстат и вовсе убрал эти сведения из отчетов, после чего стало окончательно непонятно, были осуществлены данные поставки или нет.

В целом же события последних месяцев свидетельствуют о том, что проект поставок в Белоруссию казахстанской нефти стал практически бессмысленным, а его будущее представляется не более чем прожектом белорусских властей.

С одной стороны, сегодня РБ в реальности не нуждается в нефти из Казахстана. Согласно недавно опубликованной статистике, за пять месяцев текущего года Минск закупил 5,0073 млн тонн сырья на общую сумму $904,833 млн. При этом альтернативная нефть в общем объеме переработки белорусскими НПЗ составила 20% и только потому, что в первом квартале из России практически не было поставок. Однако уже в июне оказалось, что республика закупила в РФ около 1,1 млн тонн нефти, что является оптимальным объемом импорта, исходя из рыночной конъюнктуры и возможностей местных НПЗ.

В третьем же квартале предполагаются поставки еще 5,75 млн тонн, согласно индикативному балансу на 2020 год, подписанному прошлой осенью между Минском и Москвой. Единственными альтернативными поставщиками, о которых в Белоруссии говорят в последние месяцы, являются Азербайджан и США. В первом случае идет речь о шести танкерах азербайджанской нефти (около 500 тыс. тонн из запланированного объёма в 1 млн тонн). Во втором – двух поставках в среднем по 80-85 тыс. тонн, последняя из которых должна состояться в начале августа. При этом в случае с США речь идет, скорее, о политической мотивации закупок, чем о реальной экономической выгоде для РБ. Весь остальной объем, как и прежде, республика планирует закупить в России, где сырье и дешевле, и доступнее с точки зрения транспортировки. Об этом можно судить даже по следующим цифрам: в апреле-мае средняя цена российской нефти для республики составила около $109, а азербайджанской – около $239 за тонну.

С другой стороны, по-прежнему остается нерешенным вопрос о путях доставки казахстанской нефти на белорусские НПЗ. В данном случае ряд экспертов отмечает, что Нур-Султан крайне зависим в вопросе экспорта своего сырья от России и трубопроводов Каспийского трубопроводного консорциума и Астрахань–Самара. Так, в среднем в год Казахстан прокачивает свою нефть через РФ в объеме около 15 млн тонн. При этом она идет в различные страны и в теории, действительно, могла бы поставляться и в Белоруссию. Однако для этого российской стороне пришлось бы изыскивать дополнительные возможности для прокачки казахстанской нефти, а значит, менять условия своей работы. Формально это не является серьезной проблемой, однако с точки зрения национальных интересов РФ выгоднее самой продавать в Белоруссию нефть, нежели получать вместо этого $200-300 млн за транзит туда сырья из Казахстана. Поэтому в Москве никто и не спешат менять свою систему работы.

В свою очередь, и в Нур-Султане не хотят идти на конфронтацию с Россией ради небольшой сделки с Белоруссией. Реакция российских партнёров может стать для Казахстана серьезной проблемой, которую вряд ли компенсирует выручка от торговли нефтью с Минском. Поставки же сырья через порт Одессы, о чем неоднократно говорили в Нур-Султане как наиболее простом альтернативном пути транспортировки, не устраивает уже белорусскую сторону, так как такая логистика серьезным образом повышает стоимость нефти для местных НПЗ.

В конечном счете сложившаяся сегодня ситуация вокруг поставок в Белоруссию нефти из Казахстана свидетельствует о невозможности ее разрешения в обозримом будущем. В настоящее время решить данный вопрос стороны не могут даже на уровне бумаг, не говоря уже о практической реализации заявленных ранее планов. Поэтому пока все разговоры о поставках казахстанской нефти в Белоруссию выглядят не более чем попыткой Минска держать в напряжении своих российских партнеров.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3322
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика